Московский ЖК «Символ» стал в 2010-е годы одним из самых обсуждаемых в городе проектов. Место, где он расположен, до 2011 года занимал металлургический завод «Серп и Молот». Для того, чтобы изменить имидж данного района, в центре жилого комплекса был разбит парк «Зеленая река» площадью 10 га. В итоге он стал центром притяжения не только для жильцов вновь построенных домов, но и для жителей соседних кварталов, возведенных примерно 100 лет тому назад. Во многом этого удалось достичь благодаря применению современных подходов к освещению территорий.
22 августа 2024 г. Евразийская премия «Золотой Фотон» организовала светотехническую прогулку по «Зеленой реке». Ведущим мероприятия стала генеральный директор компании «Культура света» Юлия Жаркова. Следует отметить, что относительно проекта освещения «Зеленой реки» Юлия выступала в качестве стороннего эксперта. С другой стороны, экскурсанты не были случайными людьми. На мероприятие специально отобрали только тех людей из подавших заявки, которые имеют отношение к светотехнике. В итоге в процессе прогулки ее участники не только внимали словам эксперта, но и оживленно обсуждали между собой использованные в проекте светотехнические решения. Мнения, выработанные в процессе таких дискуссий и легли в основу данной статьи.
Возводится ЖК «Символ» известной компанией «Донстрой». Комплекс начал проектироваться в 2014 г. Общая концепция была разработана британскими архитектурными бюро LDA и UHA London. На основании этой концепции российское архитектурное бюро ATRIUM разработало проект. Первые корпуса были построены в 2019 г., далее прошла череда событий, ставших испытанием на прочность российской экономики. Следующая очередь была возведена, не смотря ни на какие обстоятельства, но не все первоначальные идеи нашли свое воплощение, это касается и освещения парка. На момент написания статьи еще продолжали строиться новые корпуса комплекса.
Парк внутри ЖК — это место, где жители общаются между собой. Для личного общения в реальной жизни большое значение имеет вертикальная (цилиндрическая) освещенность. Дело в том, что от этого параметра зависит, насколько хорошо мы видим лицо собеседника. Соответственно, достаточно высокий уровень вертикальной освещенности облегчает считывание невербальной составляющей коммуникации. В парке «Зеленая река» с вертикальной освещенностью все в порядке, что могли увидеть сами участники мероприятия — лица друг друга в темное время суток они видели с превосходной детализацией. Этого удалось достичь благодаря применению уличных светильников «Флютэ» производства компании «Сарос».
Позаботились об уровне вертикальной освещенности и при проектировании детской площадки. В данном случае речь идет не только о коммуникациях между малышами, но и безопасности их игровой активности. Применены прожекторы модели «Куба», изготовленные все тем же «Саросом». Важная особенность — на выбор предлагается 5 вариантов оптики с разными диаграммами распределения света. Это позволяет подобрать вариант, точно подходящий к данному объекту. Также «Сарос» изготовил садовые светильники «Неон» (несмотря на название, они дают белое свечение, в данном случае – теплого оттенка), обеспечивающие мягкую, рассеянную подсветку травы и кустарников.
Естественно, в «Символе» не обошлось без модных нынче в Москве пергол. Под ними жильцы комплекса любят работать на свежем воздухе с ноутбуком. Этот момент светодизайнеры учли, вмонтировав в ребра пергол светодиодные модули, дающие мягкий, рассеянный свет, не мешающий работе за компьютером.
Через «реку» перекинуты пешеходный и автомобильный мосты. По словам Юлии Жарковой, изначально пространство под мостами планировалось как некая коллективная гостиная, где жители могли бы совместно проводить время, например, играя в настольные игры. К сожалению, эта часть проекта пока не реализована. Отделка сделана по минимуму, установлены прожектора, обеспечивающие лишь техническое освещение, в котором практически полностью отсутствует вертикальная составляющая. Перила моста выделены светодиодным дюралайтом. К сожалению, при внимательном рассмотрении можно заметить, что отрезки дюралайта состыкованы не идеально. Но это, скорее, претензии уже к исполнителям, а не к проектировщикам.
В числе недостатков участники прогулки также отметили слепящий эффект от архитектурной подсветки тех корпусов ЖК, которые располагаются вдоль проезда Завода «Серп и Молот». Это несколько портит хорошее впечатление от мягкого, приятного для глаз освещения пешеходных дорожек в парке.
Вообще, при реализации архитектурной подсветки приходится учитывать не только соображения высокого искусства, но и вполне приземленные коммерческие интересы. ЖК должен быть виден издалека, иметь хорошо запоминающиеся элементы. Это нужно, чтобы здания «сами себя рекламировали». Проезжающий мимо потенциальный клиент, раздумывающий о покупке квартиры, увидев нечто необычное, остановится, посмотрит… И, возможно, приобретет себе именно там жилье.
Упомянутая подсветка, которая выглядит с земли слишком яркой, вряд ли была частью такого замысла, скорее, это просто ошибка проектировщиков или монтажников осветительного оборудования. Потому что издалека она особого впечатления не производит. Тем не менее, есть в подсветке зданий ЖК «Символ» действительно интересная «фишка», привлекающая внимание к комплексу. Речь идет о динамической подсветке, представляющие собой линии, рисуемые воображаемым карандашом. В итоге подчеркивается позиционирование данного комплекса на рынке как жилья бизнес-класса, предназначенного для людей, которые хотят быть постоянно «в центре событий». Действительно, комплекс, по современным меркам, находится почти в центре Москвы, рядом располагаются три ведущих технических вуза — МГТУ им. Баумана, МЭИ и МТУСИ.
Предположительно, для создания такого эффекта применяется лазерный прожектор. Траектория движения лучей выбрана таким образом, что они не попадают в окна и не дают никаких отблесков, мешающих жильцам.
Светотехническая прогулка в очередной раз продемонстрировала, насколько свет может изменить восприятие не просто отдельного здания, а целого пространства, имеющего богатую историю. Кроме этого, ее участники наглядно увидели, насколько непростым бывает путь идей, которые выдвигают светодизайнеры: ограниченный бюджет, корректировки проекта уже в процессе строительства, наконец, проблемы с квалификацией исполнителей. Тем не менее, несмотря на указанные трудности, результат оказался достойным всяческих похвал.