О проблемах, с которыми сталкиваются предприятия при внедрении систем учета электроэнергии и решениях, которые предлагает компания, рассказывает директор направления «Энергетика» АО «Связь инжиниринг М» Николай Александрович Савельев.
— Николай Александрович, какое решение для учета электроэнергии компания АО «Связь инжиниринг М» предлагает предприятиям?
Наша компания с 2005 года занимается созданием автоматизированных систем учета электроэнергии для различных потребителей. Мы выполняли проекты для ПАО «МТС», ООО «ГИПЕРГЛОБУС», X5 Retail Group, ПАО «Газпром Нефть», сети ресторанов KFC и Pizza Hut, и других.
У нас есть решение, которое было разработано специально для внедрения на предприятиях. Это система учета электроэнергии АСКУЭ ЛАЙТ СИМ-ЭНЕРГО, которая позволяет автоматизировать процесс сбора и передачи данных, осуществлять коммерческий и технический учет, отслеживать потребление электроэнергии на разных производственных участках.
Особенность системы в том, что она легко адаптируется под индивидуальные требования, не зависимо от сферы деятельности предприятия. Гибкие настройки и возможность передачи информации по разным каналам связи (GPRS/GSM/CSD/Ethernet) позволяют системе успешно функционировать в розничных магазинах, торговых и бизнес центрах, на производственных предприятиях, водоканалах и т.д.
Для создания АСКУЭ ЛАЙТ СИМ-ЭНЕРГО мы используем оборудование собственного производства: устройства сбора и передачи данных серии УМ-40/УМ-40М, УПД-14 и УПД-16, а также программное обеспечение с web-интерфейсом «RoMonitoring.NET», которое отображает данные о потреблении электроэнергии, параметрах сети и состоянии приборов учета в графическом виде.
Получить доступ к данным можно из любой точки при наличии интернета и компьютера.
Реализация системы возможна как на локальном сервере заказчика, так и на нашем облачном сервере, а открытый протокол передачи данных позволяет интегрировать АСКУЭ ЛАЙТ СИМ-ЭНЕРГО со сторонним оборудованием и системами.
— С какими проблемами, исходя из Вашего опыта работы, сталкивается заказчик при внедрении систем учета электроэнергии на предприятии? Как Вы решаете данные проблемы?
В первую очередь — это необходимость привлечения нескольких подрядчиков для создания системы АСКУЭ, т.к. не все компании реализуют проекты «под ключ». Здесь стоит отметить использование оборудования разных производителей, которое не всегда интегрируется с другими элементами системы без проблем, и отсутствие оперативности принятия решений между подрядчиками. Все это неизбежно приводит к увеличению сроков и бюджетов, поэтому предпочтение всегда отдается комплексным интеграторам.
Наш опыт позволяет выполнять работы по созданию автоматизированных систем с «нуля», начиная от проектирования и заканчивая установкой и наладкой оборудования и программного обеспечения, сдачей системы в эксплуатацию.
Отсутствие средств на внедрение системы — еще одна проблема, с которой сталкиваются заказчики.
Для тех предприятия, которые не имеют возможности оплатить сразу всю стоимость создания системы, мы готовы предложит услугу «АСКУЭ в аренду», внедряя ее за свой счет. В данном случае заказчик компенсирует стоимость в виде ежемесячной абонентской платы.
Также возникают вопросы, связанные с качеством компонентов, входящих в состав системы АСКУЭ. К примеру, некачественная батарейка, поддерживающая работу PLC-модема, может привести к потере сигнала от устройства через год или два после внедрения системы, и обнаружить причину отсутствия сигнала бывает достаточно непросто, а замена счетчиков потребует дополнительных затрат. Поэтому особое внимание стоит уделить надежности предлагаемого решения.
При реализации АСКУЭ, мы используем оборудование собственного производства, что позволяет гарантировать стабильную работу всей системы. В случае любых нештатных ситуаций настройка или замена устройств осуществляется в самые короткие сроки.
Последнее, что хотелось бы отметить, это отсутствие квалифицированных специалистов в штате заказчика, которые могут настраивать и обслуживать систему, обеспечивая ее работоспособность.
Если на предприятии отсутствует персонал для работы с АСКУЭ, то всегда можно воспользоваться услугой сервисного обслуживания, в рамках которой наши специалисты осуществляют взаимодействие с энергосбытовыми компаниями (передачу отчетов о потреблении, проверку корректности платежных документов и согласования перерасчетов в случае выявленных ошибок) и техническую поддержку системы.
Услуги сервисного обслуживания — это возможность следить за потреблением электроэнергии через web-интерфейс в режиме 24/7, отказаться от дорогостоящего сервера и затрат на обучение персонала.
В конечном итоге, наша цель не просто создать надежную систему АСКУЭ с минимальными затратами, но полностью снять с заказчика необходимость взаимодействия с энергосбытовой компанией.
— Может ли предприятие получить реальную экономию после установки системы АСКУЭ?
После внедрения АСКУЭ, у наших заказчиков появляется возможность перейти в оптимальную ценовую категорию потребления электроэнергии. К примеру, при переходе из 3 в 4 ценовую категорию можно добиться экономии до 30% на оплате электроэнергии. Конечно, в каждом конкретном случае свой процент экономии, многое зависит от графика потребления электроэнергии и профиля мощности, а также возможности предприятия снижать нагрузки в пиковые часы и планировать свое потребление.
Средняя экономия достигает порядка 18%. Есть объекты, где ежемесячная экономия составляет 250 000 рублей.
Все это возможно рассчитать, и мы это делаем в рамках услуги «Энергоконсалтинг».
— Расскажите подробнее об услуге «Энергоконсалтинг». Что в нее входит?
Энергоконсалтинг — это комплекс услуг, направленных на снижение стоимости электроэнергии за счет перехода на оптимальную ценовую категорию.
Энергоконсалтинг проходит в несколько этапов.
Сначала мы запрашиваем и анализируем данные (профиль потребления, параметры сети и т.п.) и рассчитываем возможную экономию по каждой ценовой категории. Если было выявлено, что, при переходе из одной ценовой категории в другую, предприятие сможет сократить затраты на электроэнергию, то мы готовим все необходимое для смены тарифа.
Далее организуем расчеты со энергосбытовой компанией, включая согласование и обеспечение регламента информационного обмена, контроль корректности расчетов.
Специалисты ежемесячно проводят расчет полученного экономического эффекта, анализируя потребление электроэнергии на объекте. На основе полученных данных мы предоставляем рекомендации по корректировке графика потребления, если это позволит получить еще большую экономию. Это особенно актуально для предприятий, которые могут снижать энергопотребление в пиковые часы.
— Ну и напоследок, как Вы оцениваете ближайшее будущее отрасли?
Возрастающая потребность компаний в экономии, снижении издержек и росте конкурентоспособности обуславливает интерес к системам АСКУЭ. Особенно в последние несколько лет.
Мы постепенно уходим от ручного снятия показаний с приборов учета, неэффективного использования энергоресурсов и рабочего времени сотрудников.
Активная политика государства в области энергосбережения — еще один импульс для развития рынка.
Последние пару лет мы наблюдаем большой интерес правительства к повышению энергоэффективности всех сфер деятельности, особенно бюджетных и промышленных предприятий, сферы ЖКХ.
Здесь стоит отметить законопроект об интеллектуальном учете в электросетях, который предполагает, что устанавливать «умные» счетчики будут всем потребителям по мере выхода приборов из строя или достижения межповерочного интервала, а также переход к «Цифровой экономике».
В свою очередь сами предприятия понимают необходимость перехода к автоматизированному учету, ведь это не только возможность организовать коммерческий и технический учет электроэнергии, сократить расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования, но также получать реальную экономию за счет смены тарифа.
Таким образом настойчивость государственных структур и желание предприятий сократить стоимость электроэнергии будут способствовать активному внедрению систем «умного учета» в ближайшие годы.