Развитию российского рынка кабельно-проводниковой продукции (КПП) мешает консерватизм потребителя, который зачастую не готов воспринимать инновационные разработки и предпочитает привычные конструкции и материалы.
Заданный правительством РФ курс на импортозамещение не «расшевелил» потребителя, хотя производители кабеля достаточно активно взялись за разработку и выпуск аналогов импортной продукции. На сегодняшний день, по данным аналитиков, доля импорта на отечественном рынке КПП достигает порядка 10-15%, ежегодно она сокращается на несколько процентных пунктов.
Специалисты уверяют, что российская кабельная промышленность способна выпускать изделия для самых разных условий эксплуатации по индивидуальным требованиям заказчика, в том числе в рамках им-портозамещения. Но преодолеть консерватизм потребителя в глобальном смысле пока не получается.
Этапы выполнения заказа
1. Обращение заказчика к производителю
2. Разработка технического решения и техусловий (при необходимости)
3. Производство продукции, внутризаводские испытания
4. Поставка потребителю либо на опытно-промышленную эксплуатацию
«Клиенты заказывают кабель по стандартам, написанным много лет назад. С тех пор многое изменилось: технологии, материалы, условия. Мы можем изготовить более совершенную конструкцию, соответствующую всем техническим требованиям и, скажем, более привлекательную по цене или с увеличенным сроком службы. Либо возможно то и другое. Скажем, необходимо передать электричество от пункта А в пункт Б при сложных условиях прокладки и эксплуатации. Но в свое время проектировщики заложили определенный вид кабеля в документацию, и заказчик его и покупает, несмотря на то, что каждые три года данный кабель необходимо менять. А можно взять кабель, который прослужит 10 лет, он будет дороже на 50%, но затраты окупятся. Более того, заказчик получит двойную экономию», — поясняет коммерческий директор «Холдинга Кабельный Альянс» Виталий Кабаков.
Как пример консервативного подхода — до сих пор в энергетике активно эксплуатируется кабель в бумажной изоляции, которая физически и морально устарела. Его начали производить еще в 50-60-х годах прошлого века. Именно тогда наблюдался активный рост спроса на кабельные линии для городских распределительных сетей, новых предприятий и других промышленных объектов.
Современная альтернатива — кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ). В зависимости отусловий прокладки его пропускная способность в 1,2-1,3 раза выше, срок службы превышает 50 лет. Кроме того, такие кабели можно прокладывать при отрицательных температурах (до -20°С) без предварительного подогрева, а отсутствие в конструкции жидких компонентов сокращает время и снижает стоимость монтажа. Монтаж также облегчается благодаря уменьшенным массе, диаметру, радиусу изгиба, отсутствию тяжелой свинцовой (или алюминиевой) оболочки. Плюс экологичность — не происходит утечка масла. Еще одно важное преимущество — кабели с изоляцией из СПЭ можно прокладывать в земле, водоемах, на сложных участках кабельных трасс.
Другая инновация — кабели с изоляцией из СПЭ с токопроводящей жилой (ТПЖ) секторной формы. Они имеют небольшие габариты и массу, соответственно, снижается расход материалов на их изготовление и, что немаловажно, стоимость готовых изделий (в среднем на 10-12%). Благодаря компактности конструкции увеличивается длина намотки кабеля на барабан. Для заказчика это означает сокращение затрат на транспортировку и увеличение единой строительной длины.
«Есть, конечно, современные компании, которые имеют свои проектные институты и идут в ногу со временем. Перед ними стоит стратегическая задача: экономить деньги путем внедрения инноваций. Именно они часто являются локомотивом, и кабельщики от них узнают, что может быть в ближайшее время востребовано на рынке. К примеру, кабельная продукция со стойкостью к ультрафиолету, к маслам, к солям. Стойкость к ультрафиолету дает возможность прокладывать кабель на открытом воздухе без дополнительной защиты от солнечных лучей. Производителю кабеля, условно говоря, достаточно один пластикат для изоляции кабеля поменять на другой. А строители заметно экономят на конструкции кабельной эстакады», — говорит Виталий Кабаков.
Что касается импортозамещения, то и тут производители кабеля готовы предложить потребителю современные решения.
ООО «ХКА» является участником общественного проекта «Кабель без опасности», объединяющего добросовестных участников рынка.
В частности, на заводах ХКА (АО «Электрокабель» Кольчугинский завод», АО «Сибкабель», АО «Уралкабель») выпустили аналоги кабелей производства европейской компании Nexans. Часть из них поставлена в Особую экономическую зону промышленно-производственного типа «Тольятти». Аналог кабеля проиводства другой крупной компании — Prysmian Group (для подключения частотно-регулируемых приводов механизмов) поставлен «Уралмаш Нефтегазовое оборудование Холдинг».
«При реализации любого инвестпроекта в рабочей документации обозначается та марка кабеля, которая будет использована при возведении объекта. После того, как мы вывели на рынок новую марку, многие инвесторы стали обращаться в проектные институты с просьбой заменить импортный кабель на кабель нашего производства. С технической точки зрения мы, как минимум, не хуже, а иногда и лучше зарубежных компаний, а по цене — абсолютно лидируем», — говорит начальник продвижения ООО «ХКА» Юрий Парамонов.
В рамках импортозамещения в компании также было освоено производство силового гибкого кабеля марки H07RN-F. «Мы изготовили первую партию кабеля по специальному заказу — это в очередной раз говорит о том, что мы готовы разрабатывать и выпускать продукцию по индивидуальным требованиям клиента. Новый кабель предназначен для всех отраслей народного хозяйства и, что немаловажно, он способен в течение долгого времени функционировать в условиях крайнего севера», — отметил директор АО «Сибкабель» Алексей Кочетков.
Другая инновация — соединительный кабель для телекоммуникационного оборудования сотовой связи — аналог кабеля фирмы Ericsson. При его разработке специалистами ХКА были учтены требования одного из крупнейших российских операторов — ПАО «МТС».
«С технической точки зрения мы, как минимум, не хуже, а иногда и лучше зарубежных компаний, а по цене — абсолютно лидируем»
«Производство такого кабеля было ново для нас, но задача оказалась выполнимой. Были разработаны и изготовлены специальные инструменты для изолирования и экранирования, чтобы обеспечить специальную форму изделия. Были подобраны отечественные материалы. Новый кабель на напряжение до 660 В не распространяет горение», — пояснил директор АО «ЭКЗ» Владимир Иванов.
Доля импорта на отечественном рынке КПП достигает порядка 10-15%
В 2016 г. рынок вырос, предварительно, на 4-5%
В 2015 г. наблюдалось серьезное падение — порядка 15%
Технические условия на новые изделия и сами конструкции разрабатывает ПАО «Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический кабельный институт (НИКИ) г. Томск с опытным производством».
По словам заместителя директора ПАО «НИКИ г. Томск» Евгения Лазарева, если заказчик просит внести незначительные изменения в конструкцию, например, изменить цвет оболочки, то достаточно техсоглашения. Тоже самое касается разовых заказов. Если речь идет о серийном производстве, то в ТУ прописываются конструктивные особенности изделия, его технические характеристики, область применения и т.д. У специалистов института большой опыт — за более чем десятилетний период они разработали несколько десятков техусловий на кабельно-проводниковую продукцию только для нефтегазовой отрасли.
«Из последних заказов — к нам обратилась ростовская компания, для которой мы разработали конструкцию кабеля управления и техусловия на нее. Томский политехнический университет заказывал нам конструкцию обмоточного провода», — рассказал Евгений Лазарев.
Специалисты отмечают, что для того, чтобы изготовить качественный кабель, необходимо высокотехнологичное оборудование, квалифицированные кадры и современные технологии. ООО «ХКА» является участником общественного проекта «Кабель без опасности», объединяющего добросовестных участников рынка.
Реализация проекта во многом повлияла на положительную динамику в отрасли, говорят его участники. В прошлом году рынок вырос, предварительно, на 4-5%, тогда как в 2015 году наблюдалось серьезное падение — процентов на 15. В основном из-за сокращения инвестирования в инфраструктурные проекты и развития теневого бизнеса. На данный момент количество недобросовестных производителей заметно сократилось: часть ушла с рынка, часть, как говорится, взялась за ум.
ООО «Холдинг Кабельный Альянс»