Современное городское хозяйство настолько сложное, что для эффективного управления требуются цифровые технологии. Цифровая трансформация городов предусматривает сбор информации с большого числа датчиков, обработку их в системах BIG DATA и оперативное принятие управленческих решений. Важнейшими звеньями здесь являются облачные технологии и «Интернет вещей», поэтому местом для проведения круглого стола по цифровой трансформации городов, прошедшего 21 ноября 2018 года, был выбран фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
На церемонии вручения Премии все подчеркивало ее высокий международный уровень. Это и площадка, где проходило мероприятие (конгресс-центр Торгово-промышленной палаты РФ), и дизайн статуэтки «Золотая молния», прилагающейся вместе с почетным дипломом к денежному вознаграждению, и достаточно широкая география финалистов. В Москву приехали представители более 50 компаний, вышедших в финал конкурса. Финалисты были не только из России, но и из Японии, Италии, Германии, Беларуси. Всего же за выход в финал боролись 90 участников.
Применительно к жилищно-коммунальному хозяйству, первое, что могут дать цифровые технологии, — обеспечить точный учет электроэнергии. Сейчас на подачу показаний от абонентов отводятся периоды в несколько дней, так что данные от разных абонентов поступают вразнобой. Это не позволяет точно определить потери электроэнергии от щитка дома до квартиры в многоквартирном доме, а также расход электроэнергии на общедомовые нужды, возможна лишь приблизительная оценка. Снятие показателей со всех счетчиков дистанционно позволяет осуществлять замеры энергопотребления одновременно. Внедрение таких систем позволит оперативно принимать меры по снижению потерь при передаче электроэнергии, а также исключить необоснованные поборы с жителей многоквартирных домов. Как реализовать интеллектуальный учет энергопотребления, чтобы его использование окупало расходы на его внедрение и не создавало неудобств жителям домов — это все еще является предметом обсуждения среди специалистов. Познакомимся с некоторыми мнениями, высказанными на круглом столе, по решениям в области электроэнергетики.
Дмитрий ЛЕДОВСКИЙ, генеральный директор НПО «КАРАТ» (компания предлагает системы учета энергоресурсов, в том числе электроэнергии, на основе бес-проводной технологии LoRa WAN):
Цифровизация — это синхронизация процессов автоматизации в разных отраслях. В понятии «Интернет вещей» ключевое слово «вещь». Мы не меняем основное предназначение вещей, а добавляем дополнительные функции. Был счетчик, добавили «Интернет вещей», он счетчиком и остался, но теперь можно видеть его показания за много километров от него на дисплее смартфона. Поэтому первичным во внедрении «Интернета вещей» является глубокое понимание функционала самой вещи.
Люди в целом готовы платить за энергию, количество неплательщиков я оцениваю в 3–5%. Но бывают случаи, когда люди не оплачивают счета в связи с неправильно, по их мнению, выставленными суммами. Далее следуют многолетние разбирательства в суде, за время которых накапливается долг. Внедрение строгого высоко-технологичного поквартирного учета энергоресурсов позволит убрать из сферы ЖКХ многие проблемы, связанные с человеческим фактором. Мы сможем узнать реальную стоимость услуг ЖКХ, а поставщики энергии будут напрямую знать конкретных злостных неплательщиков и разбираться с ними, а не разбрасывать свои убытки по добросовестным клиентам.
Андрей БАКУМЕНКО, директор по производству WAVIOT (компания предлагает решения учета энергоресурсов на базе собственного протокола беспроводной связи NB-Fi):
Оценку доли неплательщиков в 3–5% я считаю слишком оптимистичной. Например, в подмосковном городе Домодедово, где наша компания реализовывала один из своих проектов, в ЖКХ недобирали 30–40% платежей, и только после внедрения нашей системы уровень неплатежей снизился до 10%.
Внедрение цифровых технологий требует недорогих решений. Наша компания производит систему «Вавиот», основанную на сверхузкополосной связи в нелицензируемом диапазоне 868 МГц.
Преимущества системы — экономичность (датчик от одной батареи работает до 10 лет), большая дальность связи (до 10 км от базовой станции), низкая стоимость (до 10 раз дешевле по сравнению с аналогами на основе зарубежных технологий). Сигнал проходит даже через толстые стены, возможна связь с объектами, находящимися в подвалах. Отдельно отмечу, что связь со счетчиком двусторонняя, благодаря чему неплательщику можно дистанционно отключить подачу электроэнергии или ограничить ее потребление. Сопутствующий облачный сервис мы поддерживаем сами, но возможно и взаимодействие по данному вопросу с интеграторами.
Наталья ПАНИНА, генеральный менеджер по государственному сектору в регионе Средней и Восточной Европы, генеральный менеджер и руководитель по инновациям SAP (один из ведущих мировых вендоров информационных решений):
При внедрении цифровых технологий в городское хозяйство следует ориентироваться на так называемую сервисную модель (Министерство строительства РФ рекомендовало использовать именно ее для внедрения цифровых технологий в городское хозяйство — прим. автора). Ее суть заключается в том, что подрядчик устанавливает оборудование, которое остается в его собственности, а город оплачивает только предоставляемые на базе оборудования услуги. В качестве удачного примера можно привести размещение высокотехнологичных светильников в Праге. Эти светильники не только диммируются и обеспечивают экономию электроэнергии, они еще оснащены некоторыми дополнительными функциями, в том числе экстренной голосовой связью, точкой доступа Wi-Fi и зарядкой электромобилей. Светильники находятся на балансе энергокомпании, город платит за них как за услугу. В России сервисная модель уже успешно опробована на примере систем видеонаблюдения.