От первого лица

Энергия для движения

26 июня 2010 г. в 14:41

В 80-х годах прошлого века Советский Союз был крупнейшим в мире производителем щелочных аккумуляторов, совокупный объем которых, достигал более 1,5 млрд ватт-часов. Щелочные аккумуляторы стали незаменимы практически во всех отраслях промышленности. Большие заказы постоянно поступали и от Министерства обороны. Для обеспечения существующих потребностей рынка в 1978 году был построен завод щелочных аккумуляторов в г. Великие Луки (ВЗЩА). Однако с распадом СССР предприятие (как и вся новая страна в целом) оказалось в достаточно сложной экономической ситуации. Пережив трудные времена, ВЗЩА снова занял одну из лидирующих позиций среди производителей щелочных аккумуляторов и батарей на территории РФ и стран СНГ. Сегодня завод производит щелочные никель-кадмиевые (НКА) и никель-железные аккумуляторы (НЖА) и батареи для железных дорог, городского электротранспорта, метрополитена, угольной промышленности, систем связи, аварийного освещения, речных и морских судов, а также нефтегазовой промышленности. Как сегодня живет и развивается предприятие? Понимая, что ответы на эти вопросы находятся на производстве, мы договорились о встрече с главным инженером ЗАО «ВЗЩА» А. Г. Суворовым. Наш разговор начался в кабинете Александра Григорьевича.

— Александр Григорьевич, ответьте на самый, пожалуй, простой вопрос: почему никель-кадмиевые аккумуляторы так востребованы?

— НКА относят к самым надежным типам источников тока. Именно никель-кадмиевые аккумуляторы лучше всего подходят для условий эксплуатации в нашей стране. Они не подводят при больших перепадах температур, имеют большой срок службы и практически не требуют ухода. Поэтому промышленные щелочные аккумуляторы продолжают применяться для тепловозов, вагонов, авиации, систем аварийного электропитания и других ответственных применений. То же можно сказать и о НКА малой емкости для ручного электроинструмента, систем связи, аварийных и других систем. Хотя у них есть свои недостатки, но преимуществ гораздо больше. Резюмируя, НКА идеальны для жестких условий эксплуатации.

— Вы озвучили достаточно широкий круг применения. Охватывает ли его сегодняшняя номенклатура ВЗЩА?

— Завод стремится к этому. 30 лет назад мы начинали с производства никель-железных аккумуляторов с ламельными электродами для электропогрузчиков и электрокар. Сегодня предприятием освоен выпуск аккумуляторных батарей для пассажирских вагонов на основе аккумуляторов с улучшенными разрядными характеристиками типа КМ300Р. Также начато серийное производство ряда никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей на их основе, используемых для запуска двигателей дизельных локомотивов. Наращиваем объем поставок шахтерам. Регулярно осуществляем поставки батарей на морские и речные суда. Отвечая на вопрос, правильнее сказать «да». Говоря в общих чертах, наша продукция используется и на земле, и под землей, и на воде.

— И все-таки, есть ли приоритетные отрасли?

— Да. Пока это железнодорожный транспорт. В отдельные месяцы предприятие выпускает до 50% всей продукции только для нужд ОАО «РЖД». Причем наша линейка позволяет решать самые разные запросы железнодорожников. Например, батареи предназначенные для вагонов с повышенным энергопотреблением, т.е. там, где работают кондиционеры, биотуалеты, микроволновые печи и т.д. Замечу, что сейчас РЖД уделяет большое внимание вопросам безопасности.

Продукция ВЗЩА этим требованиям полностью соответствует. Освоены НКА для аварийного электропитания. Добавились аккумуляторы для запуска дизелей локомотивов марок 2ТЭ-10 и ЧМЭ-3. В круг наших интересов входит и рудничный рынок, где совсем другие условия эксплуатации. Принципиальное отличие — это более жесткие условия эксплуатации по механическим воздействиям и электрическим нагрузкам, а также взрывоопасная среда, в которой работают аккумуляторы. Аккумуляторы для этого потребителя требуют применения иных конструктивных и технологических решений. Например, для таких аккумуляторов нужен металлический, а не пластмассовый корпус. Но, повторюсь, пока приоритет РЖД.

— Почему пока?

— Потому что у любого даже самого крупного заказчика может измениться политика закупок. В связи с этим мы расширяем линейку, осваивая выпуск кислотных аккумуляторов для резервных систем питания: электростанций, подстанций и различных систем аварийного электроснабжения, включая такие области применения как коммунальное хозяйство, телекоммуникации и медицина.

— К вопросам о качестве продукции. Подтверждено ли оно?

— Конечно. Предприятие получило сертификат качества от TUV NORD. В химическом производстве эта система имеет несомненный мировой авторитет. Так, сертификаты TUV NORD распространены более чем в 80 странах мира, а число сертифицированных предприятий превышает 30 тысяч. Проверки проводит и третья сторона. Например, центр аудита ОАО «РЖД» уже дважды был у нас. Причем приезжают коллективами по несколько человек, производя полный осмотр площадок завода в течение нескольких дней. Их рекомендации касаются даже хранения используемых для производства материалов, не говоря уже о готовой продукции. Конечно, не обходится без замечаний, но мы их учитываем, оставаясь по-прежнему надежным поставщиком.

— Александр Григорьевич, расскажите о географии поставок. Где не понаслышке знают о вашей продукции?

— Продукция Великолукского завода щелочных аккумуляторов пользуется большим спросом не только во многих регионах Российской Федерации, но и в зарубежных странах.

Сюда входят Иран, Монголия, Вьетнам, Украина, Белоруссия, Казахстан, Прибалтийские государства. Если говорить о марках, то могу назвать «Северсталь», «Мечел», шахта «Распад-ская», РЖД — все это наши заказчики.

— А что скажете о конкурентах? Чем выделяетесь на их фоне?

— Безусловно, конкуренция есть. Никто не стоит на месте, стараясь освоить и новую продукцию, и новые рынки. Но ВЗЩА все же обладает несколькими преимуществами. Первое — широта линейки. Например, конкуренты отказались от выпуска никель-железных аккумуляторов, сосредоточив усилия на никель-кадмиевых. Но первые из упомянутых еще очень востребованы на отечественном рынке. Объясняется это наличием большого парка соответствующего напольного транспорта. Усилил спрос и кризис: в период нехватки денежных средств продажи НЖА резко пошел вверх ввиду их более низкой стоимости. Именно из-за разнообразия продукции к нам обращаются и машиностроители, и нефтяники, и судостроители. Этот список можно продолжать. Второе — это четкое исполнение взятых на себя обязательств. Не было ни одно случая срыва поставок. Сегодня ВЗЩА — надежный поставщик.

— Предположу, что и вы смотрите в завтрашний день. Что делается для развития завода, для освоения и выпуска новой продукции?

— Давайте для ответа на этот вопрос пройдемся по цехам, так будет проще.

После принятия такого предложения, разговор продолжился уже в процессе экскурсии по производству.

— В этом году на 50% увеличена мощность электродного участка в цехе производства тяговых аккумуляторов. К существующим четырем линиям поставлено еще две линии производства электродов для стартерных аккумуляторов. Приобрели два чеканочных пресса, установлено новое оборудование для контактной сварки. Кроме этого, приобретен мощный термопласт-автомат, для собственного литья аккумуляторных баков. Раньше мы заказывали их на стороне.

За счет этого снизили закупочную цену, улучшив и качество. В ближайшее время планируем полностью обновить участок приготовления активных масс, т.е. то, с чего начинается аккумулятор. Плюс планируем организацию производства основных электродных материалов путем переработки уже использованных батарей. Это позволит решить проблему утилизации отработавших свой ресурс аккумуляторов и снизить себестоимость выпускаемой продукции. Уже выполнен подбор необходимого оборудования. Сейчас ведутся проектные работы. Последние годы значительная доля прибыли выделяется на модернизацию и техперевооружение производства с увеличением объемов переработки. Как следствие появляются новые рабочие места. Очень скоро будет освоена новая линейка продукции, производства которой в России практически нет. Сегодня уже присматриваемся к внедрению литиевых технологий. Это и есть задача завтрашнего дня.

Слова главного инженера лишь подтвердили существующий факт: из-за своей специфики именно щелочные заводы с их персоналом и оборудованием наиболее пригодны для освоения новых типов ХИТ: ни-кель-металлогидридных, литий-ионных аккумуляторов, суперконденсаторов и даже топливных элементов.

Уже заканчивая осмотр площадок, зашли на склад готовой продукции. Увиденное разительно отличалось от ожидаемого: помещение оказалось практически пустым. Мой собеседник опередил с вопросом, сам же на него и ответив.

—  Хотите спросить, где продукция? Она здесь практически не задерживается, заказчик не позволяет.

Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

ООО «Курс» — многопрофильный поставщик промышленного оборудования по всей России и в страны ЕАЭС. Компания основана в 1991 году и за время своей работы завоевала доверие ряда крупнейших отечественных производителей. В частности, уже многие годы является официальным представителем великолукского завода электротехнического оборудования ЗАО «ЗЭТО». «Курс» сотрудничает также с такими с предприятиями, как «Тюменский аккумуляторный завод», курский завод «Аккумулятор», ПК «Пневмостройтехника»,…
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Аккумуляторы для систем питания в ассортименте

Компания ЭЛМИКС поставляет герметичные, необслуживаемые аккумуляторные батареи: Sonnenschein A400 (A412/65, A412/85, A412/100). Sonnenschein A400FT (A412/120 FT). Sonnenschein A500 (A512/65, A512/115, A512/200). Sonnenschein A600 (7 OPzV 490, 6 OPzV 420, 10 OPzV 1000). Sonnenschein A700. Marathon: L6V160, L12V80, L12V55FT, M12V155 FT, M12V125 FT, M12V105 FT, M12V90 FT, M12V60 FT, M12V50 FT, M12V35 FT, M06V200 FT, M12V90, M12V70. Sprinter серии P: P12V2130, P12V1575, P12V1220, P12V875, P12V600. Sprinter серии S: S12V370, S12V300, S12V500. CSB серии GP: GP12650 GP12400 GP12260. CSB серии GPL: GPL12750 GPL12880 GPL121000. CSB серии HR: HR1234 HR1251 HR1221. CSB серии HRL: HRL1234. Yuasa серии NP: NP38-12, NP65-12, NP24-12. Yuasa серии NPL: NPL200-6, NPL65-12 I, NPL100-12, NPL78-12 I, NPL38-12 I. Coslight GFM: 6-GFM-200c, 6-GFM-100c, 6-GFM-150c, 6-GFM-65c, 6-GFM-38c. Coslight GFMG: GFMG-420, GFMG-490, GFMG-1000, Coslight GFMX: 3-GFM-200X, 6-GFM-100X, 6-GFM-65X, 6-GFM-38X, 6-GFM-120X, 6-GFM-150X Fiamm FG: FG27004, FG2A007, FG2M009, FG2F009, FG24204, FG26504. Fiamm FGH: FGH20902, FGH21202. Fiamm FGHL20902. Fiamm FLB: 12 FLB 280, 12 FLB 200, 12 FLB 400, 12 FLB 350, 12 FLB 250. Fiamm XLB: 12XLB 490, 12 XLB 420. Fiamm UMBT: 12 UMTB 105, 12 UMTB 92, 12 UMTB 100 S, 12 UMTB 60. Fiamm SLA: 6 SLA 180, 6 SLA 160, 2 SLA 500. Oerlikon Rackline. Oerlikon Blockline. Oerlikon Towerline. Leoch DJ, Leoch DJM, Leoch DJW, Leoch FT, Leoch LHR, Leoch LP, Leoch LPC, Leoch LPF, Leoch LPG, Leoch LPL, Leoch LPX. Tudor TD, Tudor UPS, Tudor FT. HAZE, серий: HZB 6, 12V Моноблок, HZB FA 12V Моноблок, HZS 4, 6 & 12V Моноблок, HZB 2V Аккумулятор, HZY 6, 12V Моноблок, HZY FA 12V Моноблок, HZY 2V Аккумулятор. Powerman серия MICRO: от 6V 0.5AH до 6V12AH и 12V0.8AH до 12V26AH; Powerman стационарные батареи: серия MEDIUM (12V): от 12V26AH до 12V200AH; серия MACRO (2V) : от 2V120AH до 2V3000AH. Power Battery серии PRC. Гарантия на все товары. Отгрузка в кратчайшие сроки. Доставка по...
Кауров Владимир · ЭЛМИКС · 3 июня · Россия · г Москва
Аккумуляторы для систем питания в ассортименте

ПРОДАМ: Аккумуляторы Энергия АКБ

Полное описание: Аккумуляторы Энергия АКБ созданы специально для работы в буферном режиме эксплуатации. Благодаря применению технологии AGM и использованию материалов высокой чистоты, обеспечивается крайне низкий саморазряд. Идеальны для работы в устройствах бесперебойного электропитания, охранной сигнализации, информационных и телекоммуникационных системах и других типах оборудования. Идеальны для работы в устройствах бесперебойного электропитания, охранной сигнализации, информационных и телекоммуникационных системах и других типах оборудования. Преимущества: — Герметичная конструкция, предотвращающая утечку кислоты и коррозию клемм; — Конструкция, не требующая обслуживания; — Безопасная работа: при правильной зарядке батарей исключается возможность выделения газов и опасность взрыва; — Увеличенный срок службы в условиях повышенной вибрации; — Стабильная работа при больших нагрузках.
Рыжов Сергей · ЭТК Энергия · 10 июня · Россия · г Москва
Аккумуляторы Энергия АКБ

ПРОДАМ: Аккумуляторы

Литиевые аккумуляторы типа NiCd предназначены для электропитания приемников Eclipse, Mark. Компания ООО ГЛОБАЛ ТРЕЙД, официальный дилер DigiTrak, протестировала множество аккумуляторов и предлагает лучшее. Наши аккумуляторы с напряжением 14,4 V и 1800 mAh, служат много лет, как оригинальные входящие в комплект системы при покупке. В наличии так же на складе литиевые аккумуляторы для приемников локационной системы DCI — DigiTrak серии SE/F. И зарядные устройства укомплектованные: — переходник переменного тока; — кабель электропитания переменного тока; — кабель электропитания постоянного тока; — зарядное устройство для литиевого аккумулятора; Менеджеры компании «ГЛОБАЛ ТРЕЙД» готовы проконсультировать и ответить на интересующие вопросы.
Мельников Михаил · ГЛОБАЛ ТРЕЙД · 13 июня · Россия · Ростовская обл
Аккумуляторы

КУПЛЮ: Куплю аккумуляторные батареи дорого.

Покупаем аккумуляторные батареи различного назначения. Предлагаем услуги по выезду сервисной службы по Москве и Московской области также в регионы России. Любая форма оплаты для физических и юридических лиц. Опыт работы 15 лет на электротехническом и строительном рынке России. Более подробную информацию можете получить у наших специалистов.
Плешков Анатолий · ЭТК Мобил Плюс · Вчера · Россия · г Москва
Куплю аккумуляторные батареи дорого.

ПРОДАМ: Промышленные литий-ионные АКБ ZTT для ИБП

ИБП с литий-ионными батареями обеспечивает защиту электропитания критически важного оборудования в периферийных, распределенных ИТ-приложениях и ЦОДах. Они служат в 2–3 раза дольше, чем свинцово-кислотные, что приводит к меньшему количеству замен батарей и снижению трудозатрат. Благодаря меньшему размеру и меньшему весу литий-ионные батареи для систем ИБП экономят место, повышают гибкость расположения и устраняют ограничения по весу на полу
Прадед Евгений · ТРИУМФ-ИНЖИНИРИНГ · 5 июня · Россия · г Москва
ТРИУМФ-ИНЖИНИРИНГ, ООО
ЗАО «ЗЭТО» — является одним из ведущих российских производителей электротехнического оборудования высокого, среднего и низкого напряжения, хорошо известным как в России, так и за рубежом.