№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) и последовавшие за ним Указы Президента, постановления Правительства РФ, Правительств субъектов Российской Федерации, распоряжения отраслевых министерств, мэров городов, круглые столы, конференции, форумы и пр., по сути, вывели вопросы энергосбережения и энергоэффективности в национальный тренд, аналогичный по популярности с трендом импортозамещения, но имеющий большую историю и поддерживающий пакет нормативно-правовых актов.
Буквально в течение пары лет после введения № 261-ФЗ в действие была обновлена нормативная база стандартов по энергосбережению/энергоэффективаности (ГОСТ Р 53905-2010 «Энергосбережение. Термины и определения», ГОСТ 31607-2012 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения», ГОСТ 31532-2012 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения» и др.), а по субъектам Федерации и городам РФ «прокатилась волна» целевых программ, ориентированных на исполнение требований № 261-ФЗ, Указа Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 № 1715-р и т.д., однако практически все эти программы по меньшей мере типовые и недостаточно проработанные, что вызывает реальные сомнения в их эффективности.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в целевых программах городов Центрального, Уральского и Сибирского федеральных округов.
Типичными примерами целевых программ энергосбережения/энергоэффективности Центрального, Уральского и Сибирского федеральных округов РФ сегодня можно признать муниципальные программы крупных промышленных центров России с развитой инфраструктурой, ЖКХ и значительным потреблением электроэнергии/мощности — Ярославля (третий по величине населения город Центрального федерального округа), Читы (административный центр Забайкальского края) и Челябинска (административный центр Челябинской области):
- в Ярославле в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р, Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 13.02.2015 N 128-п, реализуется муниципальная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле» на 2016-2018 годы (в редакции постановления мэрии города Ярославля от 08.07.2016 № 1083), в которой основными мероприятиями энергосбережения и повышения энергетичесчкой эффективности определены: развитие системы учета всех видов энергоносителей и внедрение автоматических систем регулирования их потребления, внедрение энергосберегающих технологий, строительных и изоляционных материалов в жилом фонде и системах технического обеспечения, модернизация систем технического обеспечения, в том числе с применением энергоэффективных насосных агрегатов, устройств частотного регулирования и т.п., энергосберегающих приборов и автоматических систем освещения, а также внедрение газопоршневыхкогенерационных установок;
- в г. Чита реализуется муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе „Город Чита“ на 2011-2020 годы», приоритетными мероприятиями которой (помимо активной пропаганды энергосбережения и повышения комптентности населения и менеджментов структур в эффективном использовании энергии) определены установка приборов учета, внедрение энергоэффективных устройств, оборудования и технологий (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление и пр.), снижение удельных показателей потребления используемых энергетических ресурсов (энергоэффективного оборудования, частотно-регулируемых приводов электродвигателей и т.д.), сокращение потерь энергоресурсов, в том числе при их транспортировке (в основном за счет утепления коммуникаций тепловых сетей, систем водоснабжения);
- в Челябинске реализуется Городская целевая программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Челябинска на 2011-2014 годы и на перспективу до 2020 года (утверждена распоряжением Администрации города Челябинска от 03.02.2011 № 570), приоритетными мероприятиями которой стали повышение уровня оснащенности приборами учета энергетических ресурсов, увеличение доли объектов с высоким классом энергетической эффективности (с утеплением и прогрессивными коммуникациями), увеличение доли энергосберегающего освещения и систем автоматического управления освещением, а также «новых стереотипов поведения и мотиваций, направленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии у всех потребителей».
Т.е. по факту во всех программах по энергосбережению и энергетической эффективности формализована сильно «урезанная» версия Приказа Министерства экономического развития РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», причем организационные, технические и технологические мероприятия «Перечня» не только поданы в виде «ассорти», но и не проработаны с учетом современной концепции энергосбережения за счет снижения потерь энергоресурсов.
Так, например, в утвержденной «Схеме и программе развития электроэнергетики Забайкальского края на период 2017-2021 годы» акцентировано внимание на существенном недостатке средств компенсации реактивной мощности для регулирования и ввода уровней напряжения в допустимую область, что повышает энергопотребление иснижает качество электроэнергии со всеми вытекающими последствиями. Вместе с тем, компенсация реактивной мощности с помощью автоматических и неавтоматических (регулируемых и нерегулируемых) конденсаторных установок КРМ, УКРМ, УКМ и пр. вообще не рассматривается в целевых программах, хотя defacto может и должна использоваться, как реальный инструмент для высвобождения резерва энергосбережения и повышения энергетической эффективности на любом объекте, в любой сети/сегменте сети за счет снижения энергопотребления и повышения качества электроэнергии.