Обзор подготовлен юридической компанией Lex Consilium с участием информационно-консалтинговой группы Electricalnet.ru.

Порядок ликвидации нарушений работы в сети
Вводится комплекс мер по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергетических систем и объектов электроэнергетики (приказ № 548 Минэнерго РФ от 12.07.2018 г.).
21.11.2018 г. вступает в законную силу приказ Минэнерго России от 12.07.2018 г. № 548 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики».
Приказом устанавливается порядок организации и предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также технологических нарушений в работе электрических сетей, объектов электроэнергетики, определяется порядок действий диспетчерского персонала субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативного персонала субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем.
Порядок распространяется на:
- системного оператора, иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных электроэнергетических системах;
- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав ЕЭС России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
- потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности, и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 МВт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Приказом установлены, в частности:
- требования к инструкциям по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима;
- механизмы предотвращения и ликвидации недопустимых отклонений частоты электрического тока;
- перечень мер по предотвращению и ликвидации недопустимых отклонений напряжения;
- механизмы предотвращения и ликвидации перегрузки линий электропередачи, электросетевого оборудования и контролируемых сечений;
- порядок ликвидации нарушений нормального режима при отключении линий электропередачи;
- порядок ликвидации неполнофазных, асинхронных режимов и режимов синхронных качаний в электрической сети;
- механизмы восстановления нормального режима после разделения энергосистемы;
- порядок ликвидации нарушений в главных схемах электрических станций и подстанций;
- порядок действия по предотвращению и ликвидации нарушений в схемах собственных нужд подстанций и электрических станций;
- перечень мер по предотвращению и ликвидации нарушений в электрических сетях напряжением 35 кВ и ниже;
- особенности ликвидации нарушений нормального режима при отказах средств связи.

Кабмин РФ одобрил законопроект о продлении лицензирования энергосбытов до 1 июля 2020 года
Правительство РФ одобрило законопроект, в рамках которого срок получения лицензии для сбытовых компаний в сфере электроэнергетики продлевается до 1 июля 2020 года, и приняло решение внести его в Госдуму, сообщается на сайте кабинета министров.
По действующим правилам энергосбытовые организации обязаны получить лицензию до конца 2018 года. За энергосбытовую деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований предусматривается административная ответственность.
«Законопроектом предлагается продлить установленный срок (начала — ред.) запрета на энергосбытовую деятельность без соответствующей лицензии до 1 июля 2020 года. Предусматривается также, что административная ответственность за нарушение этого запрета будет применяться с 1 июля 2020 года», — говорится в сообщении.
В конце 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении лицензирования энергосбытовой деятельности (то есть, продажи на розничных рынках произведенной и (или) приобретенной электроэнергии).
Закон предусматривает ведение сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности. Одновременно устанавливается ответственность за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии. В случае нарушения лицензионных требований должностные лица могут быть предупреждены, либо обязаны уплатить штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Штраф для юрлиц в этом случае составит от 30 до 40 тысяч рублей.
А при грубом нарушении штраф для должностных лиц увеличится — до 150−200 тысяч рублей, для юрлиц — до 300−500 тысяч рублей. В то же время возможна дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет. Понятие грубого нарушения лицензионных требований будет установлено в положении о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое утвердит Правительство РФ.
Подготовка проекта постановления правительства РФ о внесении изменений в действующую систему ограничения энергопотребления
19.11.2018 г. Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования правил введения ограничения режима потребления электрической энергии и порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика».
Действующая система ограничения режима потребления имеет некоторые сложности в регулировании следующих вопросов:
- ввод ограничения по всем точкам поставки, указанным в договоре;
- задолженность, накопленная в период времени, на который было введено ограничение;
- определение величины потерь, возникших в сетях транзитных потребителей;
- применение способов уведомления потребителя о предстоящем введении режима ограничений;
- процедура составления акта о введении режима ограничений.
Также в действующем законодательстве не установлен порядок расчета рейтинга при отсутствии задолженности перед кредиторами оптового рынка электрической энергии и мощности организации, утратившей статус гарантирующего поставщика.
Разрабатываемый проект постановления Правительства РФ направлен на решение вышеуказанных сложностей и восполнения пробелов законодательства РФ в данной сфере.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового акта.
Открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России с целью формирования отраслевой нормативной базы
19.11.2018 г. открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «Об утверждении методических указаний по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа».
Проект приказа разработан в целях формирования отраслевой нормативной базы, обеспечивающей постепенный переход от системы управления производственными активами, основанной на нормативном методе планово-предупредительного ремонта (ППР), к ППР на основе технико-экономического обоснования вариантов воздействия, направленного на управление техническим состоянием производственных активов.
Методические указания будут определять порядок оценки вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования электрических станций и электрических сетей, а также порядок оценки последствий такого отказа.
Методика будут распространяться на следующие группы оборудования и сооружения объектов электроэнергетики (основное технологическое оборудование):
- паровые турбины установленной мощностью 5 МВт и более;
- паровые (энергетические) котлы;
- гидротурбины установленной мощностью 5 МВт и более;
- гидрогенераторы номинальной мощностью 5 МВт и более;
- турбогенераторы номинальной мощностью 5 МВт и более;
- силовые автотрансформаторы высшего класса номинального напряжения 110 кВ и выше и номинальной мощностью 63 МВА и более;
- линии электропередачи высшего класса номинального напряжения 35 кВ и выше, перечень функциональных узлов которых приведен в приложении № 2 к Методике оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.07.2017 г. № 676.
Кроме того, методические указания позволят определить:
- величины технического риска, соответствующего уровню технического состояния оборудования и (или) объекта электроэнергетики;
- оптимальный вид, состав и стоимость технического воздействия на основное технологическое оборудование при планировании технического обслуживания и ремонта, а также технического перевооружения и реконструкции;
- прогнозный уровень надежности оказываемых услуг организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций по результатам реализации мероприятий, запланированных в инвестиционных программах указанных субъектов электроэнергетики;
- оценку влияния инвестиционного проекта на достижение плановых значений количественных показателей реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) и обоснования необходимости реализации инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
Появилась возможность внесения новых объектов в реестр ЕНЭС на основании заявлений от ПАО «ФСК ЕЭС»
С 20.11.2018 г. открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть».
Проектом приказа предусматривается внесение новых объектов в реестр ЕНЭС на основании заявлений от ПАО «ФСК ЕЭС».
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза