Несмотря на то, что межгосударственный стандарт ГОСТ 34819-2021 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» вступил в законную силу почти два месяца назад — с 1 июля 2022 года, — у отрасли остаются вопросы по его применению. В сегодняшней публикации мы досконально разбираемся в отличительных особенностях и тонкостях нового стандарта, рассказываем о трудностях, с которыми пришлось столкнуться отрасли, а также оцениваем влияние ГОСТа на стоимость светильников и качество светодиодного оборудования.
О ГОСТе 34819-2021
Новый светотехнический стандарт разработан Всесоюзным научно-исследовательским светотехническим институтом им. С. И. Вавилова (ВНИСИ) взамен национального ГОСТа Р54350-2015 и распространяется на осветительные приборы с электрическими источниками света (светильники и/или прожекторы) внутреннего и наружного освещения, питаемые напряжением до 1000 В.
ГОСТ 34819-2021 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» устанавливает классификацию, светотехнические требования и методы испытаний осветительных приборов и не распространяется на светотехническое оборудование следующих категорий:
- автомобили, жд-транспорт, авиация, морские суда;
- дорожная и строительная техника;
- освещение шах и рудников;
- индивидуальные источники питания;
- специальные медицинские, театральные осветительные приборы, свет для фото-, кино- и телесъёмок;
- декоративные светильники для внутреннего освещения общественных и жилых помещений;
- декоративные светильники со светодиодами не белого цвета;
- цветодинамические осветительные приборы и предназначенные для иллюминации.
Основные нововведения в стандарте на светотехнику
Светотехническая отрасль постоянно развивается, и сейчас настало время, когда необходимо конкретизировать требования к светодиодному осветительному оборудованию. Требования предшественника нового стандарта — ГОСТа Р 54350-2015 — уже несколько устарели и нуждались в уточнениях. ГОСТ 34819-2021 дает более конкретное понимание характеристик, которые должны иметь светодиодные светильники в зависимости от сферы их применения.
«ГОСТ Р 54350 был введен в действие в 2011 году и в течение 10 лет оставался одним из наиболее важных для отрасли документов. Основными задачами, которые мы ставили перед новым – теперь уже межгосударственным – стандартом ГОСТ 34819-2021, стали актуализация требований ГОСТ Р 54350 с учётом развития отрасли и технологии, а также включение в стандарт методов испытаний всех параметров, содержащихся в недавно введенном в действие Постановлении Правительства РФ №2255», – пояснила Анна Шахпарунянц, генеральный директор ВНИСИ.
Требования к светоотдаче LED-светильников
В новом стандарте появились требования к световой отдаче светодиодных светильников, которые зависят от индекса цветопередачи (CRI), цветовой температуры и типа рассеивателя. Величина световой отдачи будет зависеть от типа помещения, где будет использоваться светильник.
«Производителям в этом случае не придется осуществлять серьезных конструктивных изменений, просто нужно будет использовать более энергоэффективные светодиоды», — прокомментировала Светлана Мельникова, руководитель бизнес-юнита «Ритейл» EKF.
За счёт увеличения требований к световой отдаче, светильники станут ярче, а потребляемая ими энергия ниже. Кроме этого увеличиваются требования к индексу цветопередачи для образовательных, медицинских и других помещений, которых не было в предыдущем ГОСТе. А это значит, что качество света должно стать лучше — люди смогут комфортнее чувствовать себя в этих помещениях.
Требования к коэффициенту пульсации
В новом ГОСТе впервые введены требования к коэффициенту пульсации светового потока светотехнических приборов и методы его определения (измерения).
Требования к коэффициенту пульсации уже имелись в Постановлении Правительства РФ № 2255 и СП52.13330, поэтому этот показатель контролировался и ранее. В новом ГОСТе требования стали жестче, но не для всех производителей это проблема.
При этом стоит отметить, что требования нового ГОСТа пока не являются обязательными, так как ни Постановление Правительства РФ №2255, ни какой-либо другой законодательный акт РФ или ЕАЭС не ссылается на этот стандарт. Вместе с тем преимущество нового ГОСТа – введение методов испытаний коэффициента пульсации и других параметров, методы измерений которых отсутствуют в Постановлении. Это позволит испытательным лабораториям проводить измерения, в том числе на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ №2255, и включить их в свою область аккредитации.
Другие приложения к документу
- Приложение «Г»
Содержит светотехнические характеристики, которые должны быть указаны в технических условиях и эксплуатационной документации на оборудование конкретных типов или групп. - Приложение «Л»
Содержит форму таблицы для регистрации результатов измерений сохранения светового потока и коррелированной цветовой температуры при воздействии верхнего и нижнего значений рабочих температур при эксплуатации. - Приложение «М»
Метод измерения коэффициента пульсации светового потока осветительных приборов с помощью осциллографа.
Порядок проведения испытаний приведен в соответствии с перечнем технических требований к осветительным приборам.
Вопросы по применению нового ГОСТа, с которыми пришлось столкнуться светотехнической отрасли
Некоторое недопонимание ряда производителей осветительных приборов вызвало отсутствие переходного периода на новый стандарт. При этом дата введения в действие межгосударственного стандарта на территории РФ устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Как отмечают разработчики документа, в течение срока разработки и обсуждения редакций ГОСТа вопрос о нехватке времени на «переходный период» заинтересованными участниками разработки не поднимался.
Не смотря на важное значение для отрасли, ГОСТ 34819-2021 не входит в перечень стандартов для обязательной сертификации, и его соблюдение является рекомендательным, пока он не включен в Технические регламенты ЕАЭС, Постановления Правительства РФ или иные законодательные акты, указывающие на обязательность его требований.
Ещё одним вопросом, который вызывает беспокойство ряда представителей отрасли, является отсутствие аккредитации у лабораторий на проведение испытаний по новому стандарту.
По результатам опроса испытательных центров, проведенного Ассоциацией «Честная позиция» на сегодняшний день ни одна лаборатория не получила аккредитацию по ГОСТ 34819-2021.
Однако беспокоиться не стоит. Действительно, на текущий момент испытания по новому стандарту проводятся в рамках исследовательского протокола, что связано со стремлением испытательных лабораторий совмещать подтверждение компетенции и расширение области аккредитации в целях экономии. Кроме того, с марта по сентябрь 2022 года был введен мораторий на проведение подтверждение компетенции для лабораторий и органов сертификации, а поскольку новый ГОСТ не входит в перечень обязательных к применению, большинство лабораторий не спешит «внепланово» включать его в расширенную область аккредитации.
Также не стоит забывать, что помимо ГОСТ 34819-2021 на территории России действуют требования к осветительным приборам по энергоэффективности в рамках Постановления Правительства № 2255. На наш взгляд, изначально введение нового стандарта подразумевалась как актуализация и синхронизация ГОСТа с требованиями ПП № 2255 и ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств».
Однако, по мнению экспертов, финальная версия стандарта отличается в части технических требований. Так, например, различаются требования к световой отдаче прожекторов со светодиодами (таблица 16 ГОСТ 34819 и таблица 19 ПП № 2255) и светодиодных светильников для производственных помещений с диффузным рассеивателем и общим индексом цветопередачи от 70 до 80 (таблица 6 ГОСТ 34819 и таблица 18 ПП № 2255). В примечаниях к таблице 10 нет поправочного коэффициента для светодиодных панелей с торцевой засветкой, по аналогии с пунктом 21 ПП № 2255, а таблица 16 ГОСТ 34819 не содержит примечания о применении поправочного коэффициента для световой отдачи у прожекторов с общим индексом цветопередачи более 90, как это указано в п. 23 ПП № 2255. К тому же, в новом стандарте отсутствует положение о применении поправочного коэффициента для световой отдачи светильников с коррелированной цветовой температурой менее 3000 К по аналогии с подпунктом «д» пункта 22 ПП № 2255.
Эти различия объясняются тем, что при разработке ГОСТ 34819 были учтены наиболее актуальные требования, в то время как положения ПП №2255 уже несколько устарели. В то же время требования Постановления Правительства РФ, как обязательного к применению документа, является приоритетными.
Вместе с тем эксперты отмечают, что на данный момент в правовом поле отсутствуют процедуры или документы, которые позволили бы обеспечить выполнение требований ПП №2255 (в частности, методы испытаний нормируемых параметров), и новый ГОСТ вполне мог бы стать инструментом, восполняющим этот пробел.
Цена и качество
По мнению производителей осветительных приборов, цена будет зависеть от способа увеличения светового потока, который выберет производитель. Можно «разогнать» светодиоды до требуемых характеристик, но тогда их ресурс будет снижаться, а можно использовать более дорогие и энергоэффективные технологии, что увеличит стоимость продукта, но сохранит качество. По итогу цена или не изменится, или изменится, но незначительно.
Главный вывод, который можно сделать уже сейчас: если повсеместно будут использовать оборудование, соответствующее ГОСТу, то потребители, которыми являемся все мы, получат комфортный, и главное, безопасный свет с меньшими затратами на электроэнергию. Соответствие ГОСТу 34819 будет проверяться ассоциацией «Честная позиция», в рамках совместной с РАЭК инициативы Единой системы входного контроля светодиодного оборудования — уникальной системы самоконтроля, работающей на интересы потребителей и поставщиков.
На сегодняшний день ЕСВК уже объединила более 80 ведущих игроков рынка с целью создания структурного канала дистрибуции. Система позволит на системной основе отслеживать качество поступающего осветительного оборудования, оперативно информировать потребителей и продавцов о выявленных нарушениях, изымать из реализации некачественную продукцию и блокировать новые поставки до того момента, пока производитель не пройдет процедуру реабилитации.