В макроструктуре, экономике, внутренней политике России Нижний Новгород, как крупнейший индустриальный центр Поволжья и действующий член АГП (Ассоциация городов Поволжья), ВСМС (Всероссийский Совет местного самоуправления), ЕРО «ОГМВ» (Евразийское отделение Всемирной организации «Объединенные города и местные власти»), МАГ (Международная Ассамблея столиц и крупных городов), МАПГ (Международная Ассоциация «Породненные города»), СРГ (Союз российских городов), занимает одну из ключевых позиций, а поэтому и город, и Нижегородская область в целом по факту являются маркером эффективности реализации важнейших задач и федеральных программ РФ.
Достижения Нижнего Новгорода, Нижегородского региона, Нижегородской агломерации и в целом Нижегородской области в реализации национальных трендов импортозамещения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, энергетической безопасности России показательно еще и тем, что по официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области экономический кризис в стране не оказал критического влияния на стабильность экономики в Нижегородском регионе. Так, индекс промышленного производства в области вырос по сравнению с 2015 годом более, чем на 6%, а сама Нижегородская область по числу и обороту организаций с участием иностранного капитала уже несколько лет занимает стабильное 3-е место в Приволжском федеральном округе после Самарской области и Республики Татарстан.
Вместе с тем, федеральные и региональные мероприятия, реализуемые в Нижнем Новгороде, Нижегородской агломерации и Нижегородской области согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», Энергетической стратегии России на период 2030 года, N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению экономической и энергетической эффективности российской экономики» и т.д. вряд ли можно сегодня считать абсолютно достаточными, поскольку:
- энергетическая безопасность России может обеспечиваться только комплексной реализацией трендов импортозамещения и энергосбережения/повышения энергоэффективности. Т.е. повышение энергосбережения и энергетической эффективности любого объекта должно выполняться за счет отечественных технологий и путем интеграции устройств, оборудования со статусом «отечественное изделие», что априори нивелирует зависимость от зарубежных производств и зарубежной политики в отношении страны.
Так, критически важно использовать только российские моторные, светотехнические, помехоподавляющие конденсаторы и конденсаторные установки КРМ, УКРМ, УКМ для снижения энерогопотребления и повышения энергетической эффективности литейно-прокатного комплекса ЗАО«ОМК-Сталь», производств АО «ВМЗ» в г. Выкса, завода по производству ламинированных поверхностей ООО «Юнилин» в г. Дзержинск, машиностроительного предприятия по производству металлургического оборудования ООО «Даниели Волга» в г. Дзержинск, завода по производству гипсокартона ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция РУС» в Павловском районе Нижегородской области, завода по производству блоков из ячеистого бетона автоклавного твердения ООО «Поритеп НН» в Богородском районе Нижегородской области и т.д.
- в очень близкой перспективе Россию ожидает обновление тренда энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Уже прошел успешные согласования и обсуждения Проект комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации (в информационном поле Рунета часто позиционируется, как проект «Энергоэффективность 2.0» или «перезагрузка»), который был разработан в мае текущего года Минэкономразвития России. В этом комплексном плане уже заложено «стимулирование промышленных предприятий к реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности» путем «оценки эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности» (III квартал 2018 г.), «внедрения методики отбора объектов и технологий высокой энергетической эффективности, в отношении которых применяются налоговые льготы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600» (II квартал 2018 г.), а также «создания системы рейтинга предприятий России в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (IV квартал 2018 г.).
Т.е. уже сейчас необходима актуализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению энергопотребления объектов за счет компенсации реактивной мощности конденсаторными установками КРМ, УКРМ, УКМ для таких крупных энергоемких инвестиционных проектов Нижнего Новгорода, Нижегородской агломерации и Нижегородской области, как Комплекс гидрокрекинга остатков ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в г. Кстово с энергопотреблением по проекту 301670125 кВт* ч (ввод в эксплуатацию в 2020 году), производство автокомпонентов ООО «Леони Заволжье» в г. Заволжье с энергопотреблением по проекту 3000000 кВт* ч (ввод в эксплуатацию в 2020 году), завод по переработки полимеров ООО «Вариант-Ресурс» в г. Дзержинск с энергопотреблением по проекту 22265000 кВт* ч (ввод в эксплуатацию в 2019 году), свеклоперерабатывающий завод ОАО «Сергачский сахарный завод» в г. Сергач п. Юбилейный с энергопотреблением по проекту 25000000 кВт* ч (ввод в эксплуатацию в 2017 году) и др.