Кафедра энергетики Колледжа современных технологий, развивая деятельность по подготовке специалистов для МОЭК, «Мосэнерго» и других организаций, продолжает совершенствовать методы обучения будущих энергетиков. Помимо лабораторных и практических работ, преподаватели постоянно ищут новые формы обучения. В настоящей статье речь пойдет о такой форме обучения, как деловая игра.
О целях и задачах проведения мероприятия
Цель, которую ставили организаторы игры — выйти за рамки одной дисциплины и одного занятия, объединить в деловой игре тематику сразу нескольких дисциплин. Это «Техническая диагностика и ремонт электрооборудования», «Защита объектов энергетики от перенапряжений» и «Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем». Именно комплексное объединение знаний и умения ориентироваться в вопросах эксплуатации, ремонта оборудования станций и подстанций, определило задачи, которые ставились перед участниками деловой игры, а также круг обсуждаемых вопросов и их направленность.
Все участники деловой игры были распределены на группы из 3-4 человек, для каждой из групп был разработан ситуационный кейс, как отправная точка для обсуждения и принятия решения. Для оценки ситуации с разных точек зрения, участникам были предложены несколько административных позиций в районных энергосетях, а именно: диспетчер района энергосетей, начальник оперативно-ремонтной бригады, начальник службы МТС, мастер участка по ремонту энергетического оборудования, инженер по высоковольтным линиям электропередачи, начальник участка по ремонту энергетического оборудования. После получения задания каждой группой были уточнены служебные обязанности и общий порядок действий в случае аварий на различных участках районных энергосетей.
Для усложнения задачи каждый из кейсов содержал один-два элемента неопределенности, чтобы участники игры рассмотрели максимальное количество возможных вариантов отключения участка энергосети.
На оценку и обсуждение группам было предоставлено 20 минут, это минимальное время также являлось элементом усложнения задачи, призванным мобилизовать все знания, аналитические и организаторские навыки участников игры в короткие сроки.
Примеры кейсов
№ | Должность | Ситуация | Задача |
1. | Диспетчер района энергосетей | По данным ГИБДД в Ивантеевском районе произошло ДТП на участке Ивантеевка-Мытищи с наездом машины КРАЗ-255 на опору ЛЭП. | Используя данные о ситуации и технические характеристики объекта, оценить максимально достоверно (для данной ситуации) возникшие неисправности и принять решение на отправку оперативно-ремонтной бригады. |
2. | Начальник оперативно-ремонтной бригады | Произошло отключение тупиковой подстанции 10/0,4 кВ 630 кВа сельскохозяйственного комплекса «Родники». | Используя данные о ситуации и технические характеристики объекта, оценить возможные причины отключения для оценки потребности материалов и оборудования для устранения отключения. |
3. | Инженер по высоковольтным линиям электропередачи | После грозы с сильным ветром отключилась ЛЭП № 15 напряжением 35 кВ. | Используя данные о ситуации и технические характеристики объекта, выявить возможные причины отключения и возникшие неисправности для постановки задачи оперативно-ремонтной бригаде. |
4. | Начальник службы МТС | По сообщению МЧС в октябре ожидается сезон затяжных гроз 2-3 недели с порывами ветра до 60 м/сек. | Используя статистику прошлогодних выездов оперативно-ремонтных бригад в аналогичный грозовой период, произвести расчет необходимых материалов и оборудования для обеспечения бесперебойной работы по устранению аварий в предстоящий период. |
Для достоверности информации были задействованы данные о реальных ситуациях, имевших место в различных районных филиалах МОЭК (получена обратная связь у действующих сотрудников МОЭК, обучающихся в нашем колледже).
После обязательного обсуждения команды представляли свой план действий, обосновывали и защищали его (другие участники имели возможность задать вопросы, которые также учитывались в определении итоговых оценок по результатам деловой игры). Выступления групп показали, что участники в достаточной мере владеют как вопросами устройства и монтажа станций и подстанций, ЛЭП, кабельных линий, но и довольно четко представляют объем и перечень выполняемых задач при устранении аварийных ситуаций. Для руководителей игры было интересно отметить весьма серьезное отношение участников групп к своим служебным (пусть и временным) обязанностям, и профессиональный подход к вопросам составления перечня материальных средств, транспорта и оборудования, необходимых для устранения аварий. При этом выступающие применяли, как правило, точные профессиональные термины и обороты, конкретные типы в оборудования и технологических процессов, используемых в оперативно-ремонтных работах энергосетей.
После подведения итогов и выставления оценок участники высоко оценили подготовку деловой игры и высказали пожелания принять участие в проведении аналогичных мероприятий, охватывающих практические стороны будущей профессии.
По результатам вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Проведение деловой игры положительно влияет на активность в учебном процессе.
- Форма деловой игры в обучении по специальности 13.02.03 «Электрические станции сети и системы» оправдана и может быть успешно использована в учебном процессе.
- Активное участие студентов возможно не только в проведении, но и в подготовке деловой игры, что положительно влияет на глубину погружения в специальность и изучаемые дисциплины.
- Использование комплекса знаний и умений по нескольким дисциплинам позитивно влияет на учебный процесс, сводя в единую систему изученный материал, что готовит обучаемых к предстоящей производственной практике, осмысленному выполнению диплома и успешной работе после окончания колледжа.
- Тематика деловой игры может быть дополнена другими моментами и изменена, ключевым должен остаться принцип активного участия обучаемых в обсуждении и принятии решения, а также в готовности нести за него ответственность.
- В ходе деловой игры становятся более понятными не только уровень знаний и активность обучаемых, при более глубоком анализе (и возможном участии специалистов МОЭК) возможны некие предварительные выводы по способностям участников к выполнению ряда профессиональных задач, в перспективе-вплоть до выдачи рекомендаций по трудоустройству на конкретную должность в определенное подразделение энергокомпаний.
В заключение хочется отметить, что с согласия участников деловой игры по ряду ее моментов были сделаны видеозаписи, что дает возможность повторно возвращаться к анализу результатов, а также использовать материалы в качестве наглядных пособий в дальнейшей работе.
Список использованной литературы:
- Макаров Е. Ф. Обслуживание и ремонт электрооборудования электростанций и сетей. — Академия, 2013.- 448 с.
- Коломиец Н. В., Пономарчук Н. Р., Елгина Г. А. Режимы работы и эксплуатация электроооборудования электрических станций: Учебное пособие / — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2015 — 72 с. (ЭБС Знаниум)
- Л. Д. Рожкова, Л. К. Карнеева, Электрооборудование электрических станций и подстанций: учебник для СПО /М.: изд. центр «Академия», 2011-448 с.
- Сибикин, Ю. Д. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для проф. учеб. заведений / М.:.Высш. шк., 2002. — 301 с.
- Соколов, Б. А., Соколова, Н. Б. Монтаж электрических установок. 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Энергоатомиздат, 1991. — 592 с.
- Правила устройства электроустановок. — 7-е издание — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. — 512 с.
- Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. — М.: ОМЕГА-Л, 2014. — 256 с.
- Яковлев Ю. С., преподаватель кафедры энергетики