Освещение

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов

29 апреля 2014 г. в 09:56

Эффективность источника света

Эффективность источника света зависит от двух параметров: световой отдачи и визуальной эффективности (ВЭ). ВЭ зависит от конкретных условий применения источника света в конкретной задаче. Для наружного освещения характерным условием является сумеречное зрение. ВЭ определяется, исходя из значения S/P-фактора и уровня дневной яркости. Обозначение S/P расшифровывается как scotopic/photopic (ночной/ дневной). Световая отдача светодиодов (СИД) серии XP (Cree) в настоящее время менее 160 лм/Вт, значение S/P для цветовых температур 2600-7500 К лежит в пределах 1,1-2,3.

S/P-фактор

S/P-фактор характеризует отношение световой отдачи источника света в условиях ночного зрения к световой отдаче в условиях дневного. В прошлой статье цикла было замечено, что S/P-фактор зависит от спектра источника света, при этом четкой зависимости от цветовой температуры нет. Но было высказано предположение, что S/P зависит от местоположения бина СИД относительно линии черного тела (ЧТ) — находится он выше или ниже.

Что такое бин?

Бин (англ. bin — элемент дискретизации) — некоторая элементарная единица, неделимый элемент, частица минимально возможного размера. Для светодиодов этим словом обозначается диапазон параметра, минимальный для данной системы сортировки. Все ведущие производители бинуют светодиоды по цветности и по световому потоку. Пример разбиновки по цветности СИД серии XP для применения в наружном освещении приведен на рис. 1.

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис.1

От чего зависит S/P-фактор?

Светодиоды имеют характеристики не в виде спектра, а в виде групп (бинов) по световому потоку и цветовым координатам. Для определения зависимости S/P-фактора от бина по цвету и по световому потоку был произведен анализ спектров 102 образцов XP-E (Cree), измеренных в одних и тех же условиях. Были рассмотрены СИД с Гцв = 2600-7500 К.
При поиске зависимости S/P от Тцв были выбраны образцы СИД из бинов, лежащих на линии ЧТ, остальные бины отсекались, так как было замечено, что бины, расположенные выше линии ЧТ, имеют большие значения S/P, чем те, которые находятся ниже (рис. 2).

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 2

Конечно, более правильно говорить о зависимости S/P-фактора от цветовых координат x,y (МКО 1931): значение S/P растет с увеличением координаты y и уменьшением координаты х. На рис. 3, 4 показано, как меняется S/P в зависимости от координат.

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 3

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 4

Но это менее удобно в применении, чем Тцв. Поэтому на рис. 2 для удобства приведена полученная зависимость S/P от Тцв для бинов, лежащих на линии ЧТ, рекомендуемых для применения в наружном освещении.

Как было упомянуто выше, СИД бинируются и по световому потоку. Это означает, что в любом бине по цветности есть СИД с различной световой отдачей. Как же меняется S/P-фактор в зависимости от этого параметра? Оказалось, что СИД с меньшими значениями светового потока в 61% случаев имели большие значения S/P. Но какой-то явной зависимости выявлено не было, поэтому можно сделать вывод, что S/P зависит в большей степени от координат цветности.

О нормах наружного освещения

В настоящее время, согласно (табл. 1), основная нормируемая характеристика в освещении улиц, дорог и городских площадей с регулярным транспортным движением — это норма средней яркости покрытий. Средняя горизонтальная освещенность нормируется только для освещения улиц, дорог и городских площадей, расположенных в «северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России». Вот пример городов, где нормируется освещенность: Мурманск, Норильск, Воркута, Салехард и другие, расположенные за Полярным кругом. А чуть ниже Полярного круга, например в Архангельске, Сургуте, Ханты-Мансийске, уже нормируется яркость.

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 5

Что касается норм средней яркости, то в СНиП 23-95-2010 [2], которые должны вступить в действие в 2011 г., используемые категории улиц и уровни яркости будут изменены и приближены к европейским. Это означает, что новые стандарты уже сегодня рекомендуется учитывать при разработке новых светодиодных светильников, потому как цикл такой разработки является длительным. Кроме того, выбирать категории улиц и уровни яркости нужно исходя из новых условий.

В рамках предыдущей статьи цикла была рассмотрена теоретическая визуальная эффективность светодиодного освещения в зависимости от S/P-фактора светодиодов с различной Гцв в сравнении с ДНаТ для нормируемых в настоящее время значений яркости. Приведем практический пример последовательности проведения такой оценки.

Как оценивать визуальную эффективность

Для оценки ВЭ необходимо определить уровень сумеречной яркости. Сумеречная яркость эквивалентна общепринятой дневной яркости с учетом влияния спектрального состава излучения источника света на визуальное восприятие в условиях сумеречного освещения. Что касается самой терминологии «сумеречная», то она не является общепринятой и вводится в рамках данной статьи для удобства. Для определения этого параметра, исходя из значения S/P-фактора и уровня дневной яркости, можно воспользоваться таблицей из (рис. 5) или соответствующим калькулятором для расчета сумеречной яркости.

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис.6

Множитель световой эффективности определяется отношением сумеречной яркости к дневной. Это, по сути, весовой коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличивается или уменьшается ВЭ источника света в условиях сумеречного зрения. Чтобы провести практическую оценку ВЭ, разработчику светодиодного светильника требуется понимать, для какой категории дорог и для какого уровня яркости он его делает. Требуется подобрать цветовую температуру (бин светодиода), поскольку, как было упомянуто выше, визуальная эффективность будет зависеть и от этого параметра.

Пример расчета визуальной эффективности для улицы категории Б

Нормируемые значения яркости для улиц этой категории лежат в пределах 0,4-1 кд/м2. Проведем сравнение для трех вариантов СИД с Гцв = 3500, 4500 и 6000 К. Определяем S/P-фактор для каждого значения Тцв (табл. 1): получаем 1,5; 1,76 и 1,9 соответственно. Вычисляем величину сумеречной яркости (рис. 5) для уровней дневной яркости 0,4; 0,6; 0,8; и 1,0 кд/м2. Данные для каждого типа рассматриваемых СИД и для ДНаТ (S/P = 0,65) приведены в таблице 2, графики показаны на рис. 6.

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис.7

Определяем множители световой эффективности (табл. 2, графики на рис. 7).

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 8

Таким образом, СИД с Гцв = 4500 К будет эффективнее ДНаТ в 1,11/0,94 = 1,18 раза при норме яркости в 1 кд/м2. Следовательно, при разработке светильника на СИД, эквивалентного по светораспределению светильнику с ДНаТ, для создания одинакового уровня нормируемой яркости потребуется в 1,18 раза меньше светового потока.

На данный момент в разрабатываемых светильниках чаще всего используются светодио-ды с Гцв>6000 К. Почему так происходит? Считается, что светодиоды с 6000 К более эффективны, чем с 4500 К и поэтому требуется меньше светодиодов и оптики, а отсюда и стоимость конечного изделия снижается. Согласно данным, приведенным компанией Cree (рис. 6), световая отдача светодиодов с Гцв = 4500 и 6000 К для бинов наружного освещения (рис. 1) практически одинакова при индексе цветопередачи Ra не менее 70. У светодиодов стандартного белого света (Cool, Neutral, Warm White) световая отдача меняется в зависимости от цветовой температуры, причем чем выше индекс цветопередачи, тем ниже световая отдача. С точки зрения ВЭ из табл. 2 видно, что разница множителей световой эффективности между этими СИД невелика, особенно при уровнях дневной яркости в 0,8-1 кд/м2. Кроме ВЭ учтем тот факт, что дорожное покрытие отражает свет в длинноволновой части спектра лучше, чем в коротковолновой. Спектральная чувствительность глаза с понижением уровня яркости сдвигается в коротковолновую область. Из этого следует, что применение СИД с Тцв = 6000 К может приводить к большему ослеплению, чем с 4500 К, поскольку глаз будет более чувствителен к излученному свету. Более холодный свет будет хуже отражаться от дорожного покрытия, и разница отношений уровня яркости дорожного полотна к яркости источников, попадающих в поле зрения водителя, в первом случае может оказаться больше. Возможно, этим можно объяснить результаты многочисленных социальных опросов, согласно которым предпочтения отдавались светодиодным светильникам с Тцв не более 5000-5500 К.

Эффективность использования световой энергии

Эффективность использования световой энергии — это параметр, характеризующий светильник и его способность эффективно распределять свет в пространстве и на рабочей поверхности. Основная величина, с помощью которой характеризуется сегодня эта эффективность, — коэффициент использования светового потока. В настоящий момент оценка эффективности светильников с помощью этого коэффициента устарела. Почему? Коэффициент использования по световому потоку — это доля светового потока, излученного источником света, упавшая на рабочую поверхность. Обратим внимание на рабочую поверхность: она может иметь различные размеры в зависимости от ширины дороги и шага установки опор. Возьмем светильник: пусть он имеет такое светораспределение, которое обеспечивает нормируемые характеристики (среднюю яркость по полотну, достаточную равномерность вдоль каждой полосы и общую равномерность) как на дороге шириной проезжей части в две полосы, так и в три. Что тогда получается? В первом случае коэффициент использования всегда будет меньше, так как часть светового потока уйдет на освещение отсутствующей третьей полосы. Поэтому доля излученного светового потока, попадающего на двухполосную рабочую поверхность, будет ниже, чем во втором случае. Получается, что светильник будет иметь разный коэффициент использования для дорог различной ширины. Таким образом, коэффициент использования светильника по световому потоку — величина относительная и не совсем информативная. Хотелось бы обратить внимание, что, согласно, в разрабатываемом СНиП 23-95-2010 этот параметр регламентироваться не будет. Тогда возникает вопрос, как же оценить разрабатываемый светильник наружного освещения? Какие параметры использовать для сравнения различных светильников? Рассмотрим один из возможных методов оценки, примененный Rainbow Electronics. В чем основная идея предложенного метода, как вообще можно оценивать светильник? Давайте рассмотрим данный вопрос с различных точек зрения (табл. 3).

Таким образом, из таблицы 3 видим, что перед разработчиком задача ставится более широко. Именно из этих соображений метод оценки светильника базируется на оценке с точки зрения выполнения нормы для некоторого диапазона дорог.

Графический метод оценки эффективности

Прежде чем рассмотреть предлагаемый метод оценки, разберемся, какие параметры лежат в его основе. Во-первых, это параметры светильника: пространственное распределение сил света (КСС), световой поток, Тцв. Во-вторых, область применения: категория дороги; уровни средней яркости (1ср); коэффициенты неравномерности яркости (Uf — неравномерность по полосе движения, U0 — общая неравномерность). И, наконец, параметры дороги: ширина проезжей части (количество полос движения), шаг установки опор (d), высота установки светильников (H), тип дорожного покрытия.

В основе метода лежит светотехнический расчет. Рассчитываются вышеуказанные светотехнические нормируемые параметры для оцениваемого светильника при различных d/H. При этом следует брать определенное значение высоты установки (Н = const), потому что эта величина, как правило, не меняется, меняется именно шаг между опорами в зависимости от реальных условий. Далее строятся зависимости 1ф = j(dlH), Ц = f(dlH) и U0 = f(dlH).

Последовательность определения области применения для нормы 0,8 кд/м2 приведена на рис. 7. Обратим внимание, что по уровню средней яркости этот светильник можно было бы применять для диапазона d/H = 3,5-4,5. По показателю неравномерности диапазон применимости существенно сужается. Это означает, что если H = 10 м, то по яркости нормы будут выполняться для опор с d = 35-45 м, а по неравномерности только для d = 35-36 м, что явно говорит не в пользу выбранного светильника.
При разработке светильника указанный метод можно использовать следующим способом: если область на средней яркости широка и основная проблема в неравномерности, то нужно дорабатывать светораспределение светильника, чтобы получить максимально возможную зону применимости. На рис. 8а показаны диапазоны применимости для рассматриваемого примера светильника, на рис. 8б — тот, который может получиться в результате доработки его светораспределения.

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 9

Наружное светодиодное освещение автомагистралей и улиц городов. Рис. 10

Заключение

Эффективность светильника наружного освещения зависит:

  1. От применяемого источника света и его спектральных характеристик. В сентябре в Европе вступили в действие рекомендации CIE 191:2010 Recommended System for Mesopic Photometry Based on Visual Performance по сумеречному освещению — это означает, что первый шаг уже сделан.
  2. От светораспределения светильника и его возможности обеспечить нормируемые показатели для некоторого диапазона дорог. Предложенный метод оценки можно использовать при разработке светильников наружного освещения, а также сравнивать несколько светильников по диапазонам применимости. Но следует учитывать, что с увеличением диапазонов применимости эффективность светильника падает, поэтому нужно искать разумный баланс.

Подготовлено компанией «Аксиома Электрика»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Философия качества — лидерство технологий. ООО «Аксиома Электрика» — это электротехнический бренд, объединяющий высокое качество оказания услуг и поставок надежной продукции. Бренд, который стремится сделать доступными для каждого человека самые современные изделия в освещении и электрике. Надежность оборудования и эффективность от его внедрения — девиз бренда.
Иванов Олег
Все новости и публикации пользователя Иванов Олег в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Уличные светодиодные светильники

Уличные светильники являются неотъемлемой частью любых благоустроенных территорий. Они обеспечивают достаточный уровень видимости в темное время суток, поддерживая безопасность и комфорт. Освещение используется в разных условиях, в том числе возле частных и многоуровневых зданий, общественных, коммерческих объектов, парков, дорог и так далее. Компания Техсветпром предлагает уличные светодиодные светильники в широком ассортименте, что позволит найти решение, соответствующее требованиям по мощности, безопасности, эстетичности, форме и другим параметрам. Поможем подобрать уличные светодиодные светильники под Ваши потребности — просто оставьте заявку на нашу почту Продукция для улицы в значительной мере отличается от аналогичных ламп, но предназначенных для монтажа внутри помещений. Поэтому тут рекомендуется рассматривать специализированные модели. Подобрать удачный вариант достаточно проблематично, поскольку приходится учитывать нюансы использования, размер бюджета, погодные условия. Основное назначение оборудования в освещении территории, поэтому главное, чтобы выбранного фонаря или светильника было достаточно для освещения имеющейся площади при полном отсутствии дневного света.
Рыбакова Алина · ТЕХСВЕТПРОМ · 25 марта · Россия · Челябинская обл
Уличные светодиодные светильники

ПРОДАМ: Светодиодные светильники — Серия 33

Для освещения улиц, магистралей, площадей, парковых зон, внутридворовых территорий, платформ ж/д станций и пр. Модель: СКУ 33-75-001 Номинальная мощность: 75 Вт Световой поток: 9 090 — 10 710 лм Световая эффективность: 121 — 143 лм/Вт Цветовая температура: 3000 — 5000 К Степень защиты: IP67 Рабочая температура: -45° ∼ 40° С Вес: 6,3 кг Завод оставляет за собой право вносить конструктивные изменения, не влияющие на качество и технические характеристики изделия.
АО АМИРА · АМИРА · 25 марта · Россия · г Санкт-Петербург
Светодиодные светильники — Серия 33

ПРОДАМ: Светодиодные светильники уличного освещения

Светодиодные светильники — это универсальный источник освещения, который отличается повышенным сроком работы. Относительно высокая стоимость таких светильников окупается за счет экономии энергоресурсов уменьшения затрат обслуживание приборов освещения. Выдерживают высокие перепады температур, срок службы составляет 80 000 и более часов. Корпус уличных светодиодных светильников выполняется из алюминия или из алюминиевого сплава, позволяющего эффективно отводить тепло от светодиодов и не допускать их перегрев. Торцевые крышки отдельных моделей — из ударопрочного пластика, стойкого к атмосферным воздействиям. Защитное стекло отсутствует или выполняется из светостабилизированного прозрачного монолитного поликарбоната. Применяются два типа рассеивателя: прозрачное стекло и рассеивающая линза, которые не искажают световой поток. Климатическое исполнение светодиодных светильников — У1 (эксплуатация в умеренных климатических зонах, на открытом воздухе при температурах -45°…+40° с воздействием любых атмосферных факторов) или УХЛ1 (эксплуатация в умеренных и холодных климатических зонах, на открытом воздухе при температурах -60°…+40° с воздействием любых атмосферных факторов). Размеры светильников варьируются по длине, высоте и глубине в зависимости от выбранной модели.
Устюжанина Мария · Точка опоры · 25 марта · Россия · Свердловская обл
Светодиодные светильники уличного освещения

ПРОДАМ: Уличное светодиодное освещение

Уличные светодиодные светильники предназначены для освещения улиц, дорог, площадей, дворов, складов, производств, освещения железнодорожных платформ и т.д. Уличные светильники серии МАГИСТРАЛЬ, КЕДР, УРАН, - предназначены для освещения автодорог, автомагистралей, шоссе и улиц. Изготовлены с применением светодиодов корпорации NICHIA - Япония. Обладают КСС типа Ш для дорог категории А. Светодиодный светильник ДиУС-160 предназначен для освещения автомагистралей, улиц, дорог категорий Б и В, придомовых территорий, АЗС, складских помещений, рекламных щитов, гаражей и т.д. Также подходит для освещения козловых, мостовых и башенных кранов. Высокая эффективность светодиодов NICHIA последнего поколения позволила создать серию уличных светильников «Эльбрус» с непревзойденным соотношением светотехнических характеристик и массогабаритных параметров. В серию входят три модели, способные заменить большинство используемых традиционных уличных светильников с газоразрядными лампами.
Бабкин Евгений · Релайт Групп · 22 марта · Россия · г Москва
Уличное светодиодное освещение

ПРОДАМ: Светодиодные светильники — Серия 61 LED

Освещение транспортных терминалов, улиц, пунктов пропуска, парковых и пешеходных зон, внутридворовых территорий и пр. Модель: СКУ 61 Номинальная мощность: 50 / 100 / 150 Вт Световой поток: 5 121 / 10 242 / 15 363 лм Световая эффективность: 105 лм/Вт Цветовая температура: 3000 — 5000 К Степень защиты: IP65 Рабочая температура: -40° ∼ 50° С Вес: 2,2 / 2,2 / 3,3 кг Завод оставляет за собой право вносить конструктивные изменения, не влияющие на качество и технические характеристики изделия.
АО АМИРА · АМИРА · 26 марта · Россия · г Санкт-Петербург
Светодиодные светильники — Серия 61 LED
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.