В 2018 году правительство утвердило ряд законодательных инициатив, касающихся разных сфер электроэнергетики: потребителей, сетевых организаций, несколько приказов, технологического функционирования электроэнергетических систем.
Информация о законодательных изменениях предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.
Законодательно установлена возможность заключать прямые договоры между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями
Документ вступил в силу 3 апреля 2018.
Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» устанавливается возможность заключения договоров, в том числе на электроснабжение, непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.
Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.
При прекращении действия договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.
Разъяснения Минстроя России по данному вопросу
С потребителей снята ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии, и урегулированы вопросы внедрения интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности)
Документ вступил в силу 28 декабря 2018 (за исключением отдельных положений).
Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» с потребителей снята ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии.
Соответствующая обязанность переносится на гарантирующих поставщиков (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации (в отношении иных потребителей). При этом расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Расходы сетевой организации подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Федеральным законом также закрепляется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (ИСУ)». Правительство РФ наделяется полномочием по утверждению правил предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ.
Регламентируется порядок коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению. При этом устанавливается обязанность гарантирующих поставщиков и сетевых организаций осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается применение прибора учета.
Федеральным законом устанавливается, что по всем приборам учета электрической энергии, после 1 января 2022 года допускаемым в эксплуатацию на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет такой энергии, минимального набора функций ИСУ.
С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций ИСУ субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа.
Установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка на период до 31 декабря 2027 года
Документ вступил в силу 12 мая 2018.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 № 534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка» установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка на период до 31 декабря 2027 года.
Постановлением, помимо прочего:
- изменяются правовые основы организации торговли электрической энергией и мощностью по регулируемым договорам;
- уточняется перечень существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка;
- устанавливаются особенности определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности;
- продлевается срок действия регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка — производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с определенными Правительством РФ субъектами оптового рынка — покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка;
- утверждаются нормативные темпы прироста удельной на 1 кВт*ч величины стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.
Органам исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования цен (тарифов) в целях исполнения Постановления поручается:
- продлить срок действия долгосрочного периода регулирования по 31 декабря 2027 г.;
- пересмотреть долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части базового уровня подконтрольных расходов, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;
- пересмотреть долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части базового уровня операционных расходов, нормы доходности инвестированного капитала, уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется методом доходности инвестированного капитала.
Изменен порядок формирования сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, учитываемых в стоимости электрической энергии (мощности), и ставки за мощность предельного уровня нерегулируемых цен (тарифов)
Документ вступил в силу 1 июля 2018.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 749 внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, а также Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179.
Изменения, направленные на приведение положений указанных правовых актов Правительства РФ в соответствие с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, затронули порядок формирования:
- сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, учитываемых в стоимости электрической энергии (мощности);
- ставки за мощность предельного уровня нерегулируемых цен (тарифов).
Определены организационные и технические требования к энергосистемам и их элементам
Документ вступил в силу 16 августа 2018.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены организационные и технические требования к энергосистемам и их элементам.
Утвержденными Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем установлены, в частности:
- порядок технологического функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
- порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы (далее — энергосистема);
- общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления;
- общие условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией;
- общие системные требования к релейной защите и автоматике, линиям электропередачи, оборудованию электрических станций и сетей, электроустановкам потребителей электрической энергии как элементам энергосистемы, организации и осуществлению их эксплуатации, выполнение которых необходимо для обеспечения технологической совместимости указанных элементов энергосистемы, обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, обеспечения возможности надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе.
Правила распространяются на:
- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, которые владеют на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами электросетевого хозяйства классом напряжения 35 киловольт и выше (для объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, — независимо от класса напряжения таких объектов) и (или) объектами по производству электрической энергии;
- потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности, и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 мегаватт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления;
- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
- гарантирующих поставщиков, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по купле-продаже электрической энергии (мощности);
- проектные организации.
В установленных Правилами случаях их действие распространяется и на иные субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Правительством РФ скорректирован порядок согласования технологической и аварийной брони
Начало действия документа — 19 марта 2019.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2018 № 1096 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения порядка согласования технологической и (или) аварийной брони» скорректирован порядок согласования технологической и аварийной брони.
В частности, устанавливаются единые (независимо от стадии определения аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии) правила в части:
- оснований определения величины аварийной и (или) технологической брони;
- разрешения разногласий между сетевой организацией и потребителем относительно величины технологической и (или) аварийной брони;
- требований, предъявляемых к электроприемникам аварийной брони.
Внесены изменения в законодательство РФ по вопросам стимулирования использования ВИЭ
Документ вступил в силу 10 октября 2018.
Постановлением Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии» внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования ВИЭ.
В частности:
- исключены требования по оснащению приборами учета электрической энергии каждого генерирующего объекта, входящего в состав электростанции;
- уточнены требования к местам установки приборов учета для определения объемов производства электроэнергии на таких генерирующих объектах;
- поставщику предоставлено право перераспределять объемы предоставляемой мощности между отобранными по итогам конкурсов генерирующими объектами в рамках одной компании с одинаковой датой начала исполнения обязательств по поставке мощности.
Таким образом, Правительство РФ скорректировало требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ.
Установлены особенности осуществления проверок в рамках государственного энергетического надзора с применением риск-ориентированного подхода
Документ вступил в силу 30 ноября 2018.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2018 № 1445 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» внесены изменения в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610.
В частности, установлены особенности осуществления проверок в рамках государственного энергетического надзора с применением риск-ориентированного подхода.
В целях применения при осуществлении государственного надзора риск-ориентированного подхода субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.
Отнесение субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется на основании критерия тяжести негативных последствий несоблюдения обязательных требований.
Проведение плановых проверок в отношении субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной им определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска — не чаще одного раза в 1 год;
- для категории значительного риска — не чаще одного раза в 2 года;
- для категории среднего риска — не чаще одного раза в 3 года;
- для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 5 лет.
Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки указанного выше периода начиная со дня:
- получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
- присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Утверждена обновленная статистическая форма № 46-ЭЭ (передача), по которой подаются сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей
Документ вступил в силу 5 сентября 2018.
Приказом Росстата от 05.09.2018 № 543 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики» утверждена обновленная статистическая форма № 46-ЭЭ (передача), по которой подаются сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей.
Указанная форма действует: месячная — с отчета за август 2018 года; годовая — с отчета за 2018 год.
Форму предоставляют Федеральной антимонопольной службе юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства — сетевые организации, осуществляющие оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии (мощности); ПАО «ФСК ЕЭС».
Сроки предоставления — 25 числа после отчетного месяца, 10 февраля — за отчетный год.