Текущее положение с энергосбережением в Республике Крым. Государственная программа Республики Крым по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Когда будем убирать перетоки реактивной мощности.
Несмотря на значительные усилия федеральных властей и крупнейших в России поставщиков электроэнергии Республика Крым продолжает оставаться энергодефицитным регионом страны, и простая логика подсказывает, что не просто для роста, а для банального выживания экономики и населения необходимы жесткие меры по энергосбережению. Проблема может и должна решаться буквально «вчера», поскольку энергосистема Юга и так работает на пределе нагрузки, а главный «бенефициарий» Крыма — Ростовская область — не отличается профицитом энергоресурсов и не в состоянии взять нормальный темп развития энергоемких отраслей региональной экономики.
Усугубляет положение факт, что:
- за прошедшие два года в стране были приняты знаковые документы в области повышения энергетической эффективности, а страна живет с трендами энергосбережения и импортозамещения, когда все условия для работы в этом направлении существуют не на бумаге, а в реальности;
- в Сочи регулярно проходит российский инвестиционный форум, но по итогам такого масштабного мероприятия в феврале текущего года не видно особого рвения к решению проблемы энергосбережения ни у региональных, муниципальных властей, ни у энергоемких предприятий Республики Крым. И это при том, что только в Сочи ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс», ОАО «Сочигоргаз», МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго», ООО «Югводоканал», ООО «Южлифтремонт», МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» и т.д. потребляют огромные объемы мощности, а по всей республике предприятий «не туристического» направления впечатляюще много;
- в Симферополе ежегодно проходит выставка «Крым. Стройиндустрия. Энергосбережение», но даже на мероприятиях прошлого года обошли вниманием Постановление Правительства РФ N 603 от 20.05.2017, которым ужесточили требования к энергосбережению в домах. Явно не стоит ожидать многого от выставки в марте этого года, хотя еще весной 2018 был обнародован Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», а Правительство РФ своим распоряжением от № 703-р утвердило «Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации».
Очевидно новости с «центра» запоздали на юг страны, поскольку утвержденная Советом Министров Республики Крым в апреле Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Крым на 2018-2019 годы и на перспективу до 2020 года», хотя и заявлена, как принятая в рамках инициативы Правительства РФ по реализации того же «комплексного плана», но по сути осталась рецепцией предыдущего документа этого региона и аналогичных, морально устаревших программ прошлых лет в других регионах и областях страны.
Государственная программа Республики Крым по энергосбережению и повышению энергоэффективности
Если рассмотреть новый документ Республики Крым достаточно скрупулезно, то можно отметить, что по факту «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Крым на 2018-2019 годы и на перспективу до 2020 года» является программой перегибов и упущений. Во всяком случае нормативные и правовые документы страны в области энергосбережения если и были рассмотрены разработчиками, то крайне невнимательно.
Так, в мероприятиях по снижению тепловых потерь зданиями и сооружениями в регионе предусмотрено, что уже с 1 января 2019 в многоэтажных домах республики норма приведенного сопротивления теплопередаче наружных несущих стен составляет 4 град.*м2/Вт, перекрытий 6 град.*м2/Вт, а окон, балконов, лоджий и витражей 1.0 град.*м2/Вт. И это при том, что с учетом повышения этого показателя Постановлением Правительства РФ N 603 от 20.05.2017 и базовых норм 2009 года таких значений не планировалось добиться даже в 2028 году, а исходя из специфики климатических условий на полуострове федеральный уровень для Крыма можно признать вполне разумным.
Таблица. Нормативные значения сопротивлений теплопередаче наружных стен домов для Крымского федерального округа (Севастополя и городов Республики Крым) и для московского региона согласно Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 603.
Норматив | Нормативные значения сопротивления теплопередаче наружных стен, м2·°С/Вт, для | ||
Москвы и Подмосковья с 4551 °С·сут | Севастополя с 1852,2 °С·сут | Республики Крым с 2679,6 °С·сут | |
Базовый 2009 г. | 2.84 | 1.89 | 2.15 |
с 1 января 2018 г. | 3.41 | 2.27 | 2.58 |
с 1 января 2023 г. | 3.98 | 2.65 | 3.01 |
с 1 января 2028 г. | 4.26 | 2.84 | 3.23 |
Огромное внимание в программе уделено: установке приборов учета энергии, увеличению числа энергосберегающих ламп, автоматизации уличного освещения, а это типично для всех подобных документов последнего десятилетия; обоснованию, продвижению и внедрению насосов с частотно-регулируемым приводом, что, безусловно, заслуживает внимания, но отнюдь не ажиотажа на фоне других, забытых и критически важных вопросов в области энергосбережения.
Когда будем убирать перетоки реактивной мощности
Очевидно в Республике Крым это не планируется в ближайшем будущем, во всяком случае о таком инструменте энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Крым на 2018-2019 годы и на перспективу до 2020 года» забыли.
На фоне фактов безусловных успехов промышленных объектов и муниципальных предприятий почти по всей стране в энергосбережении и, соответственного повышении энергетической эффективности после внедрения в силовые сети установок компенсации реактивной мощности КРМ, УКРМ, УКМ и т.д., такая забывчивость разработчиков и властей Крыма может объясняться только двумя причинами:
- пока там заинтересованы в другой продукции, в том числе насосам с частотно-регулируемым приводом от зарубежных производителей, хотя Госпрограммы импортозамещения пока никто не отменял, а эффективность от внедрения насосов нельзя даже сравнивать с эффективностью от компенсацией реактивной мощности. Тем более, что внедрение тех же насосов без установок КРМ, УКРМ в силовой сети в лучшем случае оставит все «при своих»;
- к энергосбережению отнеслись «по-старинке», декларативно, а о прогрессивных инструментах в этой области не знают.