Андрей Панферов: «Пока электробусная тема под силу только большим госкомпаниям»

  • 121
  • Поделиться
  • Пожаловаться

Об истоках спроса на электробусы в России, основных интересантах и проблемах этого сегмента «Ъ» рассказал директор по развитию бизнеса Volgabus Андрей Панферов.

— Каков сейчас спрос на электробусы в России?

— Практически спрос — это заказ города Москвы на 900 штук в течение нескольких лет. В этом году будут закуплены первые 300 штук, конкурс появился на площадке госзакупок в конце 2017 года. Говорить о спросе в более широком смысле, наверное, преждевременно. Предпосылки, возможно, и есть, но они неочевидны. Для появления понятного спроса должна быть понятна движущая сила. Например, программа: к 2025 году в стране должны быть на 30%, 50%, N% сокращен объем выбросов парниковых газов в городах. Это стимулировало бы появление программ по энергосбережению и системной программы по достижению этой цели.

— Как устроен тендер Москвы, есть ли к нему вопросы?

— Это уникальный конкурс на рынке наземного общественного транспорта: транспорт плюс инфраструктура с сервисными контрактами жизненного цикла в 15 лет. До сих пор подобное можно было увидеть в других видах транспорта, например трамваях или метро. Три лота, три маршрута, суммарно 300 электробусов и 96 зарядных станций, одинаковые требования к подвижному составу. Выбрана стратегия массового внедрения дневной быстрой зарядки.

Это первый масштабный опыт, и, естественно, возникает достаточно технических вопросов как по характеристикам электробусов, так и по зарядной инфраструктуре. Диспут на площадке госторгов идет активный, это видно в открытом доступе. Выбранный сценарий массового внедрения, с одной стороны, несет достаточно большие риски при запуске программы, особенно в части инфраструктуры, с другой стороны, это хороший вызов и стимул для всех производителей. Я не припомню аналогичный по масштабу проект в европейских странах, там обычно все идет более плавно. Проверить можно только временем, и это конец года. В нашем портфолио есть готовое решение электробуса с длительной ночной зарядкой, активно ведутся разработки машин с быстрой и динамической зарядкой.

— Заинтересованы ли другие регионы в электробусах?

— Были запросы из Санкт-Петербурга и Липецка. Пока речь не идет о массовых закупках. Например, Ростов-на-Дону проводит конкурс на одну покупку электробуса с быстрой зарядкой, Тюмень купила электробус ЛиАЗ. Можно, кстати, сказать и о троллейбусах с увеличенным автономным ходом, их тоже относят к классу электробусов: контракт Петербурга 2017 года — 125 штук. Но все-таки это тестовая эксплуатация машин, продолжением по логике должна стать тестовая проверка полностью электробусного маршрута, а затем выводы о возможности массового использования. Да, экономику никто не отменял, и без инвестиций в снижение начальной стоимости электробусов и создание инфраструктуры проект не взлетит.

— От частных игроков есть заказы?

— Нет, да мы особо и не ждем. При прочих равных пока электробусная тема под силу только большим госкомпаниям.

— Допустим, вы по тендеру должны поставить 30 электробусов, а дальше что? Будете списывать инвестиции в производственные мощности, в НИОКР?

— Затраты на создание должны быть, конечно, учтены в экономике проектов. Если поверхностно, то, сколько мы поставили в конкретном контракте, не особо важно, принципиально — на какую серию мы рассчитываем на более длинном плече. Есть два разных подхода к проектированию. Дело в том, что производители не всегда разрабатывают машину с нуля. Что-то берут от дизельных, какие-то вещи инсталлируются в виде готовых решений от компаний—поставщиков узлов и агрегатов. Другой вопрос, что близкий к отличному электробус можно спроектировать, только если вокруг базиса в виде электропривода и накопителей строятся кузов и каркас. В жизни всегда приходится идти на компромиссы, так что истина где-то посередине. Мы делаем просто хорошие электробусы.

— Что мешает электробусам стать бизнесом?

— Там, где есть сформированный спрос, это бизнес. В Китае более 200 тыс. электробусов, в европейских странах более 1,3 тыс., и сегмент быстро развивается. Конечно, операционные затраты на электробус, сервис и электроэнергию в разы меньше, чем у дизельной машины, и, по нашим оценкам, лежат в пределе 10 руб./км против 34 руб./км. Но стоимость электробуса выше в зависимости от технологии зарядки в 2,5–4 раза. Плюс инфраструктурные затраты. Очевидный вывод — нужно снижать для потребителя стоимость первичных вложений. В мировой практике стараются предусмотреть для этих целей фондирование со стороны государства, муниципалитетов. Если резюмировать, есть спрос — есть бизнес. Нет значит нет.

— У вас есть планы по экспорту электробусов?

— Да, конечно, есть. Ближний Восток, Восточная Европа, Прибалтика. Везде идет активная проработка возможностей организации сбыта и сервиса.

Источник: ©Яна Циноева, АО «Коммерсантъ»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме

Объявления по теме

ПРОДАМ: Паяльник (Россия) 25; 40; 65; 80; 100 Вт / 230В

ООО «Слюдяная фабрика» выпускает паяльники мощностью 18, 25, 30, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 400 и 500 Ватт. Также выпускаются низковольтные электропаяльники, рассчитанные на рабочее напряжение 6, 12, 24, 27, 36, 40 и 42, 110 Вольт и мощностью от 6 до 350 Вт. Всего свыше 38 разновидностей паяльников, с деревянными и полипропиленовыми ручками, с медным стержнем диаметрами: 4 мм. (18, 25, 30 Вт), 6 мм. (40, 50, 65 Вт), 9 мм. (80, 100 Вт). Электропаяльники марок ЭПЦН и ЭПСН производятся по ТУ , с учётом требований ГОСТ 7219-83. Продукция сертифицирована в соответствии с требованиями ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». Продукция сертифицирована в системе ЕАС. Гарантийный срок эксплуатации – 12 месяцев. Мы гарантируем высокое качество продукции, четкое выполнение условий и сроков поставки! Приглашаем оптовиков к взаимовыгодному сотрудничеству!
Паяльник (Россия) 25; 40; 65; 80; 100 Вт / 230В

ПРОДАМ: Конденсаторы ЭЭВП-1-2, 4 У3 электротермические В наличии Новые Гарантия Заводские цены

ООО Юнит-Пром, г. Екатеринбург Приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей, посредников, снабженцев и торговых агентов в регионах РФ Представим Ваши интересы, услуги и продукцию на Урале, в интернете. Заказать купить конденсаторы установки батареи блоки по заводской цене. Доставка. Батареи статических конденсаторов БСК-6 -10 -35 -110 -220 кВ Установки компенсации реактивной мощности укм63 укл56 укл57 укм укмт укрм укмф укп Конденсаторы Косинусные кпс кмпс кэб кэп кэс кэпф -0,4 1,05 -3,33 2,5 5 10 12,5 15 25 30 33,3 37,5 63 75 125 200 300 -3у3 2у3 Электротермические ээвп ээпв кээпв ээпвп ээвк эспв эсвп эсвк -0.5 0,8 1 1,6 2 -2,4 0,5 1 4 10 у3 Связи смв смп смм смпв сма -110 20 66 166 /3-6,4 4,4 107-у1 хл, Изолирующие подставки пи-1пи-2 пи-4 пи-5 пи-6 У1 ХЛ1, Т1 Высоковольтные, силовые, импульсные. Заводская гарантия
Семенов Евгений · Юнит-пром · 29 мая · Россия · Свердловская обл
Конденсаторы ЭЭВП-1-2, 4 У3 электротермические В наличии Новые Гарантия Заводские цены

ПРОДАМ: Диоды лавинные в штыревом исполнении Протон-Электротекс

ПРОТОН-ЭЛЕКТРОТЕКС — это один из российских лидеров разработки и производства силовых полупроводниковых диодов, тиристоров, модулей, охладителей, IGBT (БТИЗов), а также силовых блоков для применения в различных преобразователях электрической энергии. Наша главная цель — обеспечить покупателей современной и надежной продукцией. Мы считаем, что для этого нужно работать по четырем направлениям: — Развитие персонала: мы делаем всё, чтобы привлечь талантливых разработчиков и помочь им себя проявить. Наши специалисты посещают крупнейшие мировые выставки в отрасли силовой электроники, проходят дополнительное обучение и размещают свои научные статьи в промышленных журналах; — Оптимизация организационной структуры: эффективное управление и планирование производства и отлаженное внутреннее взаимодействие позволяют нам быстро принимать и выполнять заказы; — Использование только высококачественных сырья и материалов: мы сотрудничаем с ведущими мировыми поставщиками компонентов полупроводниковых приборов; — Современное производственное и испытательное оборудование: автоматизированное производство и контроль качества — это отдельная гордость нашей компании.
Полостюк Михаил · Протон-Электротекс · 30 мая · Россия · Орловская обл
Диоды лавинные в штыревом исполнении Протон-Электротекс

ПРОДАМ: Удлинители на каркасе, переноски

ООО «РВМ Электромаркет» предлагает электроудлинители на пластиковом каркасе собственного производства: — на проводе ПВС от 2×0,75 до 3×1 — от 10 до 50 метров (в зависимости от сечения провода) — с заземляющим контактом и без — от 1 до 4 розеток — 2200 Вт и 3500 Вт Продукция сертифицирована. Безналичный расчет. Отгрузки во все регионы РФ.
Радченко Сергей · ООО «РВМ Электромаркет» · 2 июня · Россия · г Москва
Удлинители на каркасе, переноски

КУПЛЮ: Купим силовой кабель, приедем сами, вывезем любой город России невостребованный в работе

Постоянная потребность. закупаем кабель силовой. много различных видов кабеля. залежавшийся, неликвидный, невостребованный в работе, излишки, остатки с объектов строительства. только оптом. на барабанах. в хорошем состоянии, для дальнейшего использования. Готовы вывезти своим транспортом из любого региона России. обязательная от Вас информация: списки, метражи, года, заводы, гост или ту, город отгрузки, фото этикетки, барабанов. почта, ватсап, вайбер, телеграм. подробности на нашем сайте.
Шафигуллин Денис · 22 мая · Россия
Купим силовой кабель, приедем сами, вывезем любой город России невостребованный в работе
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.