Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России уже стали «притчей во языцех» и возможно поэтому практически все действия федеральных властей в этом направлении в регионах рассматриваются в аспекте пословицы «собака лает, а караван идет» или, в лучшем случае делегируются на главного налогоплательщика страны — простых людей. Так, с введением в действие N 261-ФЗ и выходом Постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 года N 340 региональные и муниципальные программы в этой области «запестрели» рефренами пакета мероприятий, направленных на добровольно-принудительную установку собственниками квартир/домов приборов учета и замену ламп накаливания на энергосберегающие, что, безусловно, важно в масштабах страны, но вряд ли обеспечит прорыв в решении проблемы энергосбережения для ПГТ, города, округа и даже региона.
Не внесло каких-либо особых изменений в подход регионов к энергосбережению и Распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2018 г. № 703-р, которым ввели в действие комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, хотя здесь достаточно четко были определены основные мероприятия по энергосбережению для предприятий промышленности, организаций бюджетной сферы и тех же собственников многоквартирных домов. Однако вполне реально, что в скором времени и может даже в следующем году собственники жилья многоквартирных домов детально и на практике познакомятся с новшествами комплексного плана, а региональные и муниципальные программы энергосбережения пополнятся одним-двумя новыми мероприятиями.
Как-то практически незаметно для россиян и для большинства региональных властей прошло введение в действие № 221-ФЗ, подписанного Президентом РФ 19 июля текущего года и вменяющего органам государственной власти, местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям в обязанность ежегодно представлять в Минэнерго России декларацию о потреблении энергетических ресурсов. Пожалуй, единственным регионом, оперативно, хотя пока и декларативно отреагировавшим на № 221-ФЗ стала МО, Правительство которой приняло Постановление от 19 июня 2018 года N 390/21, но пока есть надежда, что со временем «волна реакций» докатится и до таких «отдаленных» регионов страны, как Ростовская область, где до сих пор реализуются программы энергосбережения 2013 года с небольшой ежегодной коррекцией цифр, но не показателей или мероприятий.
Скрытые резервы энергосбережения в Ростове-на-Дону и Ростовской области.
Если условно принять, что ключевые поставщики энергетических ресурсов в Ростовской области — ООО «ЛУКОЙЛ-РОСТОВЭНЕРГО», филиал ПАО «ОГК-2» Новочеркасская ГРЭС, филиал АО «КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ» «Ростовская АЭС», АО «ДОНЭНЕРГО», филиал ПАО «МРСК Юга» — «Ростовэнерго», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», ПАО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ», ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», АО «Теплокоммунэнерго» — эффективно поработали над проблемами энергосбережения в своей инфраструктуре, то в отношении электроэнергии максимальный резерв для прорыва в этой области следует искать в сетях напряжением 0,4 кВ, где по данным Минэнерго России потери доходят до 14 %, а нивелировать большую их долю можно компенсацией реактивной мощности нерегулируемыми и/или регулируемыми установками КРМ, УКРМ, УКМ и т.д. Причем почти аналогичный вклад в энергосбережение за счет нивелирования перетоков реактивной мощности установками КРМ, УКРМ, УКМ могут сделать, как системообразующие предприятия Ростовской области, так и жилой/муниципальный фонд, где потребление реактивной энергии растет с каждым годом, но она не генерируется (компенсируется) на местах, а поставляется «по старинке» из магистральных и распределительных сетей со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Таблица. Основные системообразующие предприятия Ростовской области с большим потенциалом энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
ОАО «НЗНП» | АО «Каменский стеклотарный завод» | ООО «АксайСтройПром» | Филиал АО «АЭМ-ТЕХНОЛОГИИ» «Атоммаш» в г. Волгодонск | ООО «Сальсксельмаш» | ЗАО «КОМЗ-Экспорт» |
ЗАО «ЭМПИЛС» | ОАО «ЭНЕРГОПРОМ — НЭЗ» | ООО «Шахтинская керамика» | ООО «Завод КОНОРД» | АО «Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования» | ООО «ПК «НЭВЗ» |
АО «Каменскволокно» | АО «Комбинат Крупнопанельного домостроения» | ПАО «ТАГМЕТ» | ООО «Гринмакс» филиал «Азов» | ОАО «Миллеровосельмаш» | ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» |
ООО ПКФ «Атлантис Пак» | ЗАО «Чалтырское производственно-коммерческое предприятие строительных материалов» | АО «Алюминий Металлург Рус» | ООО «Донкабель» | АО «Корммаш» | ПАО «Роствертол» |
ООО «Вотерфолл ПРО» | ЗАО «Холдинг — СКЗ» | ОАО ТКЗ «Красный котельщик» | АО «КЛЕВЕР» | АО «Шахтинский завод Гидропривод» | АО «Донской антрацит» |
ООО «Гардиан Стекло Ростов» | ЗАО «Углегорск — Цемент» | АО «АТОММАШЭКСПОРТ» | ООО «КЗ «РОСТСЕЛЬМАШ» | АО «ПромТяжМаш» | ОАО «Донуголь» |
Решение проблемы энергосбережения за счет компенсации реактивной мощности в жилом и муниципальном фонде городов не новое и давно используется в ряде городов развитых стран мира, причем в одних реализованных проектах задействованы только нерегулируемые установки компенсации реактивной мощности, буквально «срезающие реактивный фон», характерный для объединенных сегментов сетей потребителей в разное время года, в других — перетоки реактивной мощности максимально полно нивелируются регулируемыми конденсаторными установками. Так или иначе, но компенсация реактивной мощности в сетях муниципальных учреждений, многоквартирных домов и коммунальных предприятий в совокупности позволяет сэкономить от 30-40% потребляемой полной мощности, а это уже явный прорыв в энергосбережении и повышении энергетической эффективности.