Мария Мурашова, заместитель генерального директора «Систэм Электрик» по сервису, в интервью рассказывает о текущих тенденциях электротехнического рынка, наиболее перспективных направлениях, цифровизации процессов ТОиР, обслуживании обширного парка оборудования Schneider Electric в России и странах СНГ, центрах обработки данных, кадровых вопросах и вызовах 2025 года.
– Как Вы оцениваете рынок сервиса сегодня? Какие тенденции наблюдаете?
– С учетом текущей экономической ситуации, особенно стоимости кредитования для юридических лиц, можно сделать вывод о том, что рынок сервиса активно развивается. Все больше заказчиков задумываются о продлении срока эксплуатации оборудования, и поэтому роль сервиса растет.
Вопрос сокращения затрат актуален для любой организации. Эффективнее и экономически выгоднее заниматься обслуживанием оборудования, чем менять его каждые 5-10 лет. Предиктивное и профилактическое обслуживание – тренд нашего времени. Даже те компании, которые раньше занимались исключительно продажей электротехнических устройств, уже сейчас открывают сервисные центры или развивают свои, привлекают новых сотрудников, начинают задумываться о необходимости введения поддержки в режиме 24/7 для оперативного реагирования на запросы от службы эксплуатации.
– Какие направления Вы считаете наиболее перспективными и насколько удается удовлетворить этот спрос?
– Для заказчика всегда было важно получать качественное и безопасное обслуживание. Сервис является неотъемлемой частью правильной эксплуатации оборудования, а сервис от «Систэм Электрик» — это больше, чем ремонт и обслуживание. Наша задача заключается в том, чтобы помочь повысить операционную эффективность оборудования, а также обеспечить спокойствие и уверенность в том, что критически важные системы защищены от непредвиденных отказов.
Что хочет получить заказчик? Уверенность в том, что устройство будет работать без сбоев, обслуживание всей линейки оборудования на объектах, удаленный мониторинг, скорость реакции со стороны технических специалистов. Это те направления, над которыми мы сейчас активно работаем. В целом мы фокусируемся на долгосрочных взаимоотношениях с заказчиками и партнерами: предоставляем гарантийное и постгарантийное обслуживание, цифровые сервисы, осуществляем модернизацию и восстановление оборудования. Мы работаем в тесной связке с продуктовой командой для того, чтобы предложить заказчику те решения, которые действительно необходимы.
– Некоторые крупные компании в значительной степени оцифровали свои процессы, связанные с ТОиР. Как Вы учитываете это в Вашей работе, есть ли подобные решения у «Систэм Электрик»?
– Цифровизация процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) действительно становится ключевым направлением для крупных компаний, стремящихся повысить эффективность эксплуатации оборудования. Мы в «Систэм Электрик» не просто учитываем этот тренд, но и активно его развиваем.
Одним из наших ключевых решений в этой области является цифровая платформа Systeme Maintenance, которая помогает нашим клиентам оцифровать и автоматизировать процессы ТОиР.
Systeme Maintenance обеспечивает мониторинг оборудования в реальном времени, предиктивное обслуживание, централизованное управление процессами, интеграцию с ERP-системами, и позволяет получать отчеты и аналитику.
В связке с Systeme Maintenance работает наш AR-сервис «Удаленный эксперт» на базе технологии дополненной реальности, который позволяет провести пусконаладочные, шеф-монтажные работы, диагностику и ремонт оборудования без личного присутствия специалиста. Работы проводятся с помощью AR-очков, которыми оснащается инженер заказчика или локальный партнер. Через изображение с очков эксперты наблюдают за работами от первого лица. Также на экран очков выводится любая информация, подсказки и указания. Управление осуществляется без рук: голосом и положением головы.
Эти решения повышают прозрачность проведения ТОиР, помогая снизить операционные расходы в среднем на 30%.
При этом мы видим, что цифровизация ТОиР позволяет не только сократить затраты на обслуживание, но и повысить надежность и срок службы оборудования. Systeme Maintenance уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент для управления инфраструктурой в различных отраслях.
Мы понимаем, что каждая компания уникальна, поэтому предлагаем гибкий подход к внедрению платформы с учетом специфики бизнеса клиента. Цифровые технологии — это будущее, и мы стремимся обеспечить нашим партнерам доступ к лучшим инструментам для их достижения.
– В России и странах СНГ установлен обширный парк оборудования Schneider Electric. Удается ли его обслуживать? Какие решения востребованы?
– Это действительно так. Инсталлированная база Schneider Electric обширна, ведь первый проект компании на территории России был внедрен в далеком 1974 году на Самарском нефтеперерабатывающем заводе.
В 2022 году «Систэм Электрик» официально стала авторизованным сервисным центром обслуживания оборудования APC и Schneider Electric в России и Беларуси. Мы обеспечиваем гарантийную и постгарантийную поддержку, сохраняя высокие стандарты сервиса по всему спектру инсталлированного оборудования. У нас больше 50 технических специалистов, инженеров с огромным опытом работы. Наши решения предлагают комплексный подход в работе с оборудованием на всех этапах его жизненного цикла: шеф-монтаж, пуско-наладочные работы, экспертную поддержку, обучение, диагностику, ретрофит оборудования среднего и низкого напряжения, комплексную модернизацию, модернизацию модульных систем бесперебойного питания, восстановление модульных аккумуляторных батарей, техническое обслуживание систем охлаждения, сервисы по энергоаудиту. Спектр оказываемых услуг весьма широк, мы подстраиваем решения под требования наших заказчиков. Мы регулярно получаем благодарственные письма от заказчиков с обратной связью о высоком уровне квалификации наших инженеров и понимаем, что сервис действительно важен для наших клиентов. Это значит, что, развивая это направление, мы поступаем правильно. И что особенно для нас ценно, многие заказчики переходят на продукты и решения Systeme Electric.
– Работает ли «Систэм Электрик» с ЦОД? Какие решения предлагаете?
– Да, «Систэм Электрик» активно работает с центрами обработки данных (ЦОД), поскольку этот сегмент играет ключевую роль в современной экономике. Требования, предъявляемые к ЦОД, возрастают. Мы понимаем, что надежность, энергоэффективность и масштабируемость инфраструктуры ЦОД — это критически важные аспекты для наших клиентов.
Наше предложение охватывает инженерную инфраструктуру дата-центров – это надежные ИБП, системы распределения электроэнергии, энергоэффективные системы охлаждения, цифровые платформы для централизованного управления инженерными системами ЦОД. Эти решения включают мониторинг энергопотребления, температурных показателей, а также диагностику оборудования в режиме реального времени. Кроме того, мы предоставляем полный спектр сервисных услуг, включая проектирование, монтаж, техническое обслуживание и модернизацию оборудования. Наши эксперты работают в тесной связке с клиентами, чтобы обеспечить максимальную надежность и соответствие инфраструктуры требованиям бизнеса.
Наша цель — помочь клиентам создать высоконадежную и устойчивую инфраструктуру, которая обеспечит бесперебойную работу ЦОД и снизит эксплуатационные затраты. Благодаря нашему опыту, в том числе накопленному под брендом APC от Schneider Electric, мы поддерживаем заказчиков на каждом этапе жизненного цикла их объектов.
– Ощущаете ли кадровый голод и как подходите к решению этой проблемы?
– Безусловно, мы не стали исключением. В 2023 и 2024 годах мы достаточно остро испытали на себе дефицит высококвалифицированных кадров. Однако под конец прошлого года ситуация несколько выровнялась.
Мы находимся в постоянном движении – наши сотрудники имеют возможность регулярно проходить обучение по работе с новым оборудованием, подтверждать свои компетенции и развивать навыки. Разработаны программы карьерного роста, новые образовательные проекты, которые позволяют членам команды стать высококвалифицированными специалистами в своей области.
– В чем видите наибольшие вызовы в 2025 году?
– Основной прогноз на 2025 год – общее снижение покупательной способности, кадровый дефицит и рост расходов на оплату труда, что позволяет говорить о сохранении конкуренции за кадры на уровне прошлого года.
Справиться с вызовами нам позволит взятый курс на непрерывное развитие сотрудников, работа над цифровизацией и оптимизацией бизнес-процессов, улучшением клиентского опыта, использование обратной связи от заказчика и трансформация процессов под меняющиеся требования.
Наша формула проста – безопасный и качественный сервис по оптимальной стоимости.