Экономия электроэнергии — главная задача участников крупных отраслей промышленности. Одним из самых мощных потребителей энергии являются железнодорожные элементы путей сообщения. Но почему? Что заставляет железнодорожников выбирать и разрабатывать все новые проекты освещения?
Все просто. Отключить питание осветительных ж/д приборов — значит остановить важнейшие транспортные артерии страны. Более того, яркое освещение вокзалов и ж/д переходов — это одна из мер безопасности для пассажиров. Потому сократить количество света нельзя, зато можно уменьшить расходы на него.

Преимущества светодиодных светильников
Очевидность пользы доказывается просто — 60% экономии электроэнергии! Это реальный показатель, достигнутый при проведении модернизации освещения одной из ж/д систем. Данная цифра является самым красноречивым аргументом в пользу использования светодиодного освещения. Но у него есть и другие плюсы, а именно:
- Высокая степень яркости, что важно как для машинистов поездов при подъезде к перрону, так и для пассажиров.
- Мягкое свечение без мерцающих волн, что способствует лучшему самочувствию, а значит, самоконтролю на небезопасном транспортном пути.
- Высокая устойчивость к вибрационным нагрузкам. Это особенно важно для светильников расположенных в непосредственной близости к железнодорожным путям.
- Отсутствие накладных расходов, связанные с утилизацией. Если посчитать, сколько «Российские железные дороги» платят в год за утилизацию ртутных и вольфрамовых ламп, получится сумма, достаточная для освещения еще как минимум одного перрона светодиодными светильниками.
- Длительный срок службы. Светодиодные светильники способны проработать при максимальных нагрузках до 15 лет!
- Устойчивость к погодным явлениям. Климат России от Владивостока и до самого Калининграда очень разный. И если Приморский край отличается повышенной влажностью, что отрицательно влияет на осветительные приборы, то южные регионы — палящим солнцем, а северные — трескучими морозами. И на каждом вокзале, будь то Ухта или Сочи, ценится стабильность освещения. Светодиодные светильники прекрасно работают при температурах от −45 до +50 градусов. Им не страшен порывистый ветер либо сильный дождь. При этом они безопасны в случае механического повреждения.
- Имидж. С царских времен железная дорога считалась одним из самых престижных видов пассажирских перевозок. Пребывая на очередной вокзал, уже по его внешнему состоянию можно судить о развитии страны. Поэтому, достаточное освещение — неприкосновенная составляющая статуса государственного ж/д сообщения.
Снижение потребления энергии почти в 7 раз привело к тому, что любой проект с использованием светодиодов уже предварительно оценен положительно. Большинство инвесторов хорошо понимают, что, вложив в подобную модернизацию средства, они не просто улучшат работу отрасли, но и сделают ее более прибыльной за счет сокращения расходов.
Применение светодиодов на ж/д объектах
Под вопросом остается место установки осветительных приборов. И здесь светодиодные светильники снова забирают пальму первенства у всех иных типов источников уличного и общественного освещения.

Большинство проектов по модернизации систем освещения включают в себя установку светодиодов в таких местах, как:
- пассажирские и грузовые платформы;
- сортировочные станции;
- железнодорожные вокзалы и остановки;
- привокзальные комплексы;
- ремонтные ангары;
- промышленные помещения (внутри и снаружи), осуществляющие обслуживание составов.
Помимо этого, светодиоды можно встретить на привокзальных территориях, внутри пассажирских вокзалов, комнат отдыха и т. д. В недалеком будущем даже составы будут полностью переведены на данный тип источников, несмотря на контрольно-релейное управление освещением.
Особенности светодиодных ламп
Для создания мощного потока света в ж/д сфере обычно используется 2 типа ламп:
- MAG 3 — отличается применением легкого сплава алюминия при производстве корпуса. Благодаря этому достигается невысокий вес, облегчающий монтаж. Большая часть светильников весит не более 6 кг. Эти лампы достигают максимальных характеристик светового потока сразу после включения, в то время, пока газоразрядным лампам требуется некоторое время для увеличения яркости. В лампах используются светодиоды OSRAM и CREE, отличающиеся своей эффективностью. Световой поток достигает 140 лм/Вт. Номинальный срок службы источника — до 75 тысяч часов.
- MAG 4 — более совершенные светильники. Благодаря инновационным системам светодиодов, эффективность данных приборов повышается до 145 лм/Вт. Светодиодный модуль источника света выполнен по плавающему принципу. Простыми словами, внутри корпуса остается достаточно места для возможного линейного расширения конструктивных элементов светильника ввиду различных климатических условий, в том числе, перепадов влажности и показателей температур. Использоваться этот тип светильников может как на промышленных ж/д территориях, так и на перронах, а также на привокзальной территории. Основное преимущество МАG 4 — термоизолированный от светодиодного модуля (основного источника тепла в светильнике) отсек источника питания, что особенно важно для мощных светильников, работающих при высокой температуре.
Рассмотренные типы осветительных приборов, даже при максимальной мощности в 270 Вт, отлично выдерживают непогоду, оставаясь путеводным проводником по железнодорожному полотну вблизи населенных пунктов. Стоит также отметить, что самые сильные и мощные светодиодные светильники все равно в итоге экономят потребление энергии на 20–30%, что уже немалый показатель для такого масштабного предприятия, как железная дорога!