Ульяновская и Саратовская области вместе с Республикой Татарстан по факту определяют экономический потенциал Волго-Камской промышленной зоны Приволжского экономического района, а также входят в десятку субъектов РФ, формирующих валовый национальный продукт Приволжского федерального округа. По сути, это накладывает особую ответственность на областные, городские власти и менеджменты производственных (производственно-коммерческих) структур Ульяновска и Саратова за прогресс в развитии различных отраслей экономики, в том числе в направлении энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как объектов и структурных образований, так и инфраструктуры областных центров.
Вне сомнения, областные и городские программные документы Саратова и Ульяновска, Стратегии и планы социально-экономического развития городов и регионов создавались с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889, № 261-ФЗ от 23 ноября 2009, государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», антикризисного плана, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 98-р от 27.01.2015, Федеральных Законов и Государственных программ «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Обеспечение обороноспособности страны», «Обеспечение государственной безопасности» и т.д., что особенно важно с учетом расположения на территории Волго-Камской промышленной зоны предприятий оборонного комплекса ОАО «Утес», ОАО УКБП, НПО «Авиаприбор-Симбирск», ООО «Агрегат», НПО «Авиа- прибор-Симбирск», ООО «Эверс», SATAIR, Aviahelp Group, Goodrich и др. Вместе с тем, следует понимать, что в направлении энергосбережения и повышения энергетической эффективности уже сегодня происходят кардинальные изменения на федеральном уровне и в ближайшее время начнут работать ряд новых документов, в том числе Комплексный план повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации (проект «Энергоэффективность 2.0»), законодательная база которого уже была рассмотрена на VII Международном конгрессе «Энергосбережение и энергоэффективность — динамика развития», проходившем в начале текущего месяца в Санкт-Петербурге.
Т.е. по факту целый пакет плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Ульяновска и Саратова, Ульяновской и Саратовской областей, Волго-Камской промышленной зоны и Приволжского федерального округа в целом придется актуализировать после «перезагрузки энергоэффективности» в России, причем с учетом национального тренда импортозамещения.
Компенсация реактивной мощности в Ульяновске и Саратове, как один из оптимальных инструментов выхода на прогрессивный уровень энергоэффективности.
Определяющим показателем энергетической эффективности является расход энергетических ресурсов, причем снижение энергопотребления может быть достигнуто за счет реализации любых материальных, технических, технологических мероприятий. Т.е. получение энергетических паспортов зданий, домов, преференций и льгот по налогообложению за счет повышения энергетической эффективности и пр. может быть осуществлено благодаря эффективному энергосбережению и в этом аспекте компенсация реактивной мощности в силовых сетях любых объектов имеет огромные резервы.
Благодаря интеграции в силовую сеть (или сегмент сети) предприятия, учреждения, муниципального образования, многоквартирного дома, здания/сооружения:
- нерегулируемых установок переменного тока для повышения коэффициента мощности создается возможность максимально дешево «срезать» общий фон перетоков реактивной мощности, попутно повышая стабильность сети по току, напряжению, частоте;
- регулируемыхустановок компенсации реактивной мощности КРМ, УКРМ, УКМ, АУКРМ и пр. появляется реальная возможность максимально снизить энергопотребление, оптимизировать работу электрооборудования, производственные и технологические процессы, а в итоге — снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность продукции.
Вместе с тем, стабильность силовых сетей объекта, а значит и стабильность работы предприятия по факту сегодня зависит не только от эффективности компенсации реактивной мощности, но и от доступности комплектующих установок КРМ, УКРМ, УКМ в конкретном регионе РФ и стране в целом. Так, из-за сложной прогнозируемости международной политической и экономической ситуации на фоле технического абсурда находится покупка установок компенсации реактивной мощности и/или силовых конденсаторов из стран ЕС, США, Канады, Японии и даже Китая, поскольку получение комплектующих для ремонта, а также реализация производителем сервисного обслуживания даже на текущий момент является большой проблемой.
В этой связи выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно быть сочетанным с мероприятиями по импортозамещению, тем более, что сегодня российские производители компонентов силовой электроники предлагают силовые конденсаторы и установки повышения коэффициента мощности наиболее прогрессивного уровня в масштабах международного электротехнического рынка.