Менеджмент, кадры, охрана труда

Кадровый голод в промышленности: новые подходы к обучению инженеров

9 февраля 2025 г. в 11:56
Московский институт электронной техники (г. Зеленоград)
Московский институт электронной техники (г. Зеленоград)

Сегодня проблема дефицита квалифицированных кадров затрагивает практически все отрасли, но особенно остро она ощущается в промышленности. Перед сферой образования встает новая задача – подготовить и создать основы для современного инженерного образования. Однако, чтобы это реализовать, учебные заведения должны четко понимать, какие потребности есть у предприятий.

Данный вопрос стал основным для обсуждения в рамках круглого стола «Инженерно-технологическое образование детей и молодежи в рамках реализации национального проекта «Кадры». Кадровая политика индустриальных партнеров» на выставке «Электроника России», прошедшей в конце прошлого года в Москве.

Ключевые тренды на рынке труда

Если обратиться к ключевым трендам, которые сформировались за последние полтора года, и заглянуть в прогноз на ближайшие 5-6 лет, то станет понятно, что главной проблемой для работодателей является дефицит кадров. На данный момент промышленность и производство занимают второе место по уровню спроса на персонал. Среди пяти самых востребованных секторов можно выделить радиоэлектронную и радиотехническую отрасли.

Сейчас на рынок труда выходит малочисленное поколение детей, родившихся в конце 1990-х и начале 2000-х годов. И только после 2030 года сформируется новое поколение работников.

Уровень безработицы в России рекордно низок и составляет 2,4% по результатам третьего квартала 2024 года. Это приводит к тому, что работодатели сталкиваются с трудностями при найме и удержании ключевых сотрудников. Также увеличивается срок закрытия вакансий – в среднем срок подбора составляет 2-3 месяца, но по некоторым позициям, особенно узкопрофильным, поиск может затянуться до полугода.

Еще одна важная тенденция – это увеличивающаяся денежная мотивация, которую компании используют для привлечения и удержания сотрудников. К сожалению, это приводит к перегреву рынка зарплат, поскольку в условиях обострившейся конкуренции работодатели начинают бороться именно в этом аспекте.

За последний год уровень заработной платы у представителей инженерных профессий увеличился на 30%, но наблюдается существенный разрыв между зарплатами инженеров и IT-специалистов. Многие специалисты, получившие инженерное образование, переквалифицируются в IT, как раз из-за более высоких зарплат.

Однако простое повышение оплаты труда не всегда решает проблему с персоналом. Дефицит квалифицированных кадров заставляет работодателей снижать требования к будущим работникам. Компании рассматривают кандидатов из других смежных отраслей, а также отменяют гендерные и возрастные ограничения.

Ранее к претендентам на трудоустройство предъявляли строгие требования: обязательное профильное инженерно-техническое образование и опыт работы по профессии не менее трех лет. Руководители хотели видеть в своих рядах людей, которые способны действовать в рамках инструкций, стандартов и правил, и несут ответственность только за свою работу.

За последние два года профиль таких специалистов начал меняться, стали снижаться требования к образованию – теперь рассматриваются кандидаты со среднеспециальным образованием, которое может быть техническим и более-менее соответствовать рассматриваемой должности. Опыт работы стал желательным, но не обязательным условием.

Среди ключевых востребованных компетенций можно выделить три:

  • Многомерное мышление. Важно, чтобы новый сотрудник мог мыслить в разных областях и быстро переключаться между различными аспектами своей работы.
  • Развитая коммуникация. Работодатели стали больше уделять внимания умению общаться, будь то с заказчиками, коллегами или партнерами.
  • Командный игрок. Это человек, обладающий эмоциональным интеллектом и готовый нести свою долю ответственности в рамках командной работы, когда результат становится общим.

Конечно, такие тенденции оказывают влияние на то, как именно предприятия ищут новых сотрудников. Например, группа компаний «Диполь» внесла несколько нововведений, чтобы адаптироваться к новым вызовам. Об этих изменениях на заседании круглого стола рассказала директор по персоналу Светлана Колосова. Так, преобразование включило в себя несколько новых подходов:

  • Реферальную программу «Приведи друга». Сотрудники поддерживают профессиональные контакты и получают вознаграждение до 100 тысяч рублей за привлечение новых специалистов.
  • Ротацию внутри компании. Работники активно перемещаются между подразделениями для обмена знаниями и навыками.
  • Сотрудничество с учебными заведениями. Компания оплачивает работу студентам, которые приходят на производственную практику. Кроме того, для некоторых учебных заведений организованы демо-лаборатории, где можно отработать практические навыки непосредственно на идентичном оборудовании, установленном на производстве.
  • Мониторинг ушедших сотрудников. ГК «Диполь» внимательно следит за теми, кого переманили конкуренты. В течение 2024 года наблюдалась устойчивая тенденция возвращения работников.
  • Развитие HR-бренда. Проводится целый ряд мероприятий, направленных на привлечение и удержание сотрудников, в том числе развивается корпоративная культура через различные активности.
  • Мониторинг заработных плат. За последний год эта тенденция стала одной из ключевых, поскольку рынок зарплат стремительно меняется.
  • Расширение пакета компенсаций и льгот. Сотрудникам предоставляется широкий спектр льгот, включая компенсацию аренды жилья, обучение за счет компании и так далее.
«В процессе подготовки к этому круглому столу мы задумались о том, какие изменения хотелось бы видеть в будущем. Прежде всего, мы считаем необходимым популяризировать профессию инженера-технолога на федеральном уровне, по аналогии с IT-сферой. Не хватает более широкой информации о том, какие бывают инженеры, и чем они занимаются», – отметила Светлана Колосова.

Кроме того, по словам спикера, бизнес и учебные заведения должны более гибко и оперативно взаимодействовать в части обновления перечня профессий. Также важно обеспечить междисциплинарную передачу знаний между техническими факультетами вузов. Это касается не только студентов, но и преподавателей, для которых предлагается обеспечивать субсидирование вознаграждения за передачу своих практических знаний студентам по использованию новых технологий и оборудования. Еще одно предложение – предоставление компенсаций, а также получение льготной ипотеки для специалистов радиоэлектронной отрасли.

Все начинается со школы

На сегодняшний день особенно актуальным становится подход, который не просто передает знания о фактах, а помогает развить именно навык обучения. Это означает, что в рамках знакомства с инженерной специальностью нужно готовить специалистов, способных мыслить проектными методами. Например, недостаточно просто обучить школьника определенным навыкам в рамках предмета информатики, необходимо создать у него внутреннюю потребность разобраться в той или иной технологии и научиться применять ее для решения реальных проблем. Для этого должна быть сформирована система мотивационного воспитания.

Так, с данной целью сегодня в школах России реализуется проект киноуроков «О будущем». Это 99 роликов о духовно-нравственных качествах личности, которые разделены на три группы и вводятся с учетом уровня взросления ребенка. Один учебный месяц – изучение одного качества. Например, если школьники посмотрели фильм о благородстве, то в этом месяце «прокачивают» качество благородства. После просмотра, педагог, используя пособие, обсуждает с ребятами смысл того или иного качества. Далее дети делают доброе дело или социальную практику на его закрепление. Посмотрели фильм о благородстве – пошли и сделали благородный поступок.

Эту практику можно интегрировать в инженерно-технологические компетенции, когда школьники могли бы оценить качество воздуха в кабинетах или создать алгоритм для робота, который будет убирать пришкольную территорию и так далее. Здесь могут подключаться проекты студентов колледжей и вузов, например, банки практик, куда обучающиеся могли бы обращаться и делать добрые дела, знакомясь с профессией. Важно поднять технический уровень ребенка до его выпуска из школы, чтобы вузу не приходилось заниматься его воспитанием с нуля, а активно закреплять, улучшать и расширять знания абитуриента.

Как раз с этой целью в ходе круглого стола было предложено поддержать преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в проведении дополнительных уроков для школьников. Но не всем понравилось это решение. С ним не согласился один из преподавателей, который посетил круглый стол в качестве слушателя. Он отметил, что представители его профессии не обладают юридическими полномочиями для осуществления подобной деятельности. Однако другие участники мероприятия возразили, указав на то, что подобная практика уже существует и активно распространяется на основе соглашений между учебными заведениями или других документов.

Не забыли и про школьных наставников: эксперты отметили, что требуется также повысить уровень понимания современных технологий среди учителей. Этим вопросом могут заняться предприятия при плотном сотрудничестве со школами.

Необходима трансформация образовательных программ

К сожалению, согласно статистике, 67% старшеклассников испытывают сложности с выбором профессий, потому что не имеют четкого представления о том, как они устроены. Вследствие чего, окончив высшие и средние учебные заведения, достаточно большое количество выпускников не идет работать по специальности. По данным HeadHunter за 2023 год, данный показатель соответствует 38% от общего числа недавно выпустившихся дипломированных специалистов.

Университеты играют важную роль в популяризации профессий среди молодежи. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники ведет партнерство не только с предприятиями, но и выстраивает коммуникацию с образовательными и молодежными общественными организациями. Это позволяет молодым людям получить более полное представление о различных профессиях.

Но и такие методы не приносят большого результата. Как рассказала представитель института Всероссийского научно-исследовательского института радиоэлектроники, после проведения ряда мероприятий, направленных на повышение престижа профессии, среди студентов учебного заведения организовали опрос. Участникам задали вопрос: «Готовы ли вы работать по своей специальности?». Из 600 опрошенных 57% ответили, что не знают, – это может быть как хорошим, так и плохим знаком. С одной стороны, есть возможность привлечь внимание студентов, рассказав им об интересных предприятиях и профессиях, связанных с радиоэлектроникой. С другой стороны, отсутствие четкого понимания своей будущей профессии может быть тревожным сигналом.

Меняться должны и сами высшие и средние учебные заведения, так как возникает необходимость в адаптации образовательных программ под новые тенденции и запросы рынка профессий. Важна также поддержка самих преподавателей. Например, у Санкт-Петербургского лесотехнического колледжа существует практика, когда на стажировку выходят не только студенты, но и преподаватели, которые получают необходимый уровень компетенции, требуемый в дальнейшем при обучении студентов.

Отдельно представители университетов отмечают необходимость обучения на конкретном оборудовании конкретного производителя, чтобы на выходе студент уже был адаптирован под работу с определенным оборудованием.

Взгляд промышленности на образовательный процесс

По мнению представителей производств, к обучению в школе нужно подходить комплексно и стараться давать базовые знания. Так, руководитель отдела разработки робототехники компании «Аквариус» Юрий Денисов предложил на уроках информатики уделять первостепенное внимание изучению языка программирования C++. Далее после освоения основ программирования школьники смогут получать специальный набор и программный комплекс на уроках технологии. Это позволит им сразу приступить к изучению робототехники или созданию Интернета-вещей. Такой подход позволит учащимся лучше понять основы технологий и применять их в различных областях, а также облегчит переход от одного направления к другому.

Как считает представитель компании, школьники должны обучаться на отечественных решениях. Так, «Аквариус» в настоящее время выводит на рынок свою собственную разработку – платформу для обучения и работы с электроникой и робототехникой – микроконтроллер «Рудирон», причем как в школах, так и в высших учебных заведениях. Это ускорит процесс обучения, и усилит понимание отечественной элементной базы среди молодежи. Разработка представляет собой отечественный аналог аппаратной платформы на базе микроконтроллера Arduino. Однако, как отметил Юрий Денисов, это решение является оригинальным продуктом, созданным на основе накопленного компанией опыта.

Итоги

В будущем можно ожидать, что дефицит инженерных кадров не исчезнет, а даже усилится. По мнению экспертов, этот показатель может достигнуть 80-90%. Для успешного решения вопроса необходимо усилить взаимодействие между образовательными учреждениями, промышленностью и государством, а также повысить уровень информированности общества о текущих мерах и инициативах, направленных на подготовку квалифицированных специалистов. Это позволит не только справиться с дефицитом кадров, но и обеспечить устойчивое развитие экономики и конкурентоспособность на рынке труда.

Источник: Екатерина Коновалова, Elec.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания «Элек.ру» — команда профессионалов, обеспечивающих эффективную работу и развитие крупнейших рекламно-информационных проектов электротехнической отрасли: Интернет-портала Elec.ru и журнала «Электротехнический рынок».
Контакты и адреса  · Новости · Публикации · Видео
Коновалова Екатерина Борисовна
Все новости и публикации пользователя Коновалова Екатерина в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.
Продолжая просмотр этого сайта, Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie в соответствии с пользовательским соглашение и политикой конфиденциальности