В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» ежегодно до мая месяца соответствующие структуры в органах власти субъектов Российской Федерации должны разработать и подать завизированные высшим должностным лицом субъекта РФ (с 01.01.2015) схемы и программы перспективного развития электроэнергетики на предстоящий пятилетний период. Это позволяет системному оператору планировать актуальное и скоординированное развитие Единой энергетической системы России, а министерствам энергетики субъектов Федерации — разрабатывать свою схему/программу с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России и «держать руку на пульсе» функционирования своего сегмента ЕЭС.
Т.е. в хронологическом порядке — на основе генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики разрабатывается и утверждается ежегодно до 1 марта уполномоченным органом в сфере электроэнергетики схема и программа Единой энергетической системы России, а схемы и программы развития электроэнергетики регионов формируются на основании схемы и программы развития Единой энергетической системы России до 1 мая и с учетом данных мониторинга исполнениясхем и программ перспективного развития электроэнергетики прошлого года. Но тогда Приказ Минэнерго России от 1 марта 2016 г. № 147 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2016-2022 гг.» вряд ли можно считать актуальным для разработки и утверждения уже опубликованных Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Пензенской области на 2017-2021 гг., Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Саратовской области на 2017-2021 годы, Схемы и программы развития электроэнергетики Самарской области на период 2017-2021 годов и т.д., которые формально должны корректироваться по схеме/программе развития ЕЭС России, утвержденной только к марту текущего года.
Ключевые проблемы систем электроэнергетики субъектов РФ, подготавливающих инфраструктуру Чемпионата мира по футболу 2018 г.
Если рассматривать сегменты ЕЭС в Самарской, Калининградской, Нижегородской областях, где формируется инфраструктура Чемпионата мира по футболу 2018, то общим «знаменателем» для них можно признать большой износ основных фондов, причем:
- в регионах, где планируется проведение Чемпионата мира по футболу 2018, степень износа основных фондов можно признать критическим. Так:
- в энергодефицитной Нижегородской области согласно «Схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2016–2020 годы» на текущий момент доля установленной трансформаторной мощности на ПС c высшим напряжением 220 кВ и выше со сроком службы 25 и более лет составляет около 68%, а к 2022 году достигнет уровня уже 73%, доля установленной трансформаторной мощности на ПС c высшим напряжением 110 кВ со сроком службы 25 и более лет составляет около 81 %, а к 2022 году достигнет уровня более 90%, доля установленной трансформаторной мощности на ПС c высшим напряжением 35 кВ со сроком службы 25 и более лет составляет около 82%, а к 2022 году достигнет уровня 92%, а доля ВЛ разного напряжения со сроком службы 50 и более лет от 24 до 32%;
- в Самарской области согласно «Схеме и программе развития электроэнергетики Самарской области на период 2017–2021 годов» доля совокупной установленной мощности автотрансформаторов классом напряжения 220 кВ и выше на подстанциях МЭС Волги со сроком службы свыше 25 лет составляет 55% от общей установленной мощности, доля совокупной установленной мощности трансформаторов классом напряжения 110 кВ филиала ОАО «МРСК Волги» — «Самарские распределительные сети» со сроком службы свыше 25 лет составляет 66%, а общая протяженность ВЛ 110 кВ со сроком службы более 20 лет составляет 94,7% от общей протяженности линий, где 48% занимают линии со сроком службы более 40 лет;
- в Калининградской области согласно «Схеме и программе развития электроэнергетики Калининградской области на 2016–2020 годы» доля генерирующего оборудования, отработавшего 30 лет и более, составляет 44,5 МВт или 4,8% от суммарной установленной мощности электростанций энергосистемы, единственный крупный генерирующий источник в региональной энергосистеме — Калининградская ТЭЦ, а в самом Калининграде превалирующая доля сетей напряжением 0,23 кВ и кабельных сетей 6 кВ введены в эксплуатацию до 1945 года;
- введение новых сегментов сетей и ПС для инфраструктуры Чемпионата мира по футболу 2018 сможет исправить ситуацию только отчасти и исключительно статистически за счет снижения доли устаревшего оборудования и ВЛ.
Так, строительство ПС 110 кВ Стадион с двумя трансформаторами 110/10 кВ с номинальной мощностью 40 МВА, а также со строительством заходов двух ВЛ 110 кВ Московская-1 и ВЛ 110 кВ Семейкино-2 в 2017 году в Самарской области, строительство стадиона для проведения матчей ЧМ на 35000 зрительских мест с инфраструктурой мощностью 15,8 МВт в Калининграде,стадиона на 45000 зрительских мест, гостиничных комплексов, модернизация аэропорта и пр. в г. Нижний Новгород уменьшат долю изношенных основных фондов, но не их объем, а значит ситуация останется пограничной в плане больших рисков аварий и/или нестабильности электроснабжения.
Вместе с тем, ни в «Схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2016–2020 годы», где стабильно наблюдается дефицит мощности и электроэнергии, ни в схеме/программе профицитных Самарской и Калининградской областей не уделяется должного внимания вопросам компенсации реактивной мощности, хотя в условиях изношенного сетевого оборудования снижение нагрузки на трансформаторы и ВЛ путем нивелирования перетоков реактивной мощности остается одним из лучших способов поддержания сетей в функциональном состоянии.