Материалы ведущего российского компаундера, созданные на основе отечественных базовых поликарбонатов, успешно конкурируют по свойствам с марками Bayblend, Lupoy, CYCOLOY, Starex и др. И не просто конкурируют. НПП «ПОЛИПЛАСТИК» удалось добиться того, чего ранее ни одна из отечественных компаний, работающих с ПК/АБС, сделать не могла: создать линейку продуктов общетехнического назначения для использования одновременно в нескольких отраслях и заменяющих одновременно несколько зарубежных марок.
Разработки представлены на рынке под торговой маркой Армалой (Armaloy) и активно внедряются для производства компонентов электротехники, бытовой техники, в автомобильной и строительной отраслях. Трудногорючая композиция Армалой ПК/АБС-1АП является альтернативой пяти зарубежным маркам, а ударопрочная Armaloy PC/ABS-1IM-9010 — сразу тринадцати. При этом материалы на 90 % состоят из отечественных компонентов.
Технологические свойства марок таковы, что они без труда проливаются даже в тех формах, которые предназначены для АБС — трудногорючий Армалой имеет ПТР от 37 г/10 минут, ударопрочный — от 20 г/10 мин. Литье материалов происходит без облоев, готовое изделие без проблем извлекается из формы, выдерживается стабильность размеров.

Программа локализации компаундов ПК/АБС
В 2021 году емкость российского рынка компаундов на основе ПК/АБС оценивалась экспертами в 3,5-4 тыс. тонн в год. Вместе с трудногорючим АБС, который отечественные компаундеры сегодня активно замещают на смеси поликарбоната, цифра вырастает до 4,5–5 тысяч тонн по году. По оценкам НПП «ПОЛИПЛАСТИК», до введения санкций порядка 85-90 % вышеуказанных компаундов ввозилось в Россию из Европы и Юго-Восточной Азии.
Ведущий российский компаундер запустил собственную программу разработки материалов на основе российского базового сырья два года назад. К середине 2021 года НПП «ПОЛИПЛАСТИК» вывело на рынок первые решения на основе ПК/АБС. Уже в IV квартале начались серийные поставки и был преодолен рубеж в 100 тонн. Планы на 2022 год предполагали наращивание отгрузок до 600-700 тонн по итогам периода. Но вмешались санкции Евросоюза.
С введением ограничительных мер весной 2022 года ситуация на российском рынке резко изменилась: европейские материалы попали под запрет, азиатские поставки потеряли стабильность из-за сложностей с логистикой или опасения вторичных санкций. Отечественные потребители стали проактивно искать альтернативу зарубежным маркам внутри страны.

НПП «ПОЛИПЛАСТИК» провело анализ первоочередных потребностей ключевых отраслей в данных материалах. Он показал, что прежде всего необходимо заместить трудногорючие и ударопрочные марки на основе ПК/АБС для таких отраслей, как автомобилестроение, производство электро- и бытовой техники, строительство.
От «масс-маркета» к высоким технологиям
Пока российский рынок осваивает универсальные материалы НПП «ПОЛИПЛАСТИК» на основе ПК/АБС, ведущий отечественный компаундер постепенно переходит ко второму этапу программы локализации: к созданию специфичных продуктов для узких запросов, более высокотехнологичных и трудоемких в разработке. Например, материалов с высокой стойкостью к УФ-излучению без потери свойств, а также материалов с повышенной термостабильностью на основе ПК/АСА. Рассматриваются и другие перспективные идеи.

«Если к следующему году рынок материалов на основе ПК/АБС и трудногорючих АБС, которые мы сейчас активно замещаем на смеси поликарбоната, по совокупному объему вернется на уровень 2021 года, мы сможем обеспечить производство и поставку до 30% этого объема», — говорит Екатерина Смирнова, торговый дом «Полипластик».
Но при этом добавляет: объективно оценить будущий объем на сегодняшний день невозможно, а успех импортозамещения во многом будет зависеть не только от компетенций российских компаундеров, но и от внешних обстоятельств. А они пока играют на руку отнюдь не отечественным производителям.
Актуальные проблемы рынка ПК/АБС
Ситуация с локализацией материалов на основе ПК/АБС в РФ сегодня складывается неоднозначная. С одной стороны — компетенции российских компаундеров, которые доказали, что готовы эффективно замещать иностранные бренды, создавая востребованные материалы на отечественном базовом сырье. С другой — несоизмеримо высокая стоимость базовых полимеров по сравнению с Азией, узкий ассортимент, отсутствие заградительных пошлин на ввоз компаундов на основе ПК/АБС и крепкий рубль. Все эти факторы способствуют развитию импорта из того же Китая, а не локализации российских материалов.
По мнению НПП «ПОЛИПЛАСТИК», любая программа импортозамещения достигнет успеха только в том случае, если она не станет в итоге простой переориентацией потоков импорта с западных на восточные. А чтобы этого не произошло, необходимы усилия не только самих отечественных компаундеров, но и поддерживающие меры: введение ранее отмененных пошлин на ввоз материалов из-за рубежа, установление ценового паритета на базовые полимеры с Азией, развитие сырьевой и компонентной базы. Это именно те первоочередные меры, которые стоит принять для развития отечественного рынка компаундов на основе ПК/АБС и повышения их конкурентоспособности.