В современном мире все чаще вместо покупки прав собственности на объект мы пользуемся услугой. Например, очень успешной оказалась концепция «программное обеспечение как услуга». Или взять каршеринг, завоевавший большую популярность, так как он решает многие проблемы, связанные с владением автомобилем в крупном городе. Теперь же предлагается поставлять еще и освещение как услугу. В этой статье мы разберемся в плюсах и минусах такого подхода, а также в том, насколько данная концепция подходит для нашей страны.
Классическая аренда предполагает, что арендатор сам заботится об арендуемом имуществе. В том случае, если что-либо предоставляют «как услугу», вы платите только за предоставляемые блага по утвержденному тарифу, все вопросы, связанные с материальными объектами, решает провайдер услуги. Например, традиционный прокат автомобиля предполагает, что вы оплачиваете только пользование транспортным средством, при этом сами приезжаете в пункт проката для получения и возврата машины, оплачиваете из своих средств мойку и заправку бензобака. Для сравнения, в каршеринге вы платите только за проезд по заданному тарифу, все остальное берет на себя оператор каршеринга. Кроме этого, вы можете оставить машину на любой стоянке в пределах зоны действия оператора каршеринга, далее он либо сам отвезет автомобиль на базу, либо укажет на местоположение ближайшему клиенту, затребовавшему услугу.
Предоставление освещения «как услуги» под-разумевает, что клиент заказывает у провайдера освещение с определенными параметрами, прописанными в договоре (освещенность, UGR, цветовая температура, коэффициент пульсаций и т. п.). За предоставление услуги клиент периодически платит провайдеру по заданному тарифу, который зависит только от параметров освещения и параметров освещаемого объекта. Провайдер сам выбирает и устанавливает на объекте клиента осветительные приборы и систему управления для них. Светильники все время работы находятся в собственности провайдера, переход их в собственность клиента по завершении действия договора в общем случае не предусмотрен. Естественно, ставить светильники на месяц невыгодно, поэтому договор заключается на довольно длительный срок. Согласно сложившейся за рубежом практике, он в среднем составляет 5 лет. Провайдер услуг освещения берет на себя все заботы об оплате за ту часть электроэнергии, которая потребляется светильниками, об обслуживании и замене осветительных приборов. Если компания, предоставляющая освещение, не справляется со своими обязанностями, клиент может досрочно расторгнуть договор. А если клиент не вносит своевременно оплату за услуги, то провайдер имеет право расторгнуть договор и забрать с объекта принадлежащее ему оборудование. В том случае, если светильник, по тем или иным причинам демонтированный с объекта, не выработал полностью свой ресурс, он может быть направлен на другой объект. Осветительные приборы, полностью выработавшие свой ресурс или близкие к этому состоянию, отправляются на утилизацию.
Данный способ организации освещения получил название LaaS (Lighting as a Service, что в переводе с английского означает «освещение как услуга») по аналогии с очень успешной концепцией SaaS (Software as a Service — «программное обеспечение как услуга».
На момент написания статьи крупнейшим проектом с применением LaaS является модернизация освещения аэропорта Схипхол в Нидерландах, осуществленная в 2018 г. Проект был реализован компанией Philips Lighting — сейчас она называется Signify. Кстати, данный проект показателен еще и тем, что реорганизация бизнеса провайдера и смена им части собственников никак не повлияла на стабильность обеспечения освещения на объекте.
Для чего это нужно?
Внедрение концепции LaaS за рубежом началось в середине 2010-х годов. Причины, которые побудили к ее использованию, в разных регионах планеты были разными.
В США применение LaaS на начальном этапе было обусловлено необходимостью в полной мере использовать льготы, предоставляемые компаниям, переходящим на светодиодное освещение. В этой стране такого рода льготы предоставляются на местном уровне, в каждом населенном пункте могут быть свои правила. К тому же в США (в отличие от стран континентальной Европы и России) законодательство не кодифицировано, а услуги юристов стоят очень дорого. LaaS оказался выходом для крупных компаний, ведущих бизнес по всей стране, но при этом не желающих тратить время и деньги на изучение местных льгот, направленных на поддержку внедрения энергосберегающих технологий. Кроме этого, экономическая система США устроена таким образом, что компаниям, особенно публичным, как правило, выгодно уменьшать стоимость имущества, находящегося на балансе. LaaS позволяет исключить дорогостоящее светодиодное оборудование и системы «умного света» из баланса компании.
В Евросоюзе основным стимулом внедрения LaaS стало стремление к созданию экономики замкнутого цикла. По завершении жизненного цикла светильника на заводах и офисах его владельцы обычно выполняют только минимальные требования по утилизации, прописанные в законе. Но 100% переработка изделия требует его разборки и сортировки деталей. Делать это выгодно только тем компаниям, которые специализируются на предоставлении услуги освещения.
Концепцию LaaS имеет смысл применять для уличного, архитектурного, офисного и промышленного освещения. В жилом секторе она вряд ли даст серьезную выгоду, зато породит ряд организационных проблем. Теоретически возможно использование концепции LaaS в системе ЖКХ для мест общего пользования в многоквартирных домах, но о практической реализации такого подхода пока не известно.
Сравнение LaaS и энергосервисного контракта
При работе по энергосервисному контракту предметом договора является уменьшение энергопотребления. На протяжении всего срока действия договора клиент отдает провайдеру определенный процент от средств, сэкономленных в результате внедрения улучшений в его оборудование (т. е. замены или модернизации системы освещения). В итоге рано или поздно установленное провайдером оборудование передается в собственность клиента. В России неотделяемая часть улучшений передается в собственность клиента сразу после реализации мероприятий по энергосбережению, а отделяемая — по завершении действия энергосервисного контракта. При этом прожекторы и светильники считаются отделяемой частью.
При начале массового внедрения энергосервисных контрактов в России лет десять тому назад были случаи, когда в результате «модернизации» качество уличного освещения значительно снижалось. Ушлые ребята предлагали местным чиновникам заменить натриевые светильники с потребляемой мощностью 400 Вт на светодиодные, потребляющие, скажем, 150 Вт. При этом различие кривых силы света вообще не учитывалось. Часто такие контракты заключались просто по неведению — чиновники слышали об экономии электроэнергии при использовании светодиодов, но не имели представления о технической стороне вопроса. Привлечь энергосервисную компанию к ответственности за нарушение норм по осве-щенности потом очень трудно, поскольку теперь большинство ГОСТ и СНиП не являются обязательными для исполнения. В последнее время такие ситуации возникают очень редко, поскольку на рынке произошла консолидация энергосервисных компаний и остались в основном фирмы, заботящиеся о своей репутации. Но сама по себе проблема никуда не делась — энергосервисный контракт способен ввести бизнесмена в соблазн обеспечить большую экономию энергии за счет качества освещения.
Важным моментом для заключения энергосервисного контракта является наличие у клиента базы, т. е. данных аудита энергопотребления при использовании прежнего оборудования. Поэтому такой способ привлечения инвестиций, к сожалению, неприменим для вновь возведенных объектов, а также зданий, длительное время находившихся в заброшенном состоянии.
LaaS предполагает предельно прозрачную систему взаимоотношений с клиентом. Ему не нужно знать о технической стороне вопроса, достаточно заглянуть в справочник, взять оттуда нормативные показатели и вписать их в контракт. Должна быть освещенность 15 лк на дороге, согласно договору — извольте обеспечить, а уж как — это дело провайдера. Не обеспечили — расторгаем контракт, провайдер не только лишится денег клиента, но еще и штраф заплатит.
Для LaaS не требуется наличия базы по энергопотреблению, поэтому данная концепция очень удобна применительно к стартапам.
Главный недостаток LaaS связан с тем, что есть объекты, куда нельзя обеспечить свободный доступ сотрудникам провайдера освещения. Впрочем, данная проблема касается и энергосервисных контрактов в период действия договора. Но нет необходимости внедрять LaaS повсеместно. Если не хотите пускать к себе посторонних и есть материальные ресурсы — никто не мешает создать собственную службу эксплуатации.
Возможно ли это в России?
В нашей стране уже есть фирмы, предлагающие LaaS, хотя о реализованных ими проектах автору статьи пока ничего не известно.
Законодательства, которое бы регулировало конкретно LaaS, в России нет, но к данной концепции применимы положения Гражданского кодекса РФ. Оборудование может быть сдано клиенту в аренду либо передано в безвозмездное пользование. В дополнение клиент регулярно вносит платежи за услугу. Статьи 616 и 695 ГК РФ предусматривают, что клиент в таком случае должен нести расходы на содержание оборудования, если иное не указано в договоре. То есть, если в договоре имеется пункт о содержании осветительного оборудования за счет провайдера, положения ГК РФ соблюдаются. Необходимость допуска представителей провайдера на объект может быть прописана в договоре как встречное требование, согласно статье 328 ГК РФ.
В России сейчас активно развиваются промышленность и внутренний туризм. Для них концепция LaaS способна принести большую пользу. Большинство благоустраиваемых сейчас туристических достопримечательностей ранее не имело искусственного освещения вообще. Энергосервисные контракты к ним неприменимы, а деньги на покупку светильников у местных властей не всегда имеются. В «оборонке» LaaS вряд ли стоит применять. Но при производстве гражданской продукции вместо ставшего недоступным импорта использование LaaS может быть выгодным. Под такие заводы обычно строят новые корпуса или задействуют площадки, много лет находившиеся в заброшенном состоянии. Наконец, важным элементом обеспечения технологического суверенитета являются стартапы. Концепция освещения как услуги позволит уменьшить для них начальные расходы, сократить срок окупаемости, а значит, повысить интерес инвесторов к проектам.