Реновация энергетики Дальнего Востока — одна из ключевых задач, поставленных Президентом перед Правительством России с целью привлечения иностранного капитала, увеличения числа рабочих мест, социального развития этого стратегически важного региона. Особое внимание уделяется модернизации электросетевого комплекса: строительству и реконструкции подстанций и линий электропередачи.
В чем трудности и особенности работы энергостроителей, — мы попросили рассказать заместителя генерального директора группы компаний «Индастек» Василия Аркадьевича Тищенко.
Василий Аркадьевич, ваша компания ведет строительство электросетей на Дальнем Востоке. Расскажите об особенностях работы в этом не простом, с точки зрения природных условий, регионе?
Василий ТИЩЕНКО. Воздушные линии имеют только начальную и концевую точки, привязанные к населенным пунктам. Все остальное, в основном, — это либо непроходимая тайга, бездорожье, либо скальные породы, участки многолетней мерзлоты. Качественное и оперативное строительство высоковольтных линий (ВЛ) электропередачи в данных условиях возможно только при помощи высокопрофессиональных мобильных оперативных строительных бригад. Вот почему в рамках «Индастек» создано два структурных подразделения — строительные мехколонны (1 и 2). Принцип работы мехколонны можно охарактеризовать: «с колес и сразу в бой...».
Группа компаний «ИНДАСТЕК»
осуществляет весь спектр проектирования и строительства объектов электроэнергетики любой сложности на всей территории России. Богатый опыт возведения электроподстанций, воздушных и кабельных линий электропередачи различного класса напряжения позволяет обеспечить высококачественное проведение широкого спектра работ: от проектирования, поставки полного комплекта оборудования и материалов, до выполнения строительных, монтажных и пуско-наладочных работ.
С чего начинается работа мехколонны?
В.Т. Все начинается с открытия базового поселка. Планируется место под площадку, где впоследствии располагается вся необходимая инфраструктура: жилые домики, столовая, душ, место для складирования оборудования и материалов. Сразу же организовывается освещение, отопление, решается вопрос воды и канализации. Ведь базовый поселок станет для энергостроителей вторым домом. Каждый раз такая работа проводится с «0» и выполняется в кратчайшие сроки.
Расскажите об организации работы мехколонны?
В.Т. С целью обеспечения максимальной эффективности работа мехклолонны организована по вахтовому методу. Строительная бригада отрабатывает строго фиксированный промежуток времени, затем ее сменяет другая бригада, а отработавшие свою вахту строители, направляются на отдых домой. Затем они снова меняются. Разумеется, при подобной организации труда численность персонала увеличивается на 20–30 процентов, но зато обеспечивается непрерывность процесса и высокое качество работы.
Какие наиболее крупные проекты реализуются силами мехколонн вашей Компании?
В.Т. Силами Мехколонн ведутся работы по строительству ВЛ 500 кВ «Амурская — Хэйхэ» до государственной границы. Длина воздушной линии 154 км. На сегодняшний день мы находимся на завершающем этапе строительства. Сдача энергообъекта в эксплуатацию планируется в ноябре 2011 г. Скажу сразу, объект сложный. Вместе с тем сроки и качество его строительства находится под пристальным вниманием не только заказчика, но и федерального руководства, ведь они установлены межправительственным договором с КНР. В соответствии с графиком работ ведется строительство ВЛ 500 кВ «Зейская ГЭС — Амурская». Завершение всех строительно-монтажных работ планируется в четвертом квартале 2012 года. Общая протяженность линии ВЛ 500 кВ «Зейская ГЭС — Амурская» составит 365 километров. Работы по обоим объектам выполняются в рамках реализации проекта по строительству энергомоста 500 кВ «Зейская ГЭС — Амурская» — государственная граница общей протяженностью свыше 510 км. В результате его завершения будут обеспечены условия для выдачи избыточной мощности энергоисточников Амурской области в Китай.
Завершение всех строительно-монтажных работ на объектах означает ли расформирование мехколонн?
В.Т. Согласно прогнозам Правительства РФ в 2011–15 г г. рост спроса на электроэнергию в регионах Дальневосточного округа превысит общероссийские показатели почти на 4% (8,7% против 4,9% — в среднем по России). Очевидно, что для удовлетворения в полном объеме растущего спроса на электроэнергию необходима модернизация всей электроэнергетической инфраструктуры.
Для мехколонн это значит, что по завершении строительных работ они будут переброшены на новые объекты. В ближайших планах компании «Индастек» — строительство ВЛ 220 кВ «Тамбовка — Варваровка — Благовещенск», а также участие в строительстве ВЛ 220 кВ «Комсомольск — Ванино». В соответствии с федеральной программой наш Заказчик — МЭС Востока до 2020 года намерен ликвидировать «узкие места» в объединенной энергосистеме Востока. Амурская область и Якутия — регионы достаточно сложные. Энергосеть развита слабо. А значит, есть перспективы работы силами Мехколонн. В этом плане у компании «Индастек» большое будущее.
Беседовал Эдуард АНАНЬЕВ