Наезды на пешеходных переходах по-прежнему являются острой проблемой на сегодняшний день. По статистике главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России каждый третий случай ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток, а на долю таких происшествий приходится свыше 60 % всех погибших пешеходов.
Главными причинами этого госавтоинспекция называет плохую видимость пешеходов на отдельных участках дорог, в том числе на наземных пешеходных переходах.
Сегодня существует ряд технических решений, все больше применяющихся для обеспечения лучшей видимости наземных пешеходных переходов, таких как: дополнительная подсветка пешеходных знаков светодиодными лентами или лампами; дублирование сигналов светофора на светодиодной плитке под ногами пешеходов; размещение светодиодных маячков на зебру и т. п.
В данной статье мы расскажем, как можно повысить безопасность пешеходов в темное время суток, организуя надлежащее освещение пешеходных переходов.
Обозначенный пешеходный переход должен быть хорошо виден в различных погодных условиях и в любое время дня. Освещение пешеходных переходов должно обеспечивать надлежащие условия для того, чтобы водитель мог оценивать дорожную ситуацию и хорошо видеть силуэт пешехода, а пешеход комфортно наблюдать за окружением и приближающимися транспортными средствами.
Для обеспечения приведенных условий требуется применение специальных осветительных приборов с асимметричным распределением света. Данные светильники имеют соответствующую геометрию распределения света, адаптированную к расположению осветительного прибора слева от пешеходного перехода (рисунки 1 и 2).
В России основные правила освещения пешеходных переходов приведены в ГОСТ 55706-2013 (п. 5.3 «Нормы освещения пешеходных переходов»), в котором присутствуют рекомендации по применению специализированных осветительных приборов (ОП). Из ГОСТа пункт 5.3.3 следует: «Светораспределение ОП и их ориентация относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать контраст пешехода с фоном (проезжей частью) и не вызывать ослепления водителей. Размещают ОП перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, направляя свет на пешехода со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения. Для снижения слепимости водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным светораспределением (кососветы)».
Важным преимуществом применения светильников с асимметричным распределением света на пешеходных переходах является повышение уровня контраста пешеходов в темное время суток (Рис.3), но при этом без отсутствия эффекта ослепления водителей.
Задача светильников заключается в создании высокой интенсивности света на силуэте пешехода в горизонтальной плоскости, проходящей через ось пешеходного перехода. (Рис.4).
Для требуемого уровня освещенности пешеходного перехода необходимо определить уровень (величину) яркости фона, при котором пешеход хорошо заметен с точки зрения водителя, т. е. силуэт пешехода, проходящего через пешеходный переход.
В ГОСТ 55706-2013 нет точных требований к освещенности наземных пешеходных переходов. Из пункта 5.3.2 следует: «На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий "А" и "Б" норма средней освещенности Eh должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышение уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных ОП».
Во многих европейских странах существуют законы и официальные правила, определяющие требования к освещению пешеходных переходов. Большинство из них вытекают непосредственно из рекомендаций Международной комиссии по освещению CIE (115–2010, Recommendations for the lighting of roads for motor and pedestrian traffic), которые являются неправительственной, самофинансирующейся организацией международного сотрудничества по обмену информацией по всем вопросам, связанным со светом и освещением. В своих докладах они представляют рекомендации и руководящие принципы, касающиеся правил и уровней освещения, а также процедур расчета и методов измерения.
Основные рекомендации из раздела «Освещение дорог для пешеходов»
Для обеспечения безопасного передвижения пешехода по придорожной территории и пешеходным дорожкам, горизонтальная освещенность Eh должна быть достаточной. Горизонтальная освещенность измеряется на уровне земли по средним и минимальным значениям и применяется ко всей используемой поверхности, которая обычно включает пешеходные дорожки и проезжую часть дорог.
Соответствующее освещение вертикальных поверхностей Ev необходимо для хорошей видимости пешеходов. Количественная оценка этого параметра сложна в определении из-за множественности плоскостей в каждой точке измерения, которые должны быть приняты во внимание. Экспериментально вопрос решен с учетом введения освещенности Ev на бесконечно малом вертикальном полуцилиндре, расположенном на высоте 1,5 м от земли. Эта величина — полуцилиндрическая освещенность — была введена в CIE 136-2000 в качестве дополнения к горизонтальной освещенности. Для ее измерения требуется специальное приспособление к установке фотоэлектрического детектора, который используется для измерения освещенности на плоскости.
Для построения правильного освещения наземных пешеходов, когда яркость дороги составляет от 1 до 2 кд/м², что соответствует классам дорог «A» и «Б». Мы приведем рекомендуемые параметры вертикальной и горизонтальной освещенности. (рисунки 5 и 6).
- Средняя вертикальная освещенность на оси пешеходного перехода на высоте 1 м: Ev ≥ 40 люкс.
- Равномерность вертикальной освещенности на полосе дороги перед водителем: 0,20.
- Средняя горизонтальная освещенность на пешеходном переходе на уровне земли: Eh ≥ 30 люкс.
- Равномерность горизонтальной освещенности: 0,30.
В данном расчете освещенностей участка дороги с пешеходным переходом мы использовали наш специализированный осветительный прибор METEOR-ST (ZEBRA). (рисунок 7).
Предлагаемые специализированные светильники на пешеходных переходах позволяют обеспечить корректные условия освещения для получения высококонтрастного силуэта пешехода, наблюдаемого со стороны водителя. Это достигается за счет применения в светильниках асимметричного распределения света и высокой цветовой температуры (6000-6500К) светодиодов, обеспечивающих высокий вертикальный уровень освещенности Ev. В то же время сам пешеходный переход получает высокий горизонтальный уровень освещенности Eh, так что его видно с больших расстояний.