Качество освещения особенно важно для подземных объектов, куда естественный свет не проникает. Поэтому освещение станций метро требует особого мастерства от дизайнеров и инженеров. В этом мне удалось в очередной раз убедиться на экскурсии «Свет в метро», организованной оргкомитетом премии «Золотой Фотон» и компанией «Световые технологии». Мероприятие прошло 18 апреля 2024 г., в нем принимали участие светодизайнеры, светотехники и представители прессы. Вели экскурсию Мария Никитина (Музей Москвы) и Данил Тамаров («Световые Технологии»).
Стартовала экскурсия на станции «Кропоткинская». Эта станция, введенная в строй в 1935 г., относится к первой очереди Московского метрополитена. Нам повезло — во время экскурсии на станцию приехал ретро-поезд, внешне имитирующий поезда, выпускавшиеся в середине 30-х годов. Знаменитый архитектор Алексей Душкин при проектировании данной станции вдохновился образами Древнего Египта. Отсюда — десятигранные колонны. Сразу после пуска станции на ней даже стояли кадки с пальмами, которые символизировали Египет, но потом их убрали. Связь с эпохой, когда строилась станция, выражается в том, что эти колонны плавно переходят в пятиконечные звезды на потолке. В колоннах сделаны ниши, где установлены лампы, подсвечивающие потолок.
Изначально станция называлась «Дворец Советов», но в 1957 г. ее переименовали в «Кропоткинскую» по близлежащей улице в связи с принятым решением отказаться от мегапроекта. Чуть раньше, в начале 50-х, была проведена реконструкция, значительно изменившая первоначальный замысел архитектора — асфальт на платформе был заменен на гранит, а вместо керамической плитки на стены положили мрамор.
Другой пример станции первой очереди - «Парк Культуры» на Сокольнической линии. Она также поменяла свой облик. Изначально на ней висели люстры. Но в 60-х годах их заменили на люминесцентные потолочные светильники. Замена осветительных приборов за время существования Московского метрополитена проводилась на многих станциях, иногда их облик в результате значительно менялся. И это не только и не столько следование за архитектурной модой. Просто с ростом пассажиропотока в метро увеличиваются нормы по освещенности, меняются также представления о том, что и как следует освещать. Например, в 30-е - 60-е годы считалось, что посадочные платформы должны иметь меньшую освещенность, чем залы станций. В те годы уровень освещенности в вагонах оставлял желать лучшего и считалось, что выход на слабо освещенную платформу снизит визуальный дискомфорт. Но потом, с одной стороны освещение в вагонах значительно улучшилось, а, с другой стороны, возросла заполняемость платформ и пришлось ради безопасности их тоже ярко освещать.
На станции «Парк Культуры» Сокольнической линии плитка, которой облицованы стены, создает интересный оптический эффект. Она отражает свет фар поезда, еще когда тот еще находится в тоннеле. Благодаря направленных в разные стороны скошенным поверхностям, плитка красиво переливается, когда поезд едет. Но эта особенность имеет и практическое значение — пассажиры заранее узнают о приходе поезда.
Станция «Парк Культуры» Кольцевой линии была открыта в 1950 году. Она связана с именем еще одного прославленного советского архитектора — Игоря Рожина. Автор использовал в оформлении станции мотивы древнерусской архитектуры. Подстать и светильники — кованный металлический корпус, плафоны из опалового стекла.
Проехав по Кольцевой линии, мы оказались на станции «Октябрьская» кольцевой линии. Построена по проекту известного советского архитектора Леонида Полякова, открыта в 1950 г. До 1961 г. носила название «Калужская» (по начинавшейся рядом со станцией Большой Калужской улице, переименованной в 1957 г. в Ленинский проспект, ныне в Москве тоже есть станция «Калужская» но она расположена в другом районе). Потом была названа «Октябрьской» по расположенной рядом Октябрьской (ныне — Калужской) площади. Еще не запутались в истории названия станции?
Основная тема оформления станции — победа СССР в Великой Отечественной войне. В оформлении станции использованы образы лавровых ветвей, с древних времен считавшихся символами воинской доблести. Зал станции и частично платформы освещаются светильниками бра, выполненными в форме факелов. При этом светильники имеют молочные рассеиватели, так что источник света внутри не виден. По моему личному мнению, при переводе станции на светодиодное освещение была выбрана слишком высокая цветовая температура, что явно находится в диссонансе со стилистикой оформления. Возможно это связано с тем, что реконструкция станции проводилась в 2010 году, когда доступными по цене были именно светодиоды холодного свечения.
Станция «Октябрьская» на Калужско-Рижской линии была открыта в 1962 г. Это было время борьбы с архитектурными излишествами. Тем не менее, и тогда архитекторы находили способы самовыражения, в том числе с использованием освещения. В частности, подсветка потолка идет люминесцентными лампами, закрытыми карнизом. Это создает ощущение воздушности. Кстати, обращение к природным стихиям — воздуху, воде и земле — является одной из характерных черт архитектуры 60-х годов.
Поставленная тогда перед строительной отраслью задача снижения стоимости возводимых объектов стимулировала использование необычных технических решений. На «Октябрьской» Калужско-Рижской линии вентиляционные решетки установлены в потолках проходов между залом и посадочными платформами. И за этими же решетками расположены светильники. Первоначально предполагалось, что решетки, имеющие матовую поверхность, будут выполнять функции рассеивателей. Но потом выяснилось, что к матовой поверхности сильнее прилипает пыль, поэтому поверхность решеток отполирована. В итоге не удалось достичь равномерного распределения света в этих местах, что хорошо видно на фотографии.
Экскурсия продолжилась поездкой по Калужско-Рижской линии. Участок от «Октябрьской» до «Новых Черемушек» был запущен в эксплуатацию в 1962 г. и в основном представлен различными вариантами типового проекта станции-«сороконожки». Тем не менее, на нем есть одна станция, которая отличается по архитектуре, потому что была открыта в конце 1980 г. Речь идет о станции «Шаболовская». Ее строительство отложили на много лет из-за сложных условий проходки — как раз в этом месте течет подземная река.
Торец зала украшает витраж, подсвечивающийся с обратной стороны. К слову, витражи были очень модны в СССР как раз в период с конца 70-х по начало 80-х годов. Тематика витража посвящена телевидению, потому что на улице Шаболовка располагается знаменитая Шуховская башня, с которой когда-то велись телепередачи. Поскольку станцию сдали в год Московской олимпиады, то надписи на витраже в память об этом событии сделаны на нескольких языках.
Для освещения зала и посадочных платформ на «Шаболовской» применены светильники на с U-образными люминесцентными лампами, оснащенные рассеивателями из анодированного алюминия. Эти светильники стали своего рода вершиной развития советской светотехники. Они обеспечивают исключительно равномерное и комфортное освещение.
Доехав до «Калужской», мы перешли на станцию «Воронцовская» Большой кольцевой линии (БКЛ). Она была открыта в конце 2021 года. Название станции связано со старинной усадьбой «Воронцово», расположенной неподалеку, но в облике станции это никак не отражено. Архитекторы и светодизайнеры вдохновлялись космической тематикой, поскольку рядом со станцией еще с советских времен располагаются несколько научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий соответствующего профиля.
На «Воронцовской», как и на других недавно открытых станциях, воплощен новый подход к проектированию, когда выбор светильников осуществляется централизовано, единой организацией. Как ожидается, это позволит уменьшить до разумных масштабов разнообразие осветительных приборов в метро, что должно упростить их обслуживание. Ранее, еще с советских времен, этот вопрос никак не контролировался, в результате сейчас на Московском метрополитене используется около 5000 различных моделей светильников.
Зал станции и посадочные платформы освещают даунлайты DL POWER LED производства российской компании «Световые технологии». На эскалаторах установлены торшеры PALA METRO того же производителя, специально разработанные для использования в метро. Эта модель разработана совместно с архитекторами «Моспромпроекта». В будущем она станет использоваться и на других вновь открываемых станциях метро.
Используются ли на новых станциях системы «умного» освещения? На этот вопрос Данил Тамаров сообщил мне, что такие системы пока не используются. Метрополитен — это не просто транспортное предприятие, это важный элемент городской инфраструктуры. В подземке установлено множество разнообразного электронного оборудования, причем значительная его часть принадлежит не метрополитену а другим организациям. Установка систем «умного света» может создать помехи этому оборудованию. Для того, чтобы решить проблему электромагнитной совместимости, потребуется много времени, сил и средств. Пока что в обозримом будущем планируется внедрить на Филевской линии, большая часть которой проходит по поверхности, управление освещением по технологии PLC (это простейшая технология управления освещением, когда сигналы управления передаются по проводам питания в высокочастотном диапазоне).
Завершилась экскурсия на станции «Давыдково». Эта станция БКЛ, также открытая в конце 2021 г., имеет конструктивную особенность — береговые платформы. Данное решение позволило ускорит и удешевить строительство. При относительно небольшом пассажиропотоке, характерном для этой станции, наличие береговых платформ вполне приемлемо. Оформление станции посвящено работникам МЧС России.
Для освещения станции «Давыдково» применено принципиально новое решение — длинные светодиодные полосы, встроенные в потолок. По субъективным ощущениям, удалось обеспечить хороший уровень освещенности и низкий уровень визуального дискомфорта. Смелую идею выдвинули белорусские архитекторы, принимавшие участие в проектировании станции. Но реализовать проект удалось не сразу. Производителю светильников — компании «Световые технологии» — пришлось столкнуться с некоторыми проблемами при их встраивании в потолок. Задачу удалось решить благодаря тому, что специалисты компании разработали специальный короб.
Экскурсия по Московскому метрополитену оказалась содержательной и полезной для ее участников. Мы узнали, как развивалась светотехника для метро, увидели подземку глазами искусствоведа и технического специалиста. И, самое главное, было наглядно показано, как достижения светотехнической отрасли помогают комфортной и безопасной перевозке пассажиров.