От первого лица

Особенности освещения исторических территорий

20 мая 2024 г. в 14:52

26 мая 2024 года в Москве пройдет первая конференция Ассоциации светового дизайна LDA — важное межотраслевое событие, которое соберет на одной площадке специалистов и компании, работающие с освещением в различных сегментах от городского до интерьерного освещения, ведущих производителей светильников и систем управления, заинтересованных заказчиков. В связи с этим портал Elec.ru взял интервью у члена Ассоциации светового дизайна LDA, директора Студии Ю, преподавателя кафедры ландшафтной архитектуры ННГАСУ Олега Юрченко.

Олег Юрченко, член Ассоциации светового дизайна LDA, директор Студии Ю, преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры ННГАСУ
Олег Юрченко, член Ассоциации светового дизайна LDA, директор Студии Ю, преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры ННГАСУ

– Олег, расскажите, почему вы выбрали для выступления на конференции Ассоциации светового дизайна тему освещения исто-рических территорий?

– Актуальность темы связана с бурным развитием внутреннего туризма в России, возросшим интересом к отечественной истории и культуре и необходимостью привлечения туристического потока с помощью новых средств воздействия на эмоции туристов, особенно молодого поколения. Как показывает опыт Суздаля, Дивеево, Переславля-Залесского, Сергиева Посада, если турист останется на вечер/ночь, очарованный ночными видами, то выигрывают все: кафе, сувенирные и антикварные магазины, гостиницы, частные музеи, сфера экскурсионного обслуживания и мастер-классы, такси и общественный транспорт.

И если в интерьерных пространствах, как показала недавно прошедшая в Эрмитаже конференция «Свет в музее», задачи освещения в основном успешно решаются, многие городские достопримечательные места и загородные музеи-усадьбы страдают от устаревшего безликого освещения или его полного отсут-ствия.

– Какие подходы в световом дизайне данных территорий вы считаете наиболее перспективными?

– Важен комплексный междисциплинарный подход, позволяющий по-смотреть на эти территории с разных сторон: глазами урбаниста, ландшафтного архитектора, маркетолога, музейного работника, экскурсовода, туриста, местного жителя. В частности, маркетинговый подход помогает выявить три целевых аудитории: туристов, местных жителей (про которых часто «забывают») и инвесторов. В зависимости от их соотношения и потребностей должны выбираться приемы освещения.

Здесь можно выделить четыре степени преобразования дневного образа в вечерний: сохранение, усиление, трансформация и наконец, уничтожение дневного и создание абсолютно нового ночного образа. На мой взгляд, если туристы посещают это место один-два раза в жизни (например, удаленные загородные усадьбы), важно представить объект в том виде, как он знаком по путеводителям, не разрушая привычный образ. Для людей, которые здесь живут или работают, а также для жителей города, интересующихся историей (а сейчас они очень активно ходят на экскурсии и посещают культурные события на этих территориях), помимо создания комфортной световой среды важно приоткрыть новые грани привычного образа. Здесь актуальнее приемы трансформации дневного образа, динамическое и интерактивное освещение, временные световые инсталляции. В любом случае у скучного утилитарного освещения выигрывает творческий художественный подход.

– Расскажите про свои проекты освещения достопримечательных мест, где вы черпаете идеи и вдохновение?

– Достопримечательные места связаны с историческими личностями – поэтами, писателями, композиторами, аристократами, предпринимателями, которые являются Genius Loci этих территорий, поэтому при работе над такими проектами помогает изучение жизни и творчества знаменитых людей, чтобы понять чувства авторов и героев их произведений и попытаться воспроизвести их у посетителей.

Огромное влияние светодизайна на эмоции посетителей удалось увидеть в первых своих работах по световому оформлению «Ночи музеев» в Доме-музее Н.А. Добролюбова в Нижнем Новгороде. Цветное динамическое освещение сада под девизом «Луч света в темном царстве» превратило его в эффектную и популярную селфи-зону.

Ландшафтное и новогоднее освещение Заповедных кварталов черпало вдохновение в истории этого уголка Нижнего Новгорода с сохранившейся де-ревянной застройкой, ставшего известным как место проведения Том Сойер Фест. С коллегами из Студии светодизайна LiDS был разработан мастер-план с приоритизацией объектов – выделением главных достопримечательностей, связанных с именами В.Г. Короленко, Максима Горького и Федора Шаляпина. Кроме традиционных гирлянд использовались ландшафтные прожекторы, световые инсталляции и слайд-мэппинг.

Близится к завершению работа по освещению усадьбы А.С. Пушкина в селе Большое Болдино. Световая драматургия повторяет сюжет повести Евгений Онегин, которую Пушкин дописывал в этих местах: когда главный герой из залитого светом Петербурга попадает в тихое поместье, где царствует Луна и звезды. Световое зонирование позволяет создать плавный переход от освещенной центральной зоны усадебного дома к главной поляне, окруженной хозяйственными постройками, и затем по мере адаптации к неосвещенным аллеям парка. Финалом служит мягко освещенная часовня, как символ окончания земного пути.

В своем докладе на конференции я планирую подробно рассказать про эти и другие примеры освещения исторических достопримечательных территорий, поделиться удачами и трудностями при их реализации.

– Какие причины проблем в освещении исторических территорий вам видятся и какие пути их решения можно предложить?

– У каждой из сторон, вовлеченных в развитие данных территорий – свои «болезни». Со стороны заказчиков это увы, инерция музейных работников и отсутствие коммерческого подхода, недостаточная заинтересованность в поиске новых путей привлечения туристов. У государственных инвесторов – недопонимание огромного обоюдного взаимодействия и синергии комплексного развития территорий (извините за штамп) и их освещения. Кстати, частные инвесторы часто имеют более успешные проекты преобразования этих территорий. Часто преобладают утилитарные задачи в освещении и подход к его финансированию по остаточному принципу после укладки «брушатки». Тем не менее потом тратятся огромные силы и средства на временное праздничное освещение в по-пытке украсить получившуюся безликую световую среду.

У проектировщиков (архитекторов и ландшафтников) присутствует излишняя самоуверенность и недостаточная компетентность в светодизайне. Это выражается в применении штампов, почерпнутых из интернета без должной проработки и расчетов освещения, выбор светильников по внешнему виду. Проблемой является и отсутствие мастер-планирования, которое позволило бы подходить к освещению как сочетанию утилитарного, фасадного и ландшафтного на основе всестороннего изучения истории, современного состояния и перспектив развития этих территорий. В итоге слабо используются композиционные возможности освещения для создания вечернего образа этих мест, раскрытия новых граней их восприятия.

Эта проблема требует кардинального пересмотра программ образования проектировщиков смежных с освещением отраслей. Думаю, большую роль в просвещении заказчиков, проектировщиков, пользователей и поднятия престижа светодизайнеров может сыграть созданная Ассоциация светового дизайна.

Источник: Elec.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Декоративные светильники ARTLIGHT

Торговая марка ARTLIGHT была зарегистрирована в 2001 году. С тех пор сменилось три поколения источников света, наш ассортимент продукции значительно расширился, что позволяет комплектовать объекты максимально разнообразно и эффективно. Компания ARTLIGHT сегодня — результат усердного труда всех причастных к её развитию на протяжении более чем 22-летней истории. В настоящий момент в состав компании входят два торговых офиса в Москве и Санкт-Петербурге, производственная линия и склад в Колпино (Санкт-Петербург), а также обширный пул партнеров по всей России и в странах СНГ
Отдел продаж в Москве · Компания Артлайт · 18 июня · Россия · г Москва
Декоративные светильники ARTLIGHT

ПРОДАМ: Уличные светильники «Арктика» Duray

Мощные светодиодные светильники способны полностью заменить традиционные источники света в освещении придомовых территорий, улиц и дорог. Высокие светотехнические характеристики светодиодов OSRAM и многоуровневая защита, создают стабильную и энергоэффективную систему освещения городской среды. Серия отлично подходит для освещения городской среды благодаря новому дизайну эргономичного литого корпуса и высоким техническим характеристикам, в т. ч. IP66, готовность к подключению системы Управления светом и возможность регулировки угла наклона светильника. Надежность и качество светильника соответствует всем требованиям и нормам. Область применения: автомобильные дороги и магистрали, территории предприятий и торговых центров, городские улицы, проспекты, дворы и парки. Виды уличных светильников: По типу крепления: — Консольные светильники. Самыми распространенными осветительными приборами, используемыми для уличного освещения, являются консольные светильники, проще говоря — светильники на столбы. — Настенные уличные светильники. При освещении придомовой территории и детских площадок используются настенные светильники, которые крепятся на специальные кронштейны. Могут оснащаться датчиками, реагирующими на движение. По виду ламп: — ДНаТ — дуговые трубчатые натриевые лампы высокого давления. Используются в магистральном освещении, на аэродромах, в промышленных зонах; — ДРЛ — ртутные газоразрядные лампы высокого давления. Применяются при освещении дорог; — LED — светодиодные светильники. Имеют широкий спектр применения — от детских площадок до промышленных зон и магистралей.
Пелевин Андрей · Дюрэй · Вчера · Россия · Пермский край
Уличные светильники «Арктика» Duray

ПРОДАМ: Светодиодный прожектор «Дикобраз» модель А56-01 (5 300 лм, 62 Вт, IP67, -50…+60 °C)

Светильник A56 предназначен для освещения производственных помещений и цехов, интерьерной подсветки зданий. Светильники соответствует ГОСТ Р МЭК 60598-2-3. Светодиодные светильники серии Дикобраз разработаны и производятся в России. Технические характеристики: Способ крепления - скоба. Потребляемая мощность - не более 62 Вт. Световой поток - не менее 5 300 лм. Климатическое исполнение У1, -50…+60 °C, IP67 Коэффициент мощности – более 0,9. Габаритные размеры - 200 х 230 х 130 мм. Масса – 3 кг. Цветовая температура - 5000…6500 К (нейтральный белый). Класс светораспределения – П. Тип кривой силы света (КСС) – Ш или Л. Коэффициент пульсации – 0%. Требования к электропитанию - сеть переменного тока напряжением 115…305 В, частотой 50…60 Гц. Высокий индекс цветопередачи CRI (более 80 Ra). Срок службы - 100 000 часов. Высокая прочность и виброустойчивость. Время непрерывной работы не ограничено. Отличный пуск при минусовой температуре
Романов Борис · ПСС · Сегодня · Россия · г Москва
Светодиодный прожектор «Дикобраз» модель А56-01 (5 300 лм, 62 Вт, IP67, -50…+60 °C)

ПРОДАМ: Гипсовые светильники ARTLIGHT

Гипсовые светильники достаточно универсальны за счет своей поверхности, которая буквально сливается с потолком, может быть окрашена в любой цвет или покрыта штукатурной или декоративными покрытиями. Компания ARTLIGHT сегодня — результат усердного труда всех причастных к её развитию на протяжении более чем 22-летней истории. В настоящий момент в состав компании входят два торговых офиса в Москве и Санкт-Петербурге, производственная линия и склад в Колпино (Санкт-Петербург), а также обширный пул партнеров по всей России и в странах СНГ
Отдел продаж в Москве · Компания Артлайт · 18 июня · Россия · г Москва
Гипсовые светильники ARTLIGHT

ПРОДАМ: Напольные светильники ARTLIGHT

Торговая марка ARTLIGHT была зарегистрирована в 2001 году. С тех пор сменилось три поколения источников света, наш ассортимент продукции значительно расширился, что позволяет комплектовать объекты максимально разнообразно и эффективно. Компания ARTLIGHT сегодня — результат усердного труда всех причастных к её развитию на протяжении более чем 22-летней истории. В настоящий момент в состав компании входят два торговых офиса в Москве и Санкт-Петербурге, производственная линия и склад в Колпино (Санкт-Петербург), а также обширный пул партнеров по всей России и в странах СНГ
Отдел продаж в Москве · Компания Артлайт · 18 июня · Россия · г Москва
Напольные светильники ARTLIGHT
ЗАО «ЗЭТО» — является одним из ведущих российских производителей электротехнического оборудования высокого, среднего и низкого напряжения, хорошо известным как в России, так и за рубежом.