От первого лица

«Наша команда всегда славилась людьми, немного безумными...»

2 августа 2024 г. в 12:49

Главный промышленный дизайнер бренда RADUGA Александр Базилевский об источниках вдохновения, о том, как рождаются новые светильники, чего не хватает бренду RADUGA и настоящем китайском дизайне.

Саша, в какой момент ты решил, что промышленный дизайн это твое и как в итоге пришел именно к светильникам? Были ли предпосылки в детстве, юности?

— С детства интересовался тем, как устроены вещи: заглядывал сквозь вентиляционные решетки в старые телевизоры, рассматривал светящиеся компоненты. Если была возможность разбирать, разбирал и даже делал свои версии и макеты из бумаги и подручных материалов. Плюс многие игры после школы проходили во дворе, где мы много строили — шалаши, домики на дереве и даже проводили первые опыты с литьем из свинцовых батарей в глиняные формы. В деревне у бабушки куча песка обязательно превращалась в замок, город или автомобиль, в котором можно было даже посидеть… Так что это, наверное, из детства (улыбается).

Где ты учился, что тебе дал вуз?

— Родители отправили в художественную школу, чему я был не рад: это была уже третья школа, да и рисовать особо не умел… Но это я понял только там, глядя на работы других учеников. Понимание позволило, видимо, быстро освоить ремесло рисунка и живописи. Спасибо учителям, которые меня поддерживали и многому научили. Рисование оказалось достаточно тяжелым и даже физическим трудом, но так же и способом мышления, познания предметов, человека и природы вообще. После школы (школа с художественным уклоном 1188) был институт Строганова, где во время обучения пробовал себя в разных областях дизайна — от графического, интерьерного, выставочного, ландшафтного до промышленного… Только автомобильным не довелось заняться…

— В любом виде искусства большое значение имеет визуальный опыт, формирующий художественный вкус и определенные пристрастия автора. Насмотренность в твоем случае это что? Куда ходишь, ездишь, что читаешь, смотришь?

— Меня вдохновляют люди. Попытка создания чего либо — это всегда желание выразить любовь к своему делу, предмету и человеку. И не только к тому, который будет пользоваться предметом, который ты разработал, но даже просто пройдет мимо. А смотреть и путешествовать можно где угодно, главное не уставать видеть.

пейзажи
Фото: Источником вдохновения может послужить что угодно: тающий на веранде снег, глыбы льда, причудливый пейзаж...

Есть мнение, что в России промышленного дизайна как такового нет — все своровано у кого-то. Ты как считаешь?

— Когда учился в аспирантуре, наверное, пару месяцев провел в библиотеке ВНИИТЭ, изучая проекты и статьи советских дизайнеров 60-х годов и более поздних периодов, параллельно изучая актуальные статьи из европейских источников типа журнала FORM. Тогда меня поразило пересечение мыслей и идей из «забытой библиотеки времен СССР» и современных источников… Все это было как будто свежее и новее, чем то, что приходилось слышать в своей среде.

А по поводу копировать — это скорее желание производителя перенести успешный опыт конкурентов на себя, попытка быть похожим внешне. Думаю, в процессе «хорошего дизайна» форма — это внешний результат взаимодействия очень многих факторов. Так что копирование или не относится к дизайну вообще, или один из способов понять внутренний процесс, возможность осознанно чему-то научиться. У нас же очень много реализованных проектов, эволюция которых происходила на наших глазах, и их никак нельзя назвать копированием. Взять хотя бы московское метро: его структуру, архитектуру, новые составы, которые все время обновляются, навигацию…

дизайн светильников
Фото: Образы природы находят отражение в дизайне светильников

Есть ли люди в твоей профессии, про которых можешь сказать «о, это круто!»? А из России?

— Думаю, про многих можно сказать «круто», и из России тем более. Какие то решения сложно разглядеть — они, как правило, на стыке чего то внешне привлекательного и технологий, в пограничной зоне, где уже как будто нельзя, но оказывается можно. Из нашей «световой сферы» я бы отметил светильники Ольги Калугиной, созданные уже достаточно давно, но которые теперь активно копирует каждая третья фабрика в Китае (смеется). На самом деле талантливых дизайнеров из России и в России очень много: Саша Селипанов, Евгений Маслов, Евгений Жуков — это только те, которые сразу приходят в голову.

Чего не хватает нашему дизайну?

— Нашему? Все, что сейчас представлено на сайте Raduga — верхушка айсберга относительно того, что сейчас в разработке… Так что нашему дизайну пока не хватает осуществляемости, но мы работаем над этим очень активно.

Как относишься к китайской продукции?

— С интересом. Это очень крутой производственный мир, со своими ограничениями и, кажется, безграничными возможностями. Мне всегда было интересно, как они сами относятся к своим продуктам и дизайну, что для них «дизайн» и какой бы был «настоящий китайский дизайн» без оглядки на европейскую культуру и производителей.

Уникальные дизайнерские продукты
Фото: Главная задача промышленного дизайнера — разработать уникальный продукт, который будет отвечать потребностям рынка и эффективно решать задачи потребителей

Какими из своих работ гордишься?

— В процессе проектирования проходишь много стадий отношений с продуктом: от холодного критического до увлеченно-влюбленного и наоборот… Начиная новый проект стараешься очистить пространство и голову, возвращаешься в поле спокойного скепсиса, поэтому гордости как таковой нет, но в любом проекте есть много радостных и даже счастливых моментов. Ну и, честно говоря, думаю, работа, которой можно гордиться, еще впереди.

Светильники Astra и Stella, которые ты разработал, — насколько я знаю, ничего подобного у других производителей нет. Как возникла идея?

— Была идеи создать концепт, «шоу-кар» для выставки, заодно решить ряд проблем, возникающих при эксплуатации светильника, методами дизайна. Так возникла линейка светильников, где корпус хорошо продувается, не перегревается, на котором не скапливается наледь, вода и грязь, при этом он обладает геометрически строгой, воздушной пространственной структурой, визуально, возможно, даже перекликающейся с глубинными культурными кодами русских ремесел и искусств. Но это про Stella, у Astra немного другая история…

Светильник STELLA стал лауреатом премии «Золотой фотон» 2021 в категории «Продукт года», а также получил отметку Honnorable Mention международной премии LIT Lighting Design Awards

Как вообще рождается замысел нового светильника?

— Всегда по-разному. Как говорят в продажах, «зависит от проекта». Но большинство моделей должны быть строго выверены по стоимости, массе, светоотдаче, функционалу и сложности сборки. Поэтому работу дизайнера можно сравнить с решением уравнения со множеством плавающих «известных», которые нужно уравновесить и привести к единственно верному решению. И, как правило, это 1-3 варианта (улыбается).

За время работы в «Технология Света» были ли попытки переманить тебя в другую компанию? Что держит?

— Хых (смеется)… Наша команда всегда славилась людьми — немного безумными, целеустремленными и даже отчаянно смелыми. Так создаются решения, немного или сильно выделяющиеся из рынка схожих продуктов. И надо сказать, такая атмосфера вызывает сильное привыкание… Конечно, происходит взросление компании, какие то процессы становятся более формализованными, решения более взвешенными, но надеюсь что корпоративная «старость» далеко за горизонтом.

Команда RADUGA TM на выставке Saudi Elenex 2022 в Саудовской Аравии
Фото: Команда RADUGA TM на выставке Saudi Elenex 2022 в Саудовской Аравии

Что можешь посоветовать молодым ребятам, которые только думают об этой профессии?

— Нужно прислушиваться к себе и получать удовольствие от процесса. Тут, как в любой работе, есть и рутина, и те 20 процентов, которые даются тяжелее, чем 80. А вообще дизайн — комплексная деятельность, пересекается со многими сферами нашей жизни, и прийти сюда можно через психологию, антропологию, рисование, инженерное искусство, электронику. На результат работы влияет очень много факторов, это возможности производства и технологии, уровень коммуникации и понимания между отделами и специалистами, поэтому дизайнеру нужно стремиться делать свою работу на максимуме возможностей, чтобы получилось хотя бы «достаточно хорошо».

Вот такой получился разговор. Надеемся, вам было интересно. А если у вас есть вопросы о работе других наших специалистов, пишите в комментариях — обязательно расскажем.

В статье использованы фото из личного архива Александра Базилевского

Источник: Нелли Герасименко, пресс-служба компании «Технология Света»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания «Технология Света» — российский производитель профессионального светодиодного оборудования торговой марки RADUGA для архитектурно-художественного, промышленного, уличного, садово-паркового и динамического освещения.
Отдел продаж
Все новости и публикации пользователя Отдел продаж в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Компания LEDVÁNCE — один из ведущих мировых производителей осветительной техники: традиционных источников света, энергоэффективных светодиодных ламп, светильников, инновационных светотехнических решений для «умного дома». Продукция компании предназначена как для профессионального, специализированного применения, так и для конечного потребителя.