В нашей стране есть достаточно развитое производство осветительных приборов. Тем не менее, даже в условиях санкций некоторые российские заказчики отдают предпочтение импортной продукции хорошо известных брендов. К сожалению, отечественные бренды пока такой известностью похвастаться не могут. Кроме этого, отечественная светотехническая продукция нередко проигрывает зарубежной по уровню дизайна. Обе проблемы решаются, но не так быстро, как хотелось бы.
В Московской торгово-промышленной палате (МТПП) прошла конференция «Национальный брендинг в светотехнике. Сделано в России. Развивающиеся тренды в промышленном дизайне». На этом мероприятии отраслевые специалисты обсудили пути усиления отечественных брендов и совершенствования подходов к разработке дизайна применительно к отечественной светотехнической продукции. Конференция была организована Гильдией организаций энергетического комплекса при МТПП, а также ее рабочей группой «Освещение и светодизайн». Модератором выступил заместитель председателя Гильдии организаций энергетического комплекса при МТПП, эксперт Государственной думы РФ и Совета Федерации РФ Рашид Артиков (Москва).
В своем приветственном слове председатель Гильдии организаций энергетического комплекса при МТПП Анатолий Комаров отметил необходимость взаимодействия специалистов по светотехнике и строителей. К сожалению, в облике наших городов до сих пор много серых оттенков, что не способствует комфорту. Правильно организованная подсветка фасадов может частично решить данную проблему. Докладчик высказал удовлетворение, что все больше светильников уличного и архитектурного освещения производится в России.
Ксения Осипенко, руководитель рабочей группы «Освещение и светодизайн», генеральный директор компании «Церс Дизайн» (Новочеркасск, Ростовская обл.), обратила внимание собравшихся на то, что отечественные светодизайнеры зачастую отдают предпочтение европейским и американским брендам. Потребители объясняют данную тенденцию тем, что, по их мнению, в России не развито производство дизайнерских продуктов. Но зачастую это просто незнание ситуации. Хочется, чтобы отечественные светодизайнеры больше узнали о российском производстве. Именно ради этого и была организована конференция.
Поддержка участия в выставках
Руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) в Московской области Григорий Ладышев (Москва) рассказал об инструментах поддержки несырьевого экспорта и выхода на новые рынки, существующих на федеральном уровне. За рубежом РЭЦ имеет 16 точек присутствия, некоторые из них уже развернуты в полноценные офисы. Через эти точки можно бесплатно найти местных партнеров для организации экспорта. В российских регионах также развернуты точки присутствия, а также сеть центров поддержки экспорта, оказывающих поддержку преимущественно малому и среднему бизнесу. Создана интернет-площадка «Мой бизнес», где представлены услуги как РЭЦ, так и других структур и органов государственной власти. Компании малого и среднего бизнеса могут получить до 100% возмещения на аренду выставочных площадей и до 80% затрат на застройку экспозиции и транспортировку. Это относится к основным зарубежным отраслевым выставкам, список которых насчитывает примерно 30 позиций. Также есть такой формат как бизнес-миссия в другие страны. РЭЦ оплачивает бизнес-мэтчинг и услуги переводчиков, участники бизнес-миссии платят только за дорогу. Большое внимание РЭЦ уделяет и онлайн-продвижению, в том числе на зарубежных маркетплейсах. Для этого имеются зарубежные партнеры, способные организовать дистрибуцию «под ключ». Развивается программа добровольной сертификации «Сделано в России».
Корреспондент Elec.ru задал спикеру вопрос о защите российских предпринимателей от преследований за рубежом в случае, если в экспортной продукции содержатся детали, изготовленные посредством реверс-инжиниринга или же на основе принудительно лицензированных технологий. Григорий Ладышев ответил, что в таких ситуациях РЭЦ готов оказать поддержку посредством консультаций перед выводом товара на зарубежные рынки.
Компания «Гефера Медиа» известна в первую очередь как организатор выставки INTERLIGHT | SMART CITY & HOME (Intelligent Building). Но у нее есть выставочная деятельность и за рубежом, о чем рассказала коммерческий директор Анна Гончарова. Запущен проект INTERLIGHT в Казахстане, идет работа над проектом в Узбекистане и других странах СНГ. По мнению Анны Гончаровой, коллективные стенды под эгидой отраслевых ассоциаций являются очень хорошим форматом, позволяющим, помимо прочего, снизить затраты. Такие стенды субсидируются самой выставочной компанией «Гефера Медиа», для которой важны отношения с ассоциациями. Этот формат может использоваться и для продвижения российской продукции за рубежом.
Как повысить конкурентоспособность российской продукции?
Необходимость доверия потребителей для формирования национального бренда подчеркнула доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица и Университета ИТМО Наталья Быстрянцева (Санкт-Петербург). По ее мнению, важным местом обмена информации между участникам рынка стала площадка форума «Свет для человека». Важно, что участники конференции проходят серьезный профессиональный отбор, там нет случайных компаний и светодизайнеров. Не допускаются и компании, занимающиеся ценовым демпингом. Отобраны те участники, которые следят за качеством, соответственно, и доверие к ним выше.
Юлия Жаркова, основатель и генеральный директор бюро светового дизайна «Культура Света» отметила рост производства светотехнической продукции в России и развитие отечественного промышленного дизайна. Бюро для своих проектов подбирает оборудование не только исходя из его дизайна, также большое внимание уделяется параметрам освещения и функциональности. По мнению Юлии Жарковой, конкуренция российских производителей с зарубежными будет происходит в основном в области технической «начинки» оборудования.
Татьяна Тришина, управляющий директор компании TRION (Москва), обратила внимание на важность сертификации. Недавно на продукцию Trion был получен сертификат BRE GLOBAL, что позволит поставлять ее на многие зарубежные рынки. BRE – это британская система сертификации на безопасность продукции. Получить такой сертификат непросто. Именно с помощью сертификации власти других стран защищают местные рынки от зарубежных производителей. Татьяна Тришина считает, что и нам нужно двигаться в данном направлении. По ее мнению, ограничений, которые введены Постановлением Правительства РФ N719, недостаточно.
Также Татьяна Тришина обратила внимание на то, что в погоне за эффектным дизайном производители светильников нередко предпочитают драйверы китайского производства, имеющие очень маленькие габариты. Но есть физические ограничения, не позволяющие сделать качественный драйвер меньше определенных размеров. Обычно очень маленькие драйверы не соответствуют нормам по электромагнитной совместимости, установленные техническим регламентом ТР ТС 020/2011, обязательным для исполнения. В качестве примера конструктивного сотрудничества спикер отметила взаимодействие компаний TRION и IntiLED. По заданию производителя светильников в Trion разработали самый маленький драйвер, который отвечает установленным в нашей стране нормам. Но он оказался все равно чуть больше, чем предполагали дизайнеры. В IntiLED учли данное обстоятельство и увеличили место в корпусе, отведенное под драйвер. При этом компания TRION открыта к сотрудничеству с производителями светильников и готова работать над поставленными ими задачами.
Оригинальные технологии
В своем выступлении директор по развитию компании IntiLED Елена Белова (Санкт-Петербург) привела наглядный пример, зачем надо самим разрабатывать технологии. Недавно компания принимала участие на выставке в Таиланде. Очень боялись за реакцию местной публики, поскольку рядом Китай, поставляющий продукцию на местные рынки. Но в итоге продукция IntiLED таиландским специалистам понравилась именно тем, что она отличается от китайской. А китайское оборудование кажется им однообразным. Для ряда проектов таиландские светодизайнеры ищут именно уникальные продукты.
IntiLED действительно разрабатывает собственные оригинальные технологии. Например, сейчас в процессе патентования находится разработанная компанией уникальная многоступенчатая защита от влаги. Вообще, IntiLED старается по максимуму использовать патентную защиту. Патентуются не только технологии, но и дизайн, названия и даже фирменный стиль. Причем, по словам Елены Беловой, нужно это для защиты не столько на внешних рынках (хотя компания с 2017 г. экспортирует продукцию во многие страны мира), сколько на внутреннем. Если говорить о нынешней ситуацией с экспортом, то большой спрос на продукцию компании есть в арабских странах, странах Юго-Восточной Азии, а также в Индии. На будущий год запланировано выйти на премиум-сегмент в международном понимании этого слова.
Максим Ревунов, директор по развитию группы компаний «ЦЕРС» рассказал о проведенных компанией исследованиях по влиянию освещения на состояние людей. По результатам исследований была создана концепция, которая легла в основу новой серии светильников, состоящей примерно из 40 моделей. Компания запатентовала не только дизайнерские решения, но и, в качестве изобретения, новый вид паркового светильника, созданный на основе глубоко изучения свойств человеческого глаза. Разработка имеет большой экспортный потенциал, уже получен один сертификат РЭЦ, еще один сертификат находится в процессе оформления.
Руководитель отдела развития компании «МДМ-Лайт» (Мытищи, Московская обл.) Алексей Калиневич подчеркнул необходимость делать ставку на оригинальные решения в дизайне. Компания в 2017, 2018 и 2019 годах получала престижную международную награду в области дизайна Red Dot. И когда заказчики спрашивают Алексея Калиневича «Почему продукция, сделанная в Мытищах, стоит дороже, чем сделанная в Италии?», он отвечает: «Потому что в Италии такого не производят». По мнению спикера, чем раньше начинается сотрудничество производителя светильников и архитекторов, тем лучше. Российские архитектурные бюро, выходя на зарубежные рынки, будут подтягивать за собой отечественных производителей светильников.
Выводы
Для успеха на зарубежных рынках от российских производителей светотехнического оборудования, в первую очередь, требуются оригинальные дизайнерские и технологические решения. Структуры, связанные с государственными институтами развития, могут помочь с распространением информации, юридической поддержкой, субсидиями. А еще нам нужно уделить внимание системе сертификации. С одной стороны, это защита внутреннего рынка. С другой стороны, помимо национальных систем, по всему миру при закупках на нерегулируемых сегментах рынка учитывают также сертификацию по VDE, TUV, BRE и т. п. Эти системы разработаны и поддерживаются не международными организациями, а авторитетными национальными институтами. Создание в России столь же авторитетной системы сертификации поднимет престиж нашей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.