Сегодня ни для кого не секрет, что наш внутренний рынок переполнен кабель нопроводниковой продукцией сомнительного, в полном смысле этого слова, содержания. Речь идет об изделиях, где содержание металлов и других базовых материалов, применяемых для изготовления кабеля, значительно меньше норм, определенных стандартами — читай, требованиями эксплуатационной безопасности.
Новоизобретенные термины «усеченка», «облегченка» или, более благозвучное -«оптимизированная конструкция», прочно вошли в лексикон российского кабельного сообщества, утратив привкус неприличного и запретного, чем они, по сути, и являются со всех точек зрения — и правовой, и моральной. Конечно, если бы это был «продукт» в себе — полдела, но выпуск не соответствующей стандартам продукции перерос в последние годы из тенденции в широкомасштабное явление. И оно, это явление, на фоне бесчисленных пожаров, причиной которых по данным МЧС в восьмидесяти пяти процентов случаев становится электропроводка, приобретает окраску национального бедствия.
Чтобы узнать так ли это, мы обратились к руководителю проекта кабельно-проводниковой продукции компании «МетроМет», кандидату экономических наук Александру Сергеевичу Серому.
Александр Сергеевич, прежде всего — чем занимается ваша компания?
«МетроМет» — один из лидеров отечественного рынка продаж медного электротехнического проката, в основном, импортного производства. Основные наши поставщики находятся в Германии, Франции, Греции, Финляндии, Сербии, а клиенты, которых почти полторы тысячи — на всем федеральном пространстве. По сути «МетроМет» — это бренд в своей отрасли. Бренд надежности, качества и высокого уровня сервиса. Мы считаем себя комплектующей компанией, ориентированной на потребности производителей сложного электротехнического оборудования. Поэтому открытие темы поставок кабельно-проводниковой продукции в дополнение к традиционным медным шинам выглядит вполне логично.
И для реализации этой темы компания «МетроМет» специально пригласила вас — в недавнем прошлом директора по продажам и маркетингу итальянского кабельного завода Prysmian Russia?
Итальянский он номинально. Вообще, это бывшее российское предприятие «РЭК», купленное группой Prysmian — глобальным производителем кабельной продукции, который имеет около 100 заводов в десятках стран мира. Вот на базе этого моего опыта мы и выстраиваем систему поставок кабеля клиентам «МетроМет», ориентируясь на европейских производителей и узкий круг местных заводов, которые пока еще гарантируют качество своего кабеля.
«Узкий круг», «пока еще гарантируют» — звучит без оптимизма. Надо ли понимать это так, что «последние из могикан» тоже долго не продержатся и в итоге сядут в ту же лодку, плывущую никуда?
Это будет зависеть от позиции самих заводов и крупных трейдеров. На мой взгляд, и те, и другие в равной степени повинны в ситуации, которая стала сегодня предметом нашего обсуждения. Запевалами выступили торговые каналы, стремясь выиграть конкурентную борьбу за конечного потребителя исключительно ценовыми аргументами. Это они на требование покупателя «хочу дешевле!» с энтузиазмом отвечали «сделаем!» и принимались выкручивать руки заводам-поставщикам, загоняя тех в угол: «не дашь цену ниже — уйду к другому!». В таких условиях заводы имели два варианта для маневра. Первый — объединиться и дружно сказать: «Нет, ребята, стол не может стоять на двух ногах — только на трех».
«В случае прокола им грозят, разве что некоторые хлопоты, связанные с переадресацией «штрафного» кабеля заводу-изготовителю, который и будет,в конечном итоге, расхлебывать кашу.»
Да, и ассоциация «Электрокабель», куда входит почти сотня производителей, могла послужить ядром солидарности. Но, к сожалению, этого не произошло, а большинство предприятий — одно за другим — ударилось в режим индивидуальной экономии. Сначала — на собственных накладных расходах, но очень скоро — на основных материалах, шаг за шагом «утончая» токопроводящие жилы, их изоляцию и оболочку. И никто по-прежнему не желает сказать покупателю: «Стоп, цена!».
А сам покупатель — он, что, не понимает, чем рискует? Любой здравомыслящий человек не станет приобретать «подгулявшее мясо» только на том основании, что его цена в два раза ниже стоимости свежей вырезки!
Конечно, не станет. Он не будет покупать и провод, в котором почти нет меди, себе на дачу или в квартиру. Но это — слеза в море, если смотреть на объемы продаваемой продукции в целом. Основную ее массу закупают строители, монтажники, производители оборудования — то есть те участники рынка, которые транспонируют кабель конечному потребителю — физическому лицу — в неочевидной, я бы сказал, форме: в виде жилого дома, линии подвода энергии к объекту, холодильника и т.п. Естественно, ни вам, ни мне не придет в голову долбить свежеокрашенную стену или разбирать бытовую технику, дабы убедиться, что провод внутри должного качества. К тому же выше названные покупатели — «траспоненты» никакой правовой ответственности за столь экономный подход к решению наших с вами проблем не несут. Впрочем, как и трейдеры, дилеры и прочие перекупщики. В случае прокола им грозят, разве что некоторые хлопоты, связанные с переадресацией «штрафного» кабеля заводу-изготовителю, который и будет, в конечном итоге, расхлебывать кашу.
Хорошо, но есть надзирающие органы — их в избытке в нашем государстве. Неужели до сих пор ни одно недремлющее око не обратило свой светлый взор на вопиющие безобразия на рынке кабеля?
Как на явление — нет. Были некие булавочные уколы, не более того. Да и не решит это сути проблемы без должной правовой основы. Однако не все так плохо, и есть некоторые основания для здорового оптимизма. Во-первых, после образования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), именно на его плечи возложена разработка обязательных к применению технических регламентов, основанных на требованиях к характеристикам товара, а не к его конструкциям и описанию.
Такой регламент «О безопасности низковольтного оборудования», напрямую касающийся кабельной продукции, уже принят и вступит в действие с февраля 2013 года. Он основан, в том числе, на Соглашении по техническим барьерам в торговле ВТО, которое также начнет работать в середине текущего года — с момента вступления России в состав уважаемой организации. Добавим сюда уже действующий отечественный закон «О техническом регулировании» — суммарный рычаг выглядит впечатляюще.
И вы полагаете, что такое же впечатление он произведет на всех участников кабельного рынка?
А им некуда деваться! С одной стороны, наши и международные стандарты приобретают теперь статус лишь путеводного ориентира, позволяющего изготовителям за счет собственных творческих ресурсов создавать и предлагать рынку индивидуальные образцы кабеля.
С другой стороны, потребители становятся полноценными заказчиками, которые обязаны четко формулировать свои требования к продукции перед поставщиком и, соответственно, будут нести полную ответственность за ее дальнейшее использование, будь то продажа или применение в своих конечных изделиях. И если поставщик введет покупателя в заблуждение и подсунет «не то» — берегись!
Вы говорите о профессиональных игроках рынка, которые хорошо разбираются во всех технических аспектах кабеля. А как быть рядовым гражданам — тем, кто нуждается в проводе, но не знает, что выбрать?
Для этой цели как раз и нужны профессиональные, как вы метко выразились, игроки, способные понять нужду неопытного дачника, доходчиво его проконсультировать и выдать варианты решения проблемы с полным описанием как положительных, так и отрицательных последствий. Поэтому профанация вопроса со стороны продавца может, опять же, выйти боком и ему, и его фирме. А, вообще говоря, это должно привести к исчезновению частного «самостроя» и переходом его функций к мелким подрядчикам, что давно практикуется во всех нормальных странах. Сами понимаете, каждый должен заниматься своим делом.
И что же с «могиканами» — эти кабельные заводы, по-вашему, продержатся и доживут до светлых времен, не утонув в океане дешевых, но опасных поделок?
Уверен — доживут. И компания «МетроМет» в числе других добросовестных поставщиков кабеля окажет им в этом деле посильную помощь. Мы предлагаем своим клиентам только качественную продукцию, убеждая в том, что они всегда покупают то, за что платят, а чудес на свете не бывает.
Иными словами, по мере своих способностей мы стараемся формировать рыночный спрос, а не идти у него на поводу. Кстати, такой подход уже лет тридцать является методологической базой современного маркетинга, но, к сожалению, не в России, а набивший оскомину лозунг «Клиент всегда прав!» давно перестал быть культовым в глазах думающих специалистов.
«Потребители становятся полноценными заказчиками, которые обязаны четко «штрафного» кабеля заводу — формулировать свои требования к продукции перед поставщиком и, ответственность за ее дальнейш ее использование.»
Поэтому, пользуясь представившейся возможностью выступить на страницах вашего популярного отраслевого журнала, я приглашаю читателей к сотрудничеству с компанией «МетроМет» и в части поставок электротехнического проката, и в части удовлетворения их нужд в кабельно-проводниковой продукции.
Мы живем сегодня, а работаем — уже завтра с точки зрения нашего мировосприятия, а, значит, за нами — будущее.
Тимур ЖЕМЛИХАНОВ