Красноярск и красноярский край с городами Норильск и Ачинск, Канск и Железногорск, Кодинск и Минусинск, Зеленогорск и Енисейск, Лесосибирск, а также Иркутская область, уровень развития которой определяет экономика Иркутска, Братска, Ангарска, Усть-Илимска, Усолье-Сибирского и др. городов областного подчинения, без преувеличения можно назвать локомотивом прогресса Восточной Сибири.
Огромная по площади территория РФ со структурно-территориальными образованиями, городами, ПГТ, селами живет в соответствии с ключевыми положениями Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030, Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года, Доктрины продовольственной безопасности страны, Доктрины энергетической безопасности России, Указов Президента Российской Федерации № 889 от 4 июня 2008, № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 и т.д.
Вместе с тем, реализация в городах, ПГТ Красноярского края, Иркутской области и даже в самих областных центрах национальных трендов импортозамещения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности defacto в большей степени идет декларативно через пункты, разделы, отдельные муниципальные программы с мероприятиями, не соответствующими масштабам ожидаемых Правительством РФ изменений. Так, в направлении электроэнергетики в части:
- энергосбережения основной упор делается на внедрение энергосберегающего освещения, замену приводящих двигателей на более современные с частотным регулированием и т.п., т.е. локальные, безусловно важные мероприятия, но не дающие и не способные дать масштабный эффект в жилом, муниципальном и промышленном секторах.
В то же время традиционно для подавляющего большинства городов России в региональных и муниципальных программах «остались за бортом» мероприятия по компенсации реактивной мощности с помощью регулируемых и/или нерегулируемых установок КРМ, УКРМ, УКМ, АКМ, позволяющие экономить в отдельных ситуациях до 60-70% потребляемой электроэнергии;
- импортозамещения большая часть замен оборудования и компонентов сетей различной собственности и локализации происходит с применением зарубежных продуктов, что явно идет в разрез, как с самой концепцией импортозамещения, так и Доктриной энергетической безопасности России.
Ментальная русская смекалка здесь играет не в пользу интересов страны — импортные конденсаторы, установки компенсации реактивной мощности, электродвигатели и т.д. становятся условно «отечественным изделием» благодаря оформлению совместных предприятий, аффилированных компаний с российским капиталом и т.д. Однако факт критической зависимости от зарубежного производителя остается — все ключевые компоненты и узлы оборудования, а зачастую и сами устройства производятся вне России, а значит остаются очень высокими, и даже критическими риски масштабных аварий, остановок предприятий, обесточивания инфраструктуры объектов и т.д. в случае прекращения поставок из-за границы.
Кроме того, такой подход к «импортозамещению» ставит под реальную угрозу успешность реализации крупнейших и масштабных проектов в Восточной Сибири, в том числе по:
- созданию Ангаро-Енисейского Кластера на базе городов и промышленных объектов (ЗАО ЗДК"Полюс", ООО «Сиблес Проект», ООО «Группа «Магнезит», ООО ГРК «Амикан», ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», ООО «Соврудник», ОАО «ЕвроСибЭнерго», ООО «Кингашская ГРК», ООО «КраМЗ» и др.) Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского, Саянского районов Красноярского края к 2021 году, в который инвестируется порядка 270,8 млрд. рублей;
- организации комплекса производственных мощностей по деревообработке и выпуску плит OSB в промышленной зоне г. Канска, запланированной Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края на 10 лет с инвестициями более 1 073,2 млн рублей;
- созданию в г. Красноярске производства железнодорожных грузовых транспортных систем, которое ООО «Красноярские машиностроительные компоненты» и ООО УК «КарАл» Красноярское региональное отделение «Союза Машиностроителей России» планируют завершить к 2022 году с инвестициями в 50600 млн рублей;
- созданию золотодобывающего кластера на базе Сейбинского, Лысогорского месторождений рудного золота и Кутурчинской площади к 2030 году с инвестициями от 3 971,9 млн рублей;
- модернизации передела обогащения ОАО «Краснокаменский Рудник» в п. Краснокаменск Курагинского района, которую компания Цинлун (Гонконг), ООО «Новая угольная компания» (Россия) и ООО «Евро-Азия Инвест» (Россия) должны осуществить в объеме инвестиций 6 042.2 млн рублей к 2024 году;
- освоению Чадобецкого месторождения бокситов, Константиновского золоторудного месторождения, Верхнеамыльского золоторудного узла в Красноярском крае, строительству магистрального нефтепровода «Куюмба — Тайшет», Тайшетского алюминиевого завода, созданию производства особо чистых кристаллов кварца в г. Ангарск, производства онкологических препаратов в г. Усолье-Сибирское, металлургического завода по производству высококачественного гранулированного чугуна в г. Черемхово Иркутской области и т.д. и т.п.
Перспективы компенсации реактивной мощности с помощью российских конденсаторов и установок в Красноярском крае и Иркутской области.
Российские производители силовых конденсаторов, конденсаторных установок переменного тока для повышения коэффициента мощности пока смотрят на ситуацию в Красноярском Крае и Иркутской области с большим оптимизмом, ведь:
- растет по экспоненте интерес исполнительных властей разного уровня, управляющих компаний кластерных образований, промышленных и муниципальных предприятий к конденсаторам и конденсаторным установкам переменного тока для повышения коэффициента мощности, имеющим defacto статус «отечественное изделие», что демонстрирует активное посещение региональных и национальных специализированных выставок, а также увеличение объемов продаж продукции российского производства. Причем владельцы объектов, интегрировавшие в свои сети силовые конденсаторы и конденсаторные установки компенсации реактивной мощности уже убедились в показательном качестве отечественных изделий и делятся опытом энергосбережения по «сарафанному радио»;
- уже не за горами введение в действие Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации («Энергоэффективность 2.0»), который разработан Минэкономразвития России еще весной и на текущий момент проходит последние этапы обсуждений/согласований, в том числе 5 октября в Санкт-Петербурге на VII Международном конгрессе «Энергосбережение и энергоэффективность — динамика развития». Согласно проекту «перезагрузки», будет существенно повышена ответственность за энергосберегающие мероприятия и усилен контроль государства над исполнением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а значит время «декларативности» проходит и можно ожидать значительного роста активности ответственных лиц в этом направлении.