На фоне многочисленных разговоров о социальной ответственности бизнеса, экологической безопасности производства и прочих деклараций о намерениях, часто сложно отличить реальные дела от пустой болтовни. Если же на что-то и обращается внимание, то выглядит все это довольно странно. Как при пожаре, который тушит один доброволец с ведром, а сотня зевак наблюдает за ним и подбадривает.
Так и сейчас — ежедневно сотни российских компаний заявляют о своем желании помочь восстановить экологический баланс на планете. При этом реальные поступки совершают единицы. На Западе, даже в странах Юго-Восточной Азии этот процесс отрегулирован государством. В России, к сожалению, производителям предоставлен выбор — помогать или оставаться в стороне. Поэтому все больше внимания привлекают к себе акции компаний, деятельность которых напрямую может изменить экологическую ситуацию в стране.
Экологичность — признак качества
Недавнее соглашение, которое подписал один из лидеров российского рынка источников света — торговая марка Navigator и Всемирный фонд дикой природы (WWF) должно помочь спасению лесов и восстановлению популяций диких животных. В рамках достигнутых договоренностей часть денег от реализации светодиодных ламп начнут перечисляться на природоохранные проекты фонда. Такие лампы будут отмечены логотипом WWF на упаковке. Эта акция стала ярким примером желания бизнеса участвовать в сохранении окружающей среды не на словах, а на деле.
Navigator работает на отечественном рынке осветительных технологий уже более 5 лет. Торговой марке удалось занять прочные позиции на рынке благодаря адекватной ценовой политике и высокому качеству своих энергосберегающих ламп. Закрепив позиции, Navigator почти сразу же начал разработки светодиодных ламп.
— Светодиодные лампы на сегодняшний день — это самый экологически безопасный продукт на рынке осветительных технологий, — комментирует ситуацию Дмитрий Зайцев, продакт-менеджер торговой марки Navigator. — Приступив к производству светодиодных ламп, мы уже начали косвенно способствовать развитию программ сохранения дикой природы. А наше сотрудничество с WWF является положительным примером непосредственной помощи в восстановлении экосистем среди компаний-производителей полупроводниковой осветительной продукции.
Сегодня все ведущие экономические державы вкладывают многомиллиардные инвестиции в поддержание и развитие своих рынков светодиодных ламп. Во многих странах введены льготные или бонусные программы для граждан, покупающих эту продукцию. Стимулируя рынок сбыта, руководство многих государств, увеличивает инвестиционную привлекательность компаний-производителей светодиодных приборов.
Вкладываются деньги в новые разработки, ищутся способы сделать производство дешевле, а сами лампы доступными для всех слоев населения.
В России этот рынок находится на начальном этапе развития. У нас еще нет ни одного предприятия полного цикла, которое бы производило светодиодные лампы. По этой причине их стоимость порой зашкаливает за 2000 рублей.
Чтобы помочь потенциальным покупателям преодолеть психологический барьер, компания, представляющая на российском рынке торговую марку Navigator, приняла решение установить розничные цены на свои лампы от 250 до 1000 рублей. То есть, сделать светодиодную продукцию своей торговой марки, самой доступной в сегменте высококачественных светодиодных ламп.
— Продукция Navigator давно зарекомендовала себя на рынке и пользуется постоянным спросом — для нашего фонда это важный показатель, так как чем больше людей узнает о нашей деятельности, тем больше желающих участвовать в наших проектах, — говорит Екатерина Левицкая, координатор лицензионных проектов WWF России.
— Средства же, которые мы получим от реализации светодиодных ламп, будут направлены в общий бюджет. Особенность распределения средств в этом году — объявление ООН 2011 года — международным годом леса.
В ожидании массового спроса
Нынешняя ситуация на рынке полупроводниковых светотехнических изделий похожа на ту, которая возникла в самом начале формирования рынка энергосберегающих ламп. Тогда прилавки были заполнены низкокачественной и порой опасной для здоровья продукцией, которая продавалась по заниженным ценам. Единственное отличие ситуации со светодиодными лампами в том, что на этом рынке сейчас нет такой жесткой конкуренции между российскими компаниями.
— Будущее за светодиодами — с этим вынуждены были согласиться даже скептики. Все прекрасно понимают, что сейчас они дорогие, но у них есть неоспоримый плюс — отсутствие ртути — считает Дмитрий Зайцев. — Этот рынок сейчас только начинает формироваться, в его сегментах постоянно происходят технологические и прочие изменения. Идет быстрое развитие.
О темпах развития рынка можно судить по количеству моделей выпускаемых компаниями-производителями в течение короткого периода. Так, за время существования светодиодной лампы торговой марки Navigator было произведено несколько технологических «апгрейтов» и запущены в производство три новых модификации. Все это произошло в период с ноября 2010 по июль 2011 года. Количество улучшенных продуктов сейчас и выявляет лидеров на рынке. Те, компании, которые следят за технологическими новинками и не отстают от общемировых тенденций и занимают ведущие позиции.
В общей сложности в России сейчас работают около 50 отечественных торговых марок светодиодных ламп. Все они разного качества. Есть даже такие, которые заявляют о полном цикле производства, притом, что занимаются только сборкой.
— Рынок относительно свободен. Но соотношение — качество-цена-ассортимент часто нарушено, — объясняет Зайцев. — То, что лежит в магазинах, зачастую либо дорого, либо имеет плохие технические параметры, либо дефекты при сборке. Естественно, у западных брендов хорошее качество, но высокая цена.
А вот у российских, часто попадаются совершенно некондиционные модели. Поэтому мы предлагаем рынку качественную лампу, но проводим ценовую политику, которая доступна большему количеству россиян.
Тем не менее, все участники рынка уверены в том, что через пять-семь лет и Россию накроет волна покупательского интереса к светодиодным лампам и просчитывают свою стратегию на годы.
ЗАЙЦЕВ Дмитрий, Родился 26 октября 1984 года в г. Санкт-Петербург. В 2008 году закончил Московский авиационно-технологический институт им. К. Э. Циолковского, факультет «Радио». Получил степень магистра техники и технологии по специальности «Проектирование и разработка электронных средств». 8 лет проработал в сфере светодиодных технологий в различных компаниях. В настоящий момент занимает должность продакт-менеджера торговой марки Navigator по направлению «Источники света и электронные аппараты». |
Новые технологии
Пока россияне готовятся к всплеску продаж, западные производители вовсю испытывают новые технологии. В последние годы крупнейшие производители светотехнической промышленности активно ведут разработки по созданию еще более экологичных энергосберегающих источников искусственного освещения. Эти разработки основаны на использовании органических полупроводников. Подобные светодиоды, по сравнению с нынешними полупроводниками имеют более однородное рассеивание. К тому же, их можно распределять на разных поверхностях, производить на гибких носителях и придавать им любую форму. Когда разработки закончатся, органические светодиоды, скорее всего, будут изготавливаться методом конвеерной принтерной печати.
— Нам важно то, чтобы лампы Navigator ассоциировались с экологичным продуктом, потому что сейчас людям надо объяснять, что это за продукт — полупроводниковые светотехнические приборы, — комментирует Зайцев. — Мы не гонимся за сверхприбылью. Покупатели, также как и участники рынка это поняли еще во время резкого роста спроса на люминесцентные лампы. Поэтому мы снижаем цены, проводим разъяснительную работу и готовы отдавать часть прибыли на благое дело.
— Это тот редкий случай, когда отечественная компания сочетает в своей деятельности три составляющие современного бизнеса: максимальное использование плодов научно-технического прогресса, грамотную работу на рынках сбыта своей продукции и заботу об окружающей среде, — считает Екатерина Левицкая. — Не менее важен для нас и тот факт, что Navigator является отечественной маркой — таким образом, мы решаем задачу фонда по экологизации бизнеса в России и благодаря этому — просвещения конечного потребителя.
Созревание потребителей
Рынок сбыта светодиодных ламп сегодня занимает не более 2% от общего рынка осветительной продукции. Однако в течение ближайших десяти лет он полностью удовлетворит потребности россиян, и примерно через двенадцать лет его ждет непродолжительная стагнация.
— Рынок будет перенасыщен, но одновременно начнется и его качественное изменение, — считает Зайцев.
— Динамика развития начнет ориентироваться на новые более энергосберегающие, качественные и вместе с тем недорогие модели. Кроме того, каждое новое поколение ламп будет еще эффективнее. У простых покупателей поменяется само понимание рынка света. К этому времени россиян будет интересовать не, сколько стоит та или иная лампа, а цена ее эксплуатации.
Начало интенсивного спроса в России, по прогнозам экспертов, придется на 2014–2017 год,когда новые технологии позволят снизить цены, и уже не самая дешевая, а самая дорогая светодиодная лампа будет стоить около 300 рублей.
Пока же этого не произошло, производители полупроводниковых ламп рассчитывают на покупательскую способность людей, которые стремятся совмещать комфорт и новаторство, заботятся о безопасности своих близких и об экологии в целом.