
В обзор включены нормативные документы, касающиеся сферы электроэнергетики, которые появились в законодательстве РФ в период с 29 октября по 4 ноября 2018 года. Обзор подготовлен юридической компанией Lex Consilium с участием информационно-консалтинговой группы Electricalnet.ru.
Дополнен перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла
Правительством РФ дополнен перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла случаями оснащения автоматизированными информационно-измерительными системами учёта энергетических ресурсов и коммунальных услуг объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая установку приборов учёта, устройств сбора и передачи данных учёта, хранения и передачи данных учёта (постановление Правительства РФ от 29.10.2018 № 1281).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2018 № 1281 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087» дополнен перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла случаями оснащения автоматизированными информационно-измерительными системами учёта энергетических ресурсов и коммунальных услуг.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) в случаях, установленных Правительством, заключается контракт жизненного цикла, предусматривающий закупку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Перечень таких контрактов жизненного цикла утверждён постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1087 (далее соответственно — перечень, КЖЦ).
В целях обеспечения возможности оснащения автоматизированными информационно-измерительными системами учёта энергетических ресурсов и коммунальных услуг объектов системы коммунальной инфраструктуры (включая установку приборов учёта, устройств сбора и передачи данных учёта, хранения и передачи данных учёта) в рамках КЖЦ подписанным постановлением в перечень внесены соответствующие изменения.
По состоянию на середину 2018 года уровень оснащённости приборами учёта составляет в зависимости от вида энергоресурсов и субъектов Федерации от 20% до 80%. Применение механизма КЖЦ позволит расширить инструменты финансирования оснащения приборами учёта и создания соответствующих автоматизированных информационно-измерительных систем учёта энергетических и коммунальных ресурсов.
При госзакупках по Федеральному закону № 44-ФЗ работоспособность системы гарантирована только в пределах срока предоставляемой гарантии на оборудование, а точность данных и непрерывность процесса измерения не гарантируются по причине отсутствия единой ответственности на всём технологическом процессе (проектирование, монтаж, эксплуатация, поверка, ремонт).
Построение системы учёта по схеме КЖЦ позволяет обеспечить технологическую преемственность, последовательность создания системы и её дальнейшей эксплуатации и, как следствие, гарантированную работоспособность системы и достоверность данных в течение всей длительности жизненного цикла (прямая заинтересованность исполнителя в работоспособности системы на всём жизненном цикле). По схеме КЖЦ у исполнителя возникает ответственность за работоспособность всех элементов системы на всех этапах технологического и жизненного цикла, что приводит к повышению экономической эффективности всего проекта и снижению суммарных издержек для исполнителя и заказчика.
В то же время внесение изменений в перечень в части обеспечения возможности оснащения автоматизированными информационно-измерительными системами учёта энергетических ресурсов и коммунальных услуг объектов системы коммунальной инфраструктуры по схеме КЖЦ не отменяет и не исключает возможности приобретения приборов учёта и систем на их основе посредством действующих механизмов госзакупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. При этом появляется дополнительный механизм, направленный на реализацию требований законодательства об обеспечении 100-процентного учёта производимых, передаваемых и потребляемых энергетических ресурсов и коммунальных услуг.

Третий за год. Минэнерго выбрало нового поставщика электроэнергии в Вологодскую область
31 октября, на официальном сайте Минэнерго появилось сообщение о том, что победителем конкурса по выбору сбытовой компании для Вологодской области, состоявшегося 24 октября, стала «Северная сбытовая компания».
Речь идет о приказе Минэнерго России от 29.10.2018 № 938 «О признании заявителя победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Вологодской области».
«Северная сбытовая компания» набрала самое большое количество баллов среди других участников конкурса по двум основным показателям — сумме, за которую заявитель должен выкупить долги у кредиторов ПАО «Вологдаэнергосбыт» (1 млрд. 100 млн. руб.), и штрафному индексу за включение в «черный список» недобросовестных участников конкурса.
Конкурентами у «Северной сбытовой компании» были ООО «Русэнерго», ПАО «Костромская сбытовая компания» и АО «Мосэнергосбыт», и штрафной индекс в отношении этих компаний не применялся.
По предварительным данным, новым поставщиком электроэнергии в Вологодскую область будет Московское ООО «Северная сбытовая компания» — «дочка» ПАО «Интер РАО ЕЭС», председателем совета директоров которого является Игорь Сечин. Таким образом, «Северная сбытовая компания» станет третьим за год поставщиком электроэнергии в Вологодскую область после ПАО «Вологдаэнергосбыт», лишенного статуса регионального гарантированного поставщика 1 апреля, и ПАО «МРСК Северо-Запада», выполняющего функции гарантирующего поставщика в области с 1 апреля нынешнего года.
Еще один интересный факт — часть акций ПАО «Вологдаэнергосбыт» до 2016 года принадлежала Марине Сечиной — бывшей жене руководителя ПАО «Интер РАО ЕЭС» и компании «Роснефть» Игоря Ивановича Сечина.
В настоящее время общество с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» (ООО «ССК») поставляет электроэнергию на территорию нескольких субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдано ООО «ССК» 20 июля 2018 года.
Правительство одобрило проект о микрогенерации в электроэнергетике
Правительство РФ в среду, 31 октября, рассмотрело и одобрило ряд поправок в закон «Об электроэнергетике», что необходимо для развития «зеленой» микрогенерации. В ближайшее время все законопроекты внесут в Думу.
Этим поправки вносят в законодательство понятие «объект микрогенерации» и устанавливают критерии отнесения генерирующих объектов к такой категории. Принятие документа даст возможность упростить размещение объектов микрогенерации, предоставит их владельцам шанс продать излишки вырабатываемой энергии на розничных рынках. Их будут реализовывать энергосбытовым компаниям и гарантирующим поставщикам энергии.

Правительство РФ предлагает инвесторам стабильность правовых условий реализации инвестиционной деятельности
Проектом Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство РФ предлагает инвесторам стабильность правовых условий реализации инвестиционной деятельности.
Проект регулирует отношения, возникающие при осуществлении инвестиций на территории РФ на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в целях реализации проектов, в том числе, в сфере обеспечения электрической энергией.
Проект устанавливает, в числе прочего, правовые гарантии прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов, а также регламентирует порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Согласно проекту, соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении проектов заключается сроком на 6 лет, если объем собственных инвестиций не превышает 30 миллиардов рублей, и 12 лет в отношении проектов, объем собственных инвестиций в которые составляет 30 и более миллиардов рублей. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении проектов, период инвестирования в основной капитал по которым превышает 6 лет, вне зависимости от объема собственных инвестиций заключается сроком на 18 лет.
При этом в указанный срок не входит год, в который было заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
Срок действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений может быть продлен на 6 лет при условии, что инвестор принял обязательства по реинвестированию доходов по проекту в объеме не менее 1 миллиарда рублей в течение указанного периода.
Проектом предусматривается внесение соответствующих изменений в некоторые Федеральные законы, в частности, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях».

Внесение изменений в методические указания по расчету тарифов на электроэнергию для населения
29.10.2018 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы в отношении текста проекта приказа «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э».
Рассматриваемый проект приказа ФАС России предусматривает внесение изменений в Методические указания во исполнение положений Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость, которая учитывается при расчете тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (основная ставка НДС будет повышена с 01.01.2019 с 18 до 20 %).
Разработчик — ФАС России
Процедура — независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта
ID проекта: 04/15/10-18/00085351

Поправки к законопроекту по внедрению интеллектуальных систем учета электрической энергии
Статс-секретарь — заместитель Минэнерго России Анастасия Бондаренко: «Предлагаем возложить ответственность за установку „умных“ счётчиков на гарантирующих поставщиков или сетевую организацию».
В ходе пресс-конференции в медиацентре «Российской газеты» статс-секретарь — заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко рассказала о разрабатываемых поправках к законопроекту по внедрению интеллектуальных систем учета электрической энергии.
Заместитель Министра обратила особое внимание, что поправки ко второму чтению документа в Государственной Думе Российской Федерации еще не согласованы Правительством Российской Федерации и находятся в стадии обсуждения.
По словам Анастасии Бондаренко, инициатива Минэнерго России подразумевает, что в России «умные счётчики» начнут повсеместно устанавливать с 2021 года. Заместитель Министра пояснила, что сегодня потребитель (и население, и субъекты оптового рынка) сам должен устанавливать счётчик для учета электроэнергии. Согласно предложениям энергетического ведомства, эта обязанность останется только для крупных промышленных потребителей — субъектов оптового рынка, с остальных категорий это бремя будет снято — обязанность перенесут на гарантирующих поставщиков и сетевые организации.
«Проект поправок предусматривает включение расходов на установку счетчиков в тариф. Размер платы пока точно назвать невозможно. Однако приборы учета должны привести к экономии за счет снижения потерь электроэнергии. В любом случае возможный рост тарифов будет ограничен уровнем, предусмотренным прогнозом», — сказала Анастасия Бондаренко журналистам.
Статс-секретарь пояснила, что Минэнерго России совместно с Росстандартом и Министерством промышленности и торговли сейчас обсуждают требования к таким приборам учёта. «Позднее будут приняты требования к минимальному функционалу счётчика, постановление об этом отдельно утвердит Правительство. При этом до 2021 года прибор учёта могут заменить и на неинтеллектуальный, а после этого срока — только на „умный“», — подчеркнула замминистра.
Подготовленные Минэнерго России поправки также подразумевают, что в случае, если гарантирующий поставщик или сетевая организация будут игнорировать свои обязательства по установке интеллектуальных приборов учёта в квартирах граждан, в течение трех-шести месяцев счет за электроэнергию будут выставлять по среднему значению, а по истечении — гражданин прекратит оплачивать электричество. «То есть платить за поставленные ресурсы придется самой компании, кроме того, ей будет грозить штраф», — заключила Анастасия Бондаренко.

Об упрощении процедуры подключения к электросетям в России
Всемирный банк: «Реформы российских энергетиков признаны лучшей практикой, которая будет описана и распространена среди других стран».
Опубликован ежегодный рейтинг Всемирного банка «Doing Business», в котором эксперты в очередной раз подтвердили эффективность процессов, направленных на упрощение процедуры подключения к электрическим сетям в Российской Федерации.
По показателю «Подключение к системе электроснабжения» в части индикаторов «Индекс надежности электроснабжения» и «Прозрачности тарифов» Россия получила максимально возможную оценку в 8 баллов. Эксперты Всемирного банка отметили, что процедура подключения к электрическим сетям в г. Москве и г. Санкт-Петербурге сокращена до двух этапов:
- заключения договоров технологического присоединения и электроснабжения через сетевую организацию;
- выполнения работ и подачи напряжения на объект.
На сегодняшний день только в двух странах мира — России и ОАЭ — техприсоединение возможно провести лишь в два этапа. В мировой практике это максимально короткие сроки.
В рейтинге Всемирного банка также отмечается, что за минувший год в России удалось снизить стоимость техприсоединения. Во многом это стало возможным в связи с тем, что с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства.
При этом сроки подключения к электросетям сократились до 73 дней.

По индикатору «Подключение к системе электроснабжения» (интегральный показатель «Distance to Frontier» (DTF), отражающий близость страны к лидеру рейтинга) Россия получила 94 балла из 100.
Источник: Подготовлено юридической компанией Lex Consilium с участием информационно-консалтинговой группы Electricalnet.ru