Зрительскую аудиторию любых крупных соревнований можно разделить на две части: тех, кто находится непосредственно на площадке, и тех, кто следит за происходящим у экранов телевизоров. Говоря о футболе, в частности, о финальной части предстоящего Чемпионате мира, которая очень скоро пройдет на 12 российских стадионах, можно не сомневаться, что шикарная картинка будет гарантирована независимо от времени суток и места просмотра, будь то трибуна или спортбар. Такое высокое качество обеспечивают телевидение, освещение и медиаэкраны. Об этих составляющих и пойдет речь применительно к объектам, принимающим ЧМ. Начнем с «Открытия Арены» и «Арены ЦСКА».
Время HDTV
Сразу оговоримся. На газоне ЦСКА будут проходить только тренировки команд-участниц ЧМ, но, как и «Открытие Арена», он соответствует высшей категории главных футбольных организаций — ФИФА и УЕФА. Сегодня их установлено четыре, начиная с 1-й и заканчивая 4-й, дающей право принимать соревнования самого высшего разряда, куда входит финальная часть чемпионата мира. Для получения четырех «звезд» необходимо соответствие достаточно большому перечню параметров. В их числе, помимо установленных размеров поля, определенного количества мест в комнате для пресс-конференций, вместительной парковки и т.д. присутствуют два пункта, напрямую привязанных к качеству просмотра. Первый — это система освещения поля с показателями не меньше 1400 Люкс, второй — наличие табло, которое дает изображение, понятное для каждого зрителя на трибунах. И если с экраном более или менее ясно (исходя из задач, он должен быть большим), то со светом все гораздо сложнее.
Телевизионная аудитория несопоставима больше той, что находится в непосредственной близости к полю, поэтому главной задачей при установке осветительных приборов является возможность транслировать картинку в соответствии со стандартом HDTV, включающих следующие основные требования:
- средняя вертикальная освещенность по направлению к объективам передающих телекамер должна быть не менее 2400 лк;
- равномерность распределения освещенности (отношение минимального значения к среднему)не менее 1:1,2;
- коэффициент ограничения слепящего действия (GR — GlareRating) <50;
- коэффициент пульсации светового потока (Flicker-Factor) <5% (важный параметр для воспроизведения замедленных повторов, получаемых при скоростной видеосъемке — Ultra Rapid - Flighspeed);
- цветовая температура излучения источников света — 5000-6200 К;
- общий индексмцветопередачи Ra≥85.
Подробности организации мест для телекамер, их количество и другие тонкости ТВ оставим за рамками повествования, устремив свои взоры вверх: к завораживающей картинке табло и мощным прожекторам. Зная, что наши сооружения аттестованы по 4-й категории, можно догадаться, что все это оборудование функционирует, соответствуя самым высоким требованиям со стороны всемирной и европейской ассоциаций футбола.
Натурально испытано
Первый матч на «Открытие Арене» прошел 5 сентября 2014 года. Вмещает 42 000 зрителей. Стоимость 14,5 млрд рублей.
Для освещения поля задействованы ротационно-симметричные прожекторы производства завода Siteco (Германия), модель R3MAXI с металлогалогенными лампами (МГЛ) мощностью 2000 Вт. Они установлены по периметру стадиона в количестве 362 штуки на мостках специальными блоками.
Siteco является дочерней компанией OSRAM и имеет успешный опыт реализации подобных проектов. В частности, на Corinthians Stadium в Бразилии, где проходили игры ЧМ-2014, установлено 352 светильника Siteco, укомплектованных МГЛ OSRAM HQI-TS.
Мостики, трибуны и аварийное освещение также освещает оборудование Siteco: S2Maxi 1000W, A2Midi 400W, S2Midi 250W, A2Mini 150W, A3MAXI 1000 W.
Главное преимущество МГЛ заключается в очень большом световом потоке от достаточно компактного устройства. Небольшая лампа, установленная в прожектор с правильной оптикой, демонстрирует отличные показатели освещенности на больших высотах.
На тот момент (речь о 2011-12 гг.), когда светодиодные приборы только начали появляться, главное преимущество МГЛ заключалось в очень большом световом потоке от достаточно компактного устройства. Небольшая лампа, установленная в прожектор с правильной оптикой, демонстрирует отличные показатели освещенности на больших высотах. Даже сейчас для выполнения 2400 люкс вертикальной освещенности потребуется установить гораздо больше светильников с LED-источником света по сравнению с МГЛ 2000 Вт. Тем более, последние гораздо легче. Не случайно, что большинство ведущих спортивных арен до сих пор используют прожекторы с металлогалогенными лампами.
С поставкой и монтажом этих систем, которые выполняла компания «Освещение» (OSVPRO), связан один интересный случай.
— Предварительно показав прибор заказчику, мы отдали его на стройку для испытания натурой, — вспоминает руководитель проекта Виктор Рыжков, ООО «Освещение». — Прожектор, проработав почти полтора года в самых экстремальных условиях на стройке, при повышенных электрических нагрузках, установленный на открытом пространстве пока возводился стадион, до сих пор является рабочим и лежит у нас в офисе как напоминание о проекте. Кстати, при принятии решения о поставщике оборудования, этот факт работоспособности прибора внес небольшой вклад в нашу победу, так как никаких нареканий от строителей не поступало.
А вот благодарственное письмо за выполнение всех работ раньше установленного срока, подписанное директором ООО «Стадион Спартак» Андреем Федуном, в адрес руководства ООО «Освещение» пришло. Кстати, и наружное освещение объекта, проект которого выполнила компания, также построено на МГЛ.
И все же, на «Открытие Арене» нашлось место и для светодиодов. Они задействованы в качестве технологической основы медиаэкранов Diamond Vision от Mitsubishi Electric — на момент монтажа самых больших из когда-либо установленных на спортивных объектах России. Площадь каждого 172 кв. метра при длине и ширине 17,9 на 9,6 метров соответственно.
«Открытие Арена». Прожекторы Siteco, модель R3MAXI под МГЛ OSRAM HQI-TS мощностью 2000 Вт. Общее количестве — 362 шт.
Экран состоит из светодиодных модулей Diamond Vision ODX8 с соотношением сторон 16:9, разрешением 1600x960 пикселей и яркостью в 6000 нит, что обеспечивает идеальное качество изображения даже днем в солнечную погоду.
Монтаж этих огромных «телевизоров» Mitsubishi Electric осуществила в сотрудничестве со своими московскими партнерами, компаниями «Армо-системы» и «Авилекс».
Полное программирование
Открытие «Арены ЦСКА» состоялось 10 сентября 2016 г. Вместимость 30 000 зрителей. Стоимость постройки 350 млн долларов.
В качестве основных источников освещения поля выбраны решения еще одного известного производителя светотехники Philips с прожекторами модели ArenaVision MVF404 ВЗ-В7, в которых также установлены МГЛ типа MHN-SEH2000W/400V/957.
Голландская Philips давно и внушительно присутствует на рынке спортивного освещения: компания осветила около 65% стадионов, на которых проводятся главные соревнования. Более того, в последние годы производитель все более активно задействует свои светодиодные решения, что помогает заказчику существенно экономить средства на обслуживании светильников за счет их длительного срока работы. Как бы не были хороши МГЛ, их световой поток снижается уже через три сезона. Светодиодные прожекторы Philips гарантированно рассчитаны на 10 лет. В то же время, у МГЛ есть свои преимущества, о чем было сказано выше, и более доступная цена. Поэтому на ЦСКА пошли проверенным и более бюджетным путем.
Возможно программирование абсолютно любой комбинации включения прожекторов. Вся информация о состоянии включенных, выключенных прожекторов, их режиме, состоянии ИБП отражается в Scada у диспетчера.
Итак, потребляемая мощность одного прожектора на «Арене ЦСКА» идентична ситековской и составляет 2000 Вт. А вот общее количество осветительных точек немного меньше, чем на стадионе красно-белых — 244 шт. Прожекторы смонтированы на технических мостках под ферменной конструкцией кровли стадиона, закрепленных на кронштейнах на отметке ниже технических мостков на 300 мм. Специальная конструкция, разработанная для обслуживания прожекторов, позволяет поднимать их для замены ламп на отметку 1500 мм выше уровня пола мостков.
Для питания системы освещения проложено 25 км кабеля ВВГнг-FRLS. Все работы осуществляли специалисты компании «КРОК».
«Арена ЦСКА». Прожекторы Philips, модель ArenaVision MVFAOA ВЗ-В7, в которых также установлены МГЛ типа MHN-SEH2000WM00V/957. Общее количество — 244шт.
— Реализовано как местное ручное управление прожекторами от электрических шкафов, так и централизованное от пульта диспетчерского управления, — рассказывает Юрий Ильин, менеджер комплексных проектов компании «КРОК». — На пульте диспетчерского управления запрограммировано несколько режимов освещения футбольного поля, среди них: режим обслуживания поля, режим тренировки, режим соревнований, режим CTV, режим HDTV.
Также есть возможность программирования абсолютно любой комбинации включения прожекторов. Вся информация о состоянии включенных, выключенных прожекторов, их режиме, состоянии ИБП отражается в Scada у диспетчера.
Важно отметить, что спортивное освещение стадиона ЦСКА относится к потребителям первой особой категории электроснабжения. Это значит, что здесь обеспечено дополнительное питание от резервных источников ДГУ и ИБП. Проще говоря, при отключении электроэнергии прожекторы останутся под напряжением.
Лучшие моменты игры транслируются на двух видеоэкранах общей площадью 214 квадратных метров. Экран представляет собой полотно, состоящее из 264 модулей. Размер каждого (РН10) — 640х640 мм. Вес одного модуля — 15 кг, всего экрана — 3960 кг. Яркость свечения дисплея — 6000 нит.
— Особенность архитектурного проектирования в том, что края экранов крепятся к несущим балкам крыш над разными трибунами. — объясняет Алексей Волков, заместитель генерального директора, руководитель направления аудиовизуальных комплексов компании «КРОК». — Чтобы надежность конструкции не была уязвимой, инженеры «КРОК» использовали специальный облегченный каркас из алюминия и систему движущихся узлов, которые гарантированно выдерживают высокие нагрузки.
В направлении Северо-Запада
Впервые хозяйкой мундиаля станет страна из Восточной Европы. Для России это событие мега-машстаба, которому нужно соответствовать, и речь в первую очередь о стадионах: большинству полей еще только предстоит появиться на свет и только затем пройти аттестацию ФИФА на соответствие высшей категории. В самое ближайшее время футбольные функционеры должны посетить многострадальную «Санкт-Петербург Арену». По словам строителей, все ранее обнаруженные представительной комиссией недостатки устранены. Решающей проверкой готовности основных систем стадиона станет музыкальный фестиваль «Радио Зенит», намеченный на 22 февраля. И, конечно, не последняя роль в успехе мероприятия отводится освещению и медиаэкранам. А раз так, то наша следующая остановка будет посвящена этим высокотехнологичным решениям на Крестовском.
Тимур ЖЕМЛИХАНОВ