Рост зелёной энергетики заметен по всему миру — строятся солнечные станции, возводятся ветротурбины — как на суше, так и в море, ищутся новые способы производства энергии без использования ископаемого топлива. Другими словами, человечество совершенно серьёзно вознамерилось прекратить загрязнение окружающей среды и попытаться исправить ошибки прошлого, снизив выбросы углекислого газа в атмосферу. Тенденция наблюдается не только визуально или исходя из «громких заявлений» политиков. Цифры — вот главный показатель того, что возобновляемые источники энергии становятся всё более популярными.
К примеру, только за прошлый год, несмотря на множество запретов, ограничений и трудностей, связанных с пандемией COVID-19, в мире прибавились более 260 гигаватт электроэнергии из возобновляемых источников — это рекорд, который на 50 % превысил показатели 2019 года. Одну из весомых долей в этот объём (чуть более 10 %) внесли Соединённые Штаты Америки. Как заявило Международное агентство по возобновляемым источникам энергии, США были одним из самых стремительно растущих рынков, добавив к общему числу 29 гигаватт мощностей — это почти на 80 % больше, чем в 2019.
Сейчас США получает примерно одну пятую всей электроэнергии из возобновляемых источников — ветра, солнца и воды. При этом столько же приходится и на атомную энергетику. Администрация Байдена, нацеленная на сокращение выбросов углерода как минимум на 50 % к 2030 году, хочет, чтобы конгресс принял стандарт экологически чистого электричества, который требует, чтобы 80 % выработанного электричества приходилось на чистые источники уже к концу 2030 года. Предложение Белого дома включало также миллиарды долларов инвестиций в ВИЭ.
Однако сможет ли чистая энергия стать не столько популярной, сколько необходимой в США всего лишь за 10 лет? The Wall Street Journal узнал мнения трех экспертов:
- управляющего директора Clearview Energy Partners в Вашингтоне Кевина Бука,
- доцента университета Принстона Джесси Дженкинса, работающего так же на кафедре механической и аэрокосмической техники в Центре энергетики и окружающей среды Андлингера,
- Лии Стоукс, доцента кафедры политологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.
Представляем мнения учёных и их экспертные оценки, которые они озвучили, отвечая на вопросы издания.
Стандарт чистого электричества
— Администрация Байдена хочет, чтобы к 2030 году 80 % электроэнергии США приходилось на альтернативные источники. Как думаете, это возможно?
Джесси Дженкинс
В нашем исследовании намечено несколько путей, которыми можно прийти к нулевым выбросам парниковых газов к 2050 году. Легко заметить, что ветровая и солнечная энергия играют важную роль во всех направлениях, а их масштабы будут расти быстро в последующие 10 лет. Наилучший сценарий — это половина нашей электроэнергии, полученная с помощью солнца, ветра и воды к концу десятилетия. Для этого потребуется возвести около 600 гигаватт новых ветряных и солнечных установок, то есть, примерно по 60 гигаватт в год. И это при том, что в прошлом году эта цифра была далека от идеала — всего 29 гигаватт. Значит, нужно максимально ускорить темпы производства.
Такой рост окажется возможными, допустим, с точки зрения цепочки поставок, если будет проведена правильная политика, создающая перспективы для бизнес-инвестиций. Если политики поддержат экспансию чистой энергии, годовой показатель роста может экспоненциально вырасти. Здесь же мы говорим об увеличении темпов роста ветровой и солнечной энергии примерно на 10 % в год в течение десятилетия. Это темпы и масштабы, которые позволят достичь цели президента Байдена по обеспечению 80 % общего объема чистой электроэнергии к 2030 году при условии, что США сохранят основу, обеспечиваемую существующими ядерными и гидроэнергетическими установками, которые на сегодняшний день производят примерно четверть электроэнергии в США.
Кевин Бук
Производство ветровой и солнечной энергии росло в среднем на 16.5 % в год за последнее десятилетие. Если перенести эти цифры на 2030, то мы получим около 50 %. И эти 50 % потребуют титанических усилий, а реальный мир известен своим игнорированием прогнозов аналитиков. Политические приоритеты могут иметь большое влияние на результаты.
Лиа Стоукс
2020 год был лучшим годом для роста зеленой энергии с точки зрения ее производства. Думаю, в ближайшие годы темпы можно удвоить, если летом конгресс примет этот смелый законодательный пакет, включающий налоговые льготы по возобновляемым источникам энергии и стандарт чистого электричества. Если мы хотим 80 %, то получим скорее 60 %. Это вполне выполнимо, если за дело возьмется федеральное правительство.
Кевин Бук
Я бы не стал сомневаться в правительстве США и поддерживающем его населении, но на данный момент не вижу ничего похожего на «зеленую» версию космической программы «Аполлон». Особенно, когда республиканцы, которые летают слишком близко к метафоричному солнцу, все больше и больше напоминают Икара. Президент Байден предполагает, что в течение десяти лет налоговые льготы на чистую энергию будут исчисляться сотнями миллиардами долларов. Но их нет в двухпартийном законопроекте об инфраструктуре. Может эти льготы и возможны, но пока не похоже на то. Региональные подразделения затрудняют заключение следок. Обычно политики вкалывают средства куда-либо только тогда, когда проблема начинает шокировать умы.
— Лиа, похоже, вы считаете, что стандарт чистого электричества имеет решающую роль?
Лиа Стоукс
Нам нужен этот стандарт для стимулирования всего энергосектора — как на рынках, так и в регулируемых секторах и на некоммерческих предприятиях. Он позволит гарантировать, что мы сохраним чистую энергию, которая уже есть, остановим производство новых дорогостоящих ископаемых активов, которые станут невыгодными, а зачем быстро увеличим масштабы использования ветровой и солнечной энергии. Реформа ключевых федеральных инвестиций также позволит развивать ветровую и солнечную энергию. На данный момент грязная инфраструктура субсидируются — напрямую и косвенно — за счет того, что никто не платит за загрязнение.
Кевин Бук
Энергетика ограничена политикой, сдвиги в которой могут поставить переход под угрозу. Электроны и молекулы политических партий не имеют, в отличие от людей — наше мышление далеко от единообразия, а значит, и мнения разные. В ноябре прошлого года из 31 штата с обязательными целями по чистой энергии за Байдена проголосовали 25 штатов. Внедрение рынка электромобилей в штатах Байдена превышает показатели в штатах Трампа в четыре раза. При этом в штатах Трампа добывается примерно в 4 раза больше нефти на суше, чем в штатах Байдена. Получается, что президент Байден может и склоняется к переходу, но Республиканская партия, вероятно, будет давать отпор. Республиканцы может и увидят большой потенциал зеленой энергии со временем, но для этого может потребоваться много лет. Если Вашингтон вернется к республиканцам в 2024 году, то переходная политика, о которой говорили Лиа и Джесси, может оказаться под угрозой.
Лиа Стоукс
Думаю, вопрос не столько в том, за кого голосовал штат, сколько в том, чего хотят коммунальные предприятия. Если они увидят в переходе возможность получить государственные доллары, что помогло бы, в числе прочего, окупить зарплаты и запланировать новые локальные проекты по внедрению чистой энергии, тогда, мне кажется, у нас все получится. Стимулы для предприятий должны быть согласованы. Они понимают, что питая наши дома и транспорт, именно они являются двигателями энергетического перехода. Они могли бы удвоить или даже утроить свои доходы в ближайшие десятилетия, поскольку сеть за счет электрификации растет в беспрецедентных масштабах.
Кевин Бук
Возможно, но не в том случае, когда «зеленые» инвестиции противоречат представлениям налогоплательщиков. Именно поэтому я говорю о политических партиях. Кроме того, не стоит ожидать, что корпорации будут инвестировать в политическую повестку, которая меняется каждые 2-4-8 лет.
Снижение затрат
— Замедляют ли рост чистой энергии затраты на ее производство, такие как солнечные панели и ветряные турбины?
Джесси Дженкинс
Стоимость — не препятствие для возобновляемых источников. Благодаря господдержке и сообразительности частных лиц, стоимость ветряных, солнечных и литий-ионных аккумуляторов за последние 10 лет резко упала. Стоимость солнечной энергии упала на 90 %, ветряной — почти на 70 %. Это снижение полностью изменило экономические и политические расчеты в сфере декарбонизации, а это, в свою очередь, является основной причиной того, что мы здесь обсуждаем, как далеко пойдут солнце и ветер.
США все еще необходима проактивная политика для толчка ветряной и солнечной энергии к нужным темпам, но теперь стоимость более управляема. Конгресс имеет возможность в федеральном законопроекте об инфраструктуре и рабочих местах перенести расходы на этот исторический энергетический переход на прогрессивную налоговую базу, а не на плательщиков коммунальных платежей. Это может обеспечить 80 % чистой электроэнергии к 2030 году при сохранении затрат на электроэнергию на уровне или даже ниже сегодняшних тарифов. Благодаря государственной политике ветер и солнце в последнее десятилетие превратились из дорогих альтернативных источников энергии в дешевые и доступные.
Кевин Бук
Джесси правильно поднимает вопрос важности снижения затрат. Путь к нулевому показателю Международного энергетического агентства подразумевает ежегодное прибавление 630 гигаватт солнечной фотоэлектрической энергии и 390 гигаватт ветровой энергии к 2030 году, что в четыре раза превышает рекордные уровни 2020 года. Это резкое увеличение предполагает снижение затрат, а кривые затрат исторически резко снижались в течение длительного времени из-за экономии на масштабах производства и из-за эффекта обучения, определяемые при этом государственной политикой. Но бум развертывания также может создать проблему или поспособствовать краткосрочной инфляции факторных издержек.
Лиа Стоукс
Нельзя недооценивать издержки статуса кво. Старые грязные заводы дорого обходятся налогоплательщикам каждый день в районах, где у них нет конкуренции. Например, в больничных счетах через болезни вроде астмы. И они приносят постоянно растущие убытки в виде погодных катаклизмов на миллиарды долларов. Затраты на отсрочку перехода намного выше, чем затраты на действия.
— Как мы справимся с дефицитом линий передачи возобновляемой энергии?
Джесси Дженкинс
У нашей страны есть долгая история использования государственной политики, регулирования и инвестиций для создания транспортных сетей, позволяющих использовать наши богатые природные ресурсы. Америка должна сделать это снова, построив систему передачи электроэнергии на большие расстояния, чтобы задействовать богатый потенциал ветряной энергии в сердце страны, солнечной — в районе Солнечного пояса, морской — вдоль Атлантического побережья, что, в свою очередь, потянет за собой неизбежное увеличение ЛЭП между штатами.
Тем не менее, сейчас линии электропередачи разрешены от штата к штату и планируются в региональном, а не национальном масштабе, что сильно ограничивает передачу на большие расстояния. Эти процессы нужно будет реформировать для того, чтобы ветряная и солнечная энергия полностью реализовали их потенциал. Важно доставлять энергию в наши города по всей стране, но еще это связано с электрификацией транспорта и отопления. Повышенный спрос на электроэнергию означает, что нужна сеть передачи больших размеров.
Лиа Стоукс
Передача энергии и правда является большим барьером. Этом летом конгрессу нужно будет проявить креативный подход, чтобы понять, как добиться прогресса на государственном уровне.