Последняя неделя января, как и предыдущие, была насыщена событиями в законодательстве. Касающегося электроэнергетики, в том числе. Представляем очередной обзор проектов и законодательных инициатив, выдвинутых кабмином за период с 28 января по 1 февраля. Подборку традиционно нам помогли собрать юридическая компания Lex Consilium и информационно-консалтинговая группа Electricalnet.ru.

Минэкономразвития России переданы функции Минэнерго России по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2019 № 45 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» определено, что Минэкономразвития России осуществляет:
- методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки их эффективности;
- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Оно также уполномочено утверждать:
- требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования);
- порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
- порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.
Документ начнет действовать 7 февраля 2019 года.
Обновлены правила проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 № 43 «О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций» вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, которыми, в частности, предусматривается:
- переход с 2019 года к конкурентным отборам мощности на 6 лет (сейчас на 4 года);
- индексация ценовых параметров конкурентного отбора мощности для конкурентных отборов мощности в 2022 — 2024 годах;
- порядок проведения конкурентных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций и особенности торговли мощностью по договорам купли-продажи мощности модернизированных объектов.
Кроме того, утверждаются правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию таких проектов модернизации и правила индексации величин типовых капитальных затрат на эти проекты.
Документ начнет действовать 7 февраля 2019 года.
Установлены общеобязательные требований к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты в энергосистеме
Приказом Минэнерго России от 09.01.2019 № 2 «Об утверждении требований к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты и внесении изменений в Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229» установлены общеобязательные требования к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты (ОПРЧ) в энергосистеме.
Приказом установлены требования к генерирующему оборудованию, его маневренным и иным техническим характеристикам, системе регулирования, выполнение которых необходимо для обеспечения возможности участия генерирующего оборудования в ОПРЧ и должно соблюдаться в процессе такого участия. Предусмотренные Приказом требования дифференцированы применительно к различным типам генерирующего оборудования (для оборудования тепловых, в том числе ПГУ, ГТУ, атомных, гидро- электростанций, ветряных и солнечных электростанций) и учитывают их специфику.
Для обеспечения выполнения указанных требований Приказом предусмотрено проведение испытаний в отношении вновь вводимого (реконструированного) генерирующего оборудования и оборудования, в отношении которого выявлены факты неудовлетворительного участия в ОПРЧ, а также осуществление мониторинга участия генерирующего оборудования в ОПРЧ на регулярной основе.
Установленные Приказом требования направлены на обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы, предусматривают только требования к характеристикам, режимам и параметрам работы генерирующих объектов, функционирующих в составе электроэнергетической системы, необходимые для обеспечения регулирования частоты в энергосистеме, и не относятся к требованиям безопасности оборудования как продукции.
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон» открыт для обсуждения
29 января был открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон». Проектом постановления предусмотрено совершенствование действующих требований к оцениваемым в соответствии с Правилами субъектам электроэнергетики.
Предлагаемые Минэнерго России изменения предусматривают корректировку области применения Правил в части исключения из контура оценки организаций, не оказывающих существенного влияния на электроэнергетический режим электроэнергетических систем, а также изменения состава условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в части исключения условий, которые по результатам применения Правил были определены как низкоэффективные и объединения некоторых условий, с целью повышения объективности оценки. Связано это, прежде всего, с полученным опытом практического применения Правил.
Изменения в Правила прорабатывались с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций отрасли.
Разработчик — Минэнерго России.
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативно правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/07/01-19/00088064.
Глава ФАС России Игорь Артемьев презентовал законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» в РСПП
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев презентовал законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», подготовленный ФАС России совместно с Министерством экономического развития РФ.
«Это доработанный и согласованный с Минэкономразвития законопроект. В ходе его подготовки мы учли многие замечания и предложения бизнеса, в том числе членов Российского союза промышленников и предпринимателей», — сообщил Игорь Артемьев.
По словам главы ФАС России, «позиции ФАС России и Минэкономразвития с одной стороны, и бизнеса с другой, значительно сблизились».
Вместе с тем И. Артемьев отметил, что доработка законопроекта продолжается.
«После обсуждение законопроекта на Бюро Правления РСПП мы также планируем встретиться с представителями Деловой России и ОПОРы России, чтобы услышать и их точку зрения, учесть их пожелания и замечания и сделать закон более гармоничным и сбалансированным», — заявил И. Артемьев.
Объясняя цель разработки этого законопроекта, И. Артемьев отметил, что назрела необходимость создания единых, четких и понятных правил тарифного регулирования в стране. Сейчас существует более 150 различных нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования: 18 законов, более 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных актов.
В ФАС отмечают, что разница в тарифах на одни и те же виды услуг может достигать десятков раз, а регуляторы могут принимать практически любые произвольные решения. Исправить ситуацию призван разработанный ФАС России совместно с Минэкономразвития законопроект.
В законопроекте содержится перечень регулируемых сфер деятельности, определены единые цели, принципы, формы и методы государственного регулирования цен (тарифов), введены основные положения об инвестиционной деятельности регулируемых субъектов, отражены основные положения порядка установления регулируемых цен (тарифов), описан порядок осуществления государственного контроля.
Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) станет:
- Приоритет государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат).
- Установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности.
- Соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей.
- Долгосрочность установления цен (тарифов).
- Прекращение, в том числе поэтапное, либо минимизация объемов перекрестного субсидирования.