Освещение современных торговых и выставочных центров должно решать сразу несколько задач. Светильники должны:
- обеспечивать высокий уровень освещенности: рекомендуемые уровни освещенности составляют от 300 лк и могут варьировать в широких пределах, в зависимости от типа помещения;
- обеспечивать комфортное и равномерное освещение, зачастую — гармоничное сочетание естественного и искусственного освещения. Иными словами, светильник должен иметь цветовую температуру, соответствующую нейтральному белому свету (4000 — 5000 К), не иметь слепящего эффекта и характеризоваться минимумом пульсаций;
- дизайн светильников должен соответствовать выбранному стилю оформления помещений, желательно — быть уникальным и запоминающимся.
Как правило, для помещений с высотой выше 4,5 м используются подвесные светильники, ниже — встраиваемые либо накладные.
Если говорить об источниках света, то сегодня нередки ситуации, когда для освещения помещений применяются сразу все возможные источники света: светодиодные, люминесцентные и металлогалогенные (МГЛ). Такое разнообразие может быть оправданным дизайнерским решением, но может — и следствием недостаточного знания проектировщиками возможностей светодиодного освещения.
Так, выбор светильников с металлогалогенными лампами может быть обусловлен требованием «естественности» освещения. Однако современные светодиодные светильники обеспечивают сопоставимое качество освещения. При этом их экономичность в разы превосходит показатели светильников с МГЛ. Особенно ярко этот эффект выражен для современных светодиодных светильников Astra от компании ООО «АтомСвет Энергосервис». Их светоотдача не менее 150 лм/Вт, что на 20-40% превышает светоотдачу большинства светодиодных аналогов на российском рынке. Или же альтернативное, более бюджетное решение — светильники Lotus 02, светоотдача которых составляет 115-125 лм/Вт. Эти светильники специально созданы для создания максимально качественного освещения. Их цветовая температура составляет 4000 К, а наличие матового рассеивателя и возможность комплектации рефлектором обеспечивает полное отсутствие слепящего эффекта и максимально равномерную освещенность.
Подвесной светодиодный светильник Astra. Светоотдача не менее 150 лм/Вт. 5000 К. Прозрачный рассеиватель
Подвесной светодиодный светильник Astra. Светоотдача 115-125 лм/В. 4000 К. Матовый рассеиватель, рефлектор
Экономический эффект применения светодиодных светильников наглядно демонстрирует пример — проект модернизации выставочного павильона на ВДНХ. Параметры проекта: длина помещения — 41 м, ширина — 12 м, высота — 7,31 м. Уровень освещенности в рабочем режиме — 300лк.
Для выполнения требований к освещенности потребуется 20 светильников с МГЛ с номинальной потребляемой мощностью 250 Вт (полная потребляемая — ок. 280 Вт). Установленная мощность системы на светильниках с МГЛ составляет 5,6 кВт. Эквивалентная замена — 18 светильников мощностью 100 Вт Astra или 22 светильника Lotus. При этом установленная мощность системы на светильниках Astra составит всего лишь 1,8 кВт, т.е. более чем в 3 раза ниже, чем на светильниках с МГЛ!
Светотехнический расчет выставочного павильона, освещенного светильниками Astra
Расчет окупаемости светильников Astra и Lotus для стоимости электроэнергии 4,5 руб. (с НДС) и 5%-ного ежегодного роста тарифов показывает, что установка светодиодных светильников окупает себя в срок не более 2,5 лет. Причем по истечении 5-летнего гарантийного срока на светильники Astra и Lotus стоимость сэкономленной электроэнергии сопоставима со стоимостью установки системы светодиодного освещения. Иными словами, в сравнении со светильниками с МГЛ через 5 лет стоимость светодиодной системы фактически обнуляется.
Сегодня основная тенденция в области ритейла — активное развитие магазинов с торговыми площадями до 1 тыс. м2. К примеру, X5 Retail Group планирует открыть в 2017 г. порядка 2 тыс. торговых точек в этом формате. Естественно, открытие новых точек и ребрендинг старых подразумевает модернизацию торговых площадей, включая установку новых, современных систем освещения.
Поэтому неудивительно, что сегмент торгового освещения получил серьезное развитие в последние два года. В 2016 г. у 20 ведущих светотехнических компаний России продажи систем торгового освещения выросли на 75%, общий объем продаж таких систем только по этим компаниям превысил 0,5 млрд. руб. При этом основные продажи в сегменте генерирует светодиодная светотехника.
Сегодня в торговых центрах и магазинах шаговой доступности все более широкое распространение получают светотехнические системы, представляющие собой световые линии, собранные из отдельных светильников.
Для этих целей ассортимент компании «АтомСвет Энергосервис» дополнили новые линейные светильники серии Retail. Это яркие и экономичные световые приборы со светоотдачей до 135 лм/Вт. Светильник могут комплектоваться 7-ю типами оптики, в том числе асимметричной, что оптимально для освещения продуктовых стеллажей. Светильники можно соединять в непрерывные линии. Светильники могут выпускаться в исполнении с транзитной проводкой, для формирования непрерывных световых линий протяженностью до 70 м с питанием всех последующих светильников от базового светильника. Путем подключения к различным фазам возможно формирование трех независимых групп светильников для организации общего, аварийного и дежурного освещения.