На прошлой неделе правительство приняло ряд решений, которые направлены на регулирование цен и нормативов тарифов в электросетевом хозяйстве. Подборку этих законопроектов подготовила юридическая компания Lex Consilium и информационно-консалтинговая группа Electricalnet.ru.
Установлены укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капстроительства объектов электросетевого хозяйства
Приказом Минэнерго России от 17.01.2019 № 10 «Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства» установлены укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капстроительства объектов электросетевого хозяйства (далее – УНЦ).
Они предназначены для определения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ сетевых организаций.
УНЦ рассчитаны в ценах по состоянию на 01.01.2018 и приведены без учета НДС, уплаты земельного налога и налога на имущество организации.
Также признан утратившим силу приказ Минэнерго России от 08.02.2016 № 75, которым были утверждены ранее действовавшие укрупненные нормативы цены на капстроительство объектов электросетевого хозяйства.
Определены минимальные объемы работ с энергоресурсами для целей отнесения к субъектам ГИС топливно-энергетического комплекса
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2019 № 76 «Об утверждении минимальных объемов добычи, производства, переработки, сжижения, обогащения, преобразования, хранения, передачи, распределения, транспортировки, поставок, перевалки, перегрузки, отгрузки, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжения ими, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для их отнесения к субъектам государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» определены минимальные объемы работ с энергоресурсами для целей отнесения к субъектам ГИС топливно-энергетического комплекса.
В общей сложности уровни минимального объема добычи, производства, переработки, сжижения, обогащения, преобразования, хранения, передачи, распределения, транспортировки, поставки, перевалки, перегрузки, отгрузки, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжения ими, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для их отнесения к субъектам ГИС топливно-энергетического комплекса установлены для 27 видов деятельности, в том числе для таких как поставка и (или) реализация электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, и (или) на розничных рынках электрической энергии, производство электрической энергии.
Так, например, для передачи и распределения электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства проектного номинального класса напряжения 0,38 – 1150 кВ установлен минимальный объем для отнесения к ГИС ТЭК в размере 1 кВт*ч в год и выше.
Начало действия документа – 13.02.2019.
В изолированных энергорайонах России установят долгосрочные тарифы на электроэнергию
Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 № 64 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусматривает переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах.
Постановлением Правительства от 28.07.2017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» был предусмотрен переход к долгосрочному регулированию цен (тарифов) на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах.
Изолированные энергорайоны – это территории, не присоединённые к ЕЭС России, в которых энергоснабжение потребителей происходит от децентрализованных источников, тарифы устанавливаются региональными властями исходя из фактической себестоимости. Из-за высокой стоимости доставки топлива (в основном дизельное топливо) и сезонных ограничений на его доставку производство электроэнергии в таких районах характеризуется высокой себестоимостью и низкой энергетической эффективностью. К ним, в первую очередь, относятся территории Дальнего Востока, а также изолированные энергорайоны республик Алтай, Карелия, Коми, Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Мурманской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов.
Переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах будет способствовать повышению эффективности производства электроэнергии и снижению её стоимости за счёт модернизации генерирующих мощностей, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии в комбинации с традиционной дизельной генерацией. Ранее такая возможность была предусмотрена исключительно для генерирующих источников, работающих на возобновляемых источниках энергии, к которым электроустановки, работающие на дизельном топливе, не относятся.
С целью формирования экономических стимулов развития таких комбинированных источников энергии и повышения их инвестиционной привлекательности подписанным постановлением от 30.01.2019 № 64 внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России.
Указанным постановлением вводится возможность сохранения у энергоснабжающих организаций экономии, возникающей в результате перехода на другие виды топлива или на использование возобновляемых источников энергии. Устанавливается, что в распоряжении производителя электроэнергии будет сохраняться экономия от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на срок их окупаемости и на два года после его окончания.
Кроме того, вводится обязанность производителей электроэнергии в изолированных энергосистемах снижать удельный расход условного топлива до 2025 года не менее чем на 1% ежегодно.
Органам исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставлено право дифференциации тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электроэнергетическим системам.
В целях повышения прозрачности процесса формирования стоимости электрической энергии в изолированных энергорайонах расширен список информации, которую энергоснабжающие организации обязаны будут размещать в открытом доступе (в том числе в интернете). Установлено, что владельцы децентрализованных источников генерации должны будут раскрывать информацию об основных показателях работы таких объектов. В частности, будет подлежать раскрытию информация об удельном расходе топлива по генерирующим объектам, работающим в изолированных энергосистемах. Раскрытие такой информации, с одной стороны, позволит потребителям сравнивать издержки различных энергокомпаний в сходных условиях, а с другой стороны, станет дополнительным фактором, способствующим привлечению инвесторов в эту сферу.
Внесённые изменения будут стимулировать повышение эффективности изолированной электроэнергетики и в перспективе позволят снизить ценовую нагрузку на потребителей.
7 февраля 2019 года ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях восполнения законодательного пробела и определения порядка расчета величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями.
Проект постановления Правительства РФ также будет определять порядок учета перекрестного субсидирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, и распределения его по уровням напряжения (как правило, четыре уровня напряжения: ВН, СН-1, СН-2, НН).
Разработчик – ФАС России.
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.
ID проекта: 01/01/02-19/00088291.
7 февраля 2019 года ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении цен на электрическую энергию, производимую с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2019 год»
Проект приказа ФАС России предусматривает утверждение на 2019 год цен на электрическую энергию, производимую с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей.
Расчет цен на электрическую энергию, производимую с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, был произведен в соответствии с Порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего электрическую энергию и мощность в вынужденном режиме, утвержденным приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 484-э, а также согласно нормам постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике».
Проект приказа также направлен на признание утратившими силу следующих приказов ФАС России:
- приказа от 27.11.2018 № 1641/18 «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2019 год»;
- приказа от 14.12.2018 № 1781/18 «Об утверждении цен на мощность генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей, Симферопольской МГТЭС, Севастопольской МГТЭС, Западно-Крымской МГТЭС АО «Мобильные ГТЭС» на 2019 год»;
- приказа ФАС России от 28.12.2018 № 1913/18 «Об утверждении цен на мощность генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей, на 2019 год».
Разработчик – ФАС России.
Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта.
ID проекта: 01/02/02-19/00088280.