Менеджмент, кадры, охрана труда

На LED Forum обсудили кадровые проблемы светотехнической отрасли

16 октября 2024 г. в 11:50

В рамках выставки Interlight Russia|Intelligent Building Russia 17 сентября 2024 г. прошло мероприятие LED Forum. Кадровому вопросу, как наиболее актуальному в наше время, была отведена отдельная панельная дискуссия. Ее модераторами стали Павел Федорищев, исполнительный директор Российского национального комитета международной комиссии по освещению (РНК МКО) и Анна Гончарова, коммерческий директор Gefera Media (организатор выставки Interlight Russia|Intelligent Building Russia).

Павел Федорищев и Анна Гончарова
Павел Федорищев и Анна Гончарова

Мероприятие началось с обсуждения общих вопросов развития отрасли во всем мире, чтобы понять, какие именно кадры нам сейчас нужны. Технический директор МКО Тони Берген (Австралия) принял участие в мероприятии по видеосвязи. Представитель авторитетной международной организации рассказал о том, как освещение может улучшить качество жизни. Для этого нужно внедрять «человекоцентричное» освещение.

Тони Берген участвовал в дискуссии по видеосвязи
Тони Берген участвовал в дискуссии по видеосвязи

Впервые отчет о влиянии освещения на здоровье и психологическое состояние человека МКО выпустила в 2004 г. А в 2017 г. МКО был выпущен технический регламент на освещение, учитывающий мелатоническую составляющую. Позже МКО определила, какое количество света нужно, чтобы он оказывал влияние на биологические процессы в организме. При этом следует учитывать реальную ситуацию. Например, на работе слишком большой уровень освещенности может быть неприемлем, поскольку он будет мешать читать информацию на дисплее. МКО было установлено, что людям для обеспечения комфортного психологического состояния нужно не только определенное количество света, но и определенный уровень затемнения, и все это в определенные часы. Проще говоря, ночью должно быть очень темно, даже небольшой уровень освещенности может вызывать у человека пробуждение и ухудшать качество сна. Именно этим должны руководствоваться при проектировании специалисты по светотехнике, соответствующие положения должны быть в программах их подготовки (иначе говоря, им надо рассказывать о явлении светового загрязнения и путях борьбы с ним — А.В.)

Фахир Гёк
Фахир Гёк

Другим иностранным участником дискуссии, который уже присутствовал лично, стал Фахир Гёк, президент Турецкой ассоциации производителей светотехники (AGID). Он отметил тенденцию, касающуюся светотехнической индустрии во всем мире: крупнейшие глобальные производители теряют свои позиции, на арену выходят новые, быстрорастущие игроки меньших размеров. Во многом это связано с внедрением цифровых технологий в освещение. При этом не только в России, но и по всему миру есть проблемы с рабочей силой. Нехватка рабочей силы стала уже социальной проблемой. В результате пандемии ковида появились новые формы занятости, подразумевающие свободный график посещения офиса или же вообще удаленную работу. Производственные предприятия выглядят на этом фоне уже не так привлекательно. AGID проводит сейчас большую работу, чтобы объяснить людям преимущества работы на светотехнических заводах. В частности, представители ассоциации посещают колледжи и технические школы, беседуют с учащимися. Также AGID работает и с преподавателями профильных учебных заведений. Для школьников организуются экскурсии на заводы членов ассоциации. Министерство образования Турции разрешило заниматься по индивидуальной программе студентам старших курсов вузов, которые готовятся для последующей работы на предприятиях светотехнической отрасли. Все эти меры должны повысить привлекательность работы на производстве для молодых специалистов.

Наталия Шерри
Наталия Шерри

О ситуации в науке и образовании рассказала Наталия Шерри, заместитель заведующего кафедрой светотехники НИУ МЭИ (Москва). Она отметила, что, если в 2021 г. нехватка кадров в светотехнической отрасти составляла по стране 8 тыс. человек, то по состоянию на 2024 г. она возросла до 20 тыс. человек. Основные причины — малый объем выпуска специалистов данного профиля из вузов, а также переход на двухступенчатую систему «бакалавр-магистр». На всю Россию сейчас ежегодно выпускаются 120 бакалавров и 40-60 магистров. При этом у бакалавров значительно сокращена инженерная составляющая обучения. Мало того, при переходе к такой системе из списка специальностей, по которым получают высшее образование, светотехника вообще исчезла. Она превратилась в профиль «Теоретическая и прикладная светотехника» в рамках направления подготовки «Электроника и наноэлектроника». Это также не дает возможности более глубоко готовить студентов. По словам Наталии Шерри, сейчас в России наблюдается тенденция снижения числа научных работников. Также идет процесс старения кадров в науке и высшей школе. По данным на 2020 г. средний возраст кандидатов наук составлял 53 года, докторов наук — 61 год. Тогда же доля выпускников аспирантуры, защитивших диссертацию, составила всего 8,95%. Количество заявок в патентное ведомство на регистрацию изобретений в пересчете на 10 тыс. населения за последние десятилетия (скорее всего, имелись в виду годы, прошедшие с момента распада СССР — А.В.), по словам докладчика, снизилось на 90%. Определенную надежду, что ситуация улучшится, дает принятая концепция технологического развития страны до 2030 г. В ней указано, что ядром инновационной деятельности является образование. В числе мер — фокус на приоритетных направлениях, гибкая адаптация программ обучения к потребностям рынка, развитие передовых инженерных школ и образовательно-технологических кластеров.

Подготовка специалистов по светотехнике в рамках направления «Электроника и наноэлектроника» привела к тому, что они теперь занимаются в основном светодиодами и почти не изучают разрядные источники света. Это заявление сделал… нет, не маститый специалист почтенного возраста, а молодой ученый Сергей Прытков, доцент, и.о. заведующего кафедрой светотехники МГУ им. Н.П. Огарева (Саранск). И объяснил, что разрядные источники света еще рано сбрасывать со счетов. В частности, это показала пандемия ковида, когда очень востребованными оказались разрядные ультрафиолетовые лампы. С его аргументами трудно не согласиться. Также Сергей Прытков отметил, что в современных условиях ученому трудно совмещать научную и административную работу. Вряд ли кто поставит под сомнение, что во главе вузовских кафедр должны стоять настоящие ученые. Но как только сотрудник переходит на эту ступень карьеры, ему приходится оформлять множество различных документов, что снижает эффективность научной деятельности. Даже в отраслевых НИИ нет такого большого объема отчетности как в вузах. В качестве проблем с подготовкой специалистов Сергей Прытков также указал, что большинство задач, которые студенты решают в вузах, к реальной инженерной деятельности отношения не имеет. Нужно давать им больше задач из реальной жизни. И здесь могут помочь компании, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили подготовленные специалисты.

Елена Полисадова, профессор Отделения материаловедения Инженерной школы новых производственных технологий Томского политехнического университета (ТПУ), участвовала в дискуссии по видеосвязи. Она отметила большую потребность рынка в специалистах по светотехнике. Предприятия буквально в очереди стоят за ними, но удовлетворить спрос ТПУ не может. Набор небольших студенческих групп, по 15 — 20 человек сейчас практически невозможен, т. к. такой подход считается неэффективным с точки зрения экономики. Для того, чтобы организовать обучение по какой-либо программе, нужно набрать целый поток, минимум 50 — 100 человек. Сделать это в нынешних условиях затруднительно, т. к. популярность высшего образования у молодежи снизилась. Таким образом, напрямую ввести узкую специализацию, обучая отдельно разработчиков источников света, проектировщиков и специалистов по системам управления освещением затруднительно. В ТПУ все же удалось реализовать некое подобие такой специализации в магистратуре, но для этого пришлось создать так называемую гибридную программу подготовки.

Слева направо: Елена Заева-Бурдонская, Сергей Прытков, Георгий Найденов
Слева направо: Елена Заева-Бурдонская, Сергей Прытков, Георгий Найденов

Системы освещения — это не только технологии, но еще и дизайн. По нему тоже нужно готовить специалистов. Этому было посвящено выступление Елены Заевой-Бурдонской, профессора, и.о. заведующего кафедрой «Средовой дизайн» РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва). Данная кафедра уже 10 лет выпускает специалистов по светодизайну. Она сотрудничает по ряду проектов с кафедрой светотехники НИУ МЭИ. Помимо РГХПУ в России специалистов по светодизайну готовят только в МАРХИ, но там более узкая специализация — архитектурное освещение. В подготовке светодизайнеров в нашей стране также есть проблема связи образования и производства. Елена Заева-Бурдонская привела пример Финляндии, где без заказа с производства не делается ни один учебный проект. Есть и отечественный опыт советских времен, когда все дипломные проекты, защищавшиеся на кафедре дизайна мебели РГХПУ, сразу же внедрялись в производство на Мебельном комбинате N1. В вузе сейчас ежегодно защищается 110 дипломных проектов по светодизайну, но практически ни один из них не внедряется. Хотя все они могут быть внедрены, для этого достаточно минимальной доработки со стороны дизайнеров и инженеров. По мнению Елены Заевой-Бурдонской на пути сотрудничества вузов и фирм стоит в том числе бюрократизм, имеющий место быть в системе образования. Тем не менее, руководство РГХПУ делает все возможное в рамках сложившейся системы, чтобы сотрудничество все же было возможно. Педагог призвала компании активно сотрудничать с РГХПУ. В качестве положительного примера было приведено сотрудничество с компанией Arlight. Елена Заева-Бурдонская возлагает большие надежды на новую систему высшего образования, создаваемую сейчас в стране. В ней появится узкопрофильная магистратура (официальное название — «специализированное высшее образование»), куда люди будут поступать после специалитета. Вот в ней есть смысл готовить специалистов по светодизайну на базе образования по светотехнике или дизайну.

Александр Гончаров
Александр Гончаров

Александр Гончаров, директор светотехнического департамента компании Arlight (Москва) обратил внимание собравшихся на неразрывную связь фотометрии и проектирования. Слабое знание основ функционирования осветительных приборов не позволяет делать проекты комфортного и энергоэффективного освещения. И вот как раз одна из кадровых проблем, с которой сталкивается компания — недостаточная базовая подготовка по фотометрии поступающих на работу в компанию специалистов. Другие серьезные проблемы — нехватка специалистов по системам управления освещением и фотометрии, а также нехватка универсальных специалистов. Компания Arlight производит светильники, для них нужно заниматься поддержкой плагинов Dialux (файлы для программы светотехнических расчетов с параметрами светильников), это делают специалисты по фотометрии. Проблема нехватки квалифицированных кадров решается благодаря наличию у компании собственного учебного центра.

К специалистам по исследованиям и разработкам (R&D) в светотехнической отрасли предъявляются особые требования. О них рассказал Георгий Найденов, директор по развитию новой техники компании WOLTA (Москва). Он выделил среди R&D специалистов две основные категории. Специалист по разработке осветительных приборов — здесь проблем с подготовкой кадров, по мнению докладчика, в нашей стране нет. Есть дефицит продакт-менеджеров. Эти специалисты руководят процессом создания и вывода на рынок продукта. Их задача — создать продукт, конкурентоспособный на рынке. Продакт-менеджер должен быть отчасти менеджером по продажам и специалистом по продвижению. Инженерные знания тоже нужны, как и знания по маркетингу, дизайну и аналитике рынка. Но в нынешних условиях нехватки кадров продакт-менеджерами в светотехнической отрасли зачастую работают специалисты с непрофильным техническим образованием или же вообще с образованием, не имеющим отношения к технике. По мнению Георгия Найденова, главным недостатком современных выпускников вузов является отсутствие понимания ситуации на рынке — какие там работают компании, кто кому конкурент и т. п. Одним из путей решения проблемы, по мнению докладчика, может быть чтение лекций соответствующей тематики сотрудниками светотехнических компаний.

Подведем итоги дискуссии. Решить проблему оторванности высшего образования от нужд производства можно, развивая сотрудничество учебных заведений и компаний. В том числе и посредством размещения заказов на разработки студентам и преподавателям вузов. Здесь должна быть улица с двусторонним движением. С одной стороны, нужно снимать лишние бюрократические препоны, чтобы сотрудничество с вузами в сфере исследований и разработок было реально выгодно коммерческим фирмам. Но, с другой стороны, бизнес должен протянуть руку высшему образованию и там, где сиюминутная прибыль от сотрудничества не предвидится. Это, если хотите, важная часть социальной ответственности бизнеса. Только совместные усилия государства и бизнеса помогут решить нынешнюю проблему с кадрами.

Источник: Алексей Васильев, Elec.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания «Элек.ру» — команда профессионалов, обеспечивающих эффективную работу и развитие крупнейших рекламно-информационных проектов электротехнической отрасли: Интернет-портала Elec.ru и журнала «Электротехнический рынок».
Контакты и адреса  · Новости · Публикации · Видео
Васильев Алексей Владимирович
Все новости и публикации пользователя Васильев Алексей в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
АО «Контактор» входит в число крупнейших заводов электротехнической промышленности России. Высококачественная продукция завода используется на всех ведущих предприятиях энергоемких отраслей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.