Передача, распределение и накопление электроэнергии

Решения компании «Звезда-Электроника» для нефтяной промышленности

13 мая 2013 г. в 11:50

В последние годы наметился интерес к следующему новшеству: замена обычного кабеля от повышающего трансформатора до двигателя ЭЦН на греющий кабель. Это связано с необходимостью подогрева канала транспорта нефти для повышения его пропускной способности. Компания «Звезда-Электроника» предлагает свое решение для автоматического управления погружным электродвигателем.

Электрооборудование скважины нефтедобычи в общем случае включает в себя:

  • комплектная трансформаторная подстанция (КТП) 10/0,4 или 6/0,4 кВ;
  • станция управления (СУ);
  • повышающий трансформатор;
  • кабельная линия от повышающего трансформатора до погружного электродвигателя;
  • погружной электродвигатель (ПЭД)

Оборудование для нефтяной промышленности
Рисунок 1. Оборудование нефтяной скважины

В последние годы наметился интерес к следующему новшеству: замена обычного кабеля от повышающего трансформатора до двигателя ЭЦН на греющий кабель.

По-видимому, это связано с необходимостью подогрева канала транспорта нефти для повышения его пропускной способности.

Нагревательный кабель обладает следующим свойством: в холодном состоянии его сопротивление мало, затем по мере протекания по нему тока он нагревается и его сопротивление увеличивается. Из-за этого свойства после установки греющего кабеля взамен обычного возникает следующая проблема.

После подачи напряжения на повышающий трансформатор происходит запуск погружного электродвигателя. Далее, поскольку с течением времени сопротивление греющего кабеля увеличивается, то увеличивается и падение напряжения на нем; соответственно, напряжение, которое подается непосредственно к обмоткам двигателя начинает уменьшаться и в какой-то момент времени может стать меньше номинального напряжения двигателя. При этом электродвигатель начинает греться из-за чего снижается его ресурс, а в крайнем случае возможно что напряжения питания недостаточно для поддержания его вращения и он может просто остановиться.

Какие решения здесь возможны? Одно из них — это переключение отпаек трансформатора. Суть его в том, что первоначально для пуска в холодном состоянии с помощью отпайки выставляется номинальное напряжение питания электродвигателя, а затем по мере прогрева кабеля и увеличения падения напряжения на нем, переключают на другую отпайку, повышающее выходное напряжение на вторичной обмотке трансформатора. Однако этот путь слишком неудобен для практического использования – требуется произведение переключений при помощи обслуживающего персонала, что затруднительно, учитывая большое количество и географическую удаленность скважин на реальном объекте нефтедобычи.

Компания «Звезда-Электроника» — российский производитель тиристорных регуляторов — готова предложить потенциальным заказчиком свое техническое решение этой проблемы – тиристорный регулятор со стабилизацией тока ТРМ-С. Этот регулятор способен по заранее введенным уставкам в автоматическом режиме непрерывно отслеживать ток электродвигателя и корректировать его напряжение питания таким образом, чтобы стабилизировать его ток, что обеспечивает работу двигателя при номинальном напряжении питания. Тиристорный регулятор включается на стороне 380 В перед повышающим трансформатором в разрыв фазных проводов:

Оборудование для нефтяной промышленности
Рисунок 2. Применение тиристорного регулятора ТРМ-С для стабилизации тока двигателя ЭЦН

Рассмотрим конкретный пример, смоделированный в лаборатории «Звезда-Электроника». Пусть требуется создать систему стабилизации тока для погружного электродвигателя.

Исходные данные для проектирования: номинальный ток двигателя Iн=26 А, номинальное напряжение питания двигателя с греющим габелем 1780 В, максимальное напряжение питания 1980 В.

Используемое оборудование: тиристорный регулятор ТРМ-3-С-160, номинальный ток 160 А (по стороне низкого напряжения).

Для моделирования процессов в качестве нагрузки используем активную нагрузку: 18 ламп накаливания по 100 Вт каждая, соединены в звезду по 6 штук в параллель в каждую фазу.

Такой подход допустим, поскольку процессы стабилизации тока и напряжения ничем не отличаются; при наличии индуктивной составляющей тока отличается лишь угол задержки отпирания тиристоров, но это не влияет на конечный результат.

А) Приступаем к программированию Функция F21 задает номинальный ток двигателя: I=26 А
Б) Функция F32 задает номинальное напряжение первичной обмотки трансформатора, равное 380 В:
В) Функция F33 задает напряжение вторичной обмотки трансформатора. Предположим, что питание со вторичной обмотки подается с отпайки 2090 В; зададим это значение. Задав уставки F32 и F33 мы тем самым задали коэффициент трансформации: Ктр = F33/F32 = 2090/380=5,51 (1) То есть регулятор будет измерять напряжение на стороне 380 В и умножать его на этот коэффициент
Г) Функция F34 задает номинальное напряжение питания двигателя Uном при холодном греющем кабеле
Д) Функция F35 задает максимальное напряжение питания двигателя при горячем греющем кабеле
Е) Функция F36 задает напряжение пуска — то есть какое напряжение необходимо выставить в начальный момент времени при пуске. Выберем значение «0 Uном» — значит в начальный момент будет выставлено напряжение 1780 В.

Ж)Сделаем следующее допущение. Сейчас реальный ток нагрузки — около 2 А. Чтобы ток соответствовал току двигателя, введем искусственно коэффициент усиления равный 13: 2*13 = 26 А.

То есть регулятор будет «думать» что ток нагрузки 26 А и производить все вычисления исходя из этой величины. В реальном устройстве для расчета тока двигателя предлагаем использовать формулу:

I дв = I380 / (Kтр * 1,05), (2),

где I380 — ток измеренный на стороне низкого напряжения 380 В, Ктр — коэффициент трансформации, рассчитанный выше по формуле (1), коэффициент 1,05 учитывает потери мощности в трансформаторе (предполагаем потери около 5%).

Произведем включение регулятор, при этом напряжение на нагрузке увеличивается от 0 до Uном в течение 0,5 сек. Установились следующие величины: I = 25,9 А, U=1760 В(реальные величины I=2 А, U=320 В). Режимы стабилизации пока отключены.

З) Теперь произведем моделирование ситуации увеличения сопротивления нагрузки. Для этого в каждой фазе выкрутим по одной 100 Вт лампе и вкрутим вместо нее лампы по 60 Вт. При этом ток немного уменьшится значит сопротивление увеличилось (моделируемый греющий кабель «прогрелся»): ток упал до 24,5 А, что меньше номинального, напряжение почти не изменилось 1774 В

И) Теперь выключим регулятор, включим режимы стабилизации тока и напряжения и включим вновь.

Теперь регулятор «обнаружил», что при начально выставленном значении напряжения ток меньше номинального, увеличил выходное напряжение:

I=26,0 А, U=1895 В

;
К) Теперь смоделируем ситуацию еще большего увеличения сопротивления нагрузки — выкрутим 60 Ватные лампы. Теперь осталось по 5 100 Ватных ламп в каждой фазе (вместо 6), это эквивалентно увеличению сопротивления нагрузки на 16% по сравнению с первоначаьным. Регулятор при этом еще больше увеличивает выходное напряжение до достижения требуемого значения тока 26 А (точность стабилизации плюс минус 0,5 А):
Л) Теперь вкрутим обратно лампы по 100 Вт и вкрутим еще дополнительно лампы по 60 Вт. Это будет эквивалентно уменьшению сопротивления цепи меньше номинального. При этом регулятор начинает уменьшать напряжение до номинального, дойдя до которого он останавливает этот процесс и поддерживает напряжение на уровне номинального напряжения питания – поскольку ток больше номинального. Такая ситуация возможна, например при пуске)
М) Теперь выкрутим снова лампы по 100 Вт (у нас стало 5 100 Ватных ламп и одна 60 ватная в каждой фазе), выключим регулятор и зададим значение функции F36 равное 1:
Н) Теперь в начальный момент регулятор выставит напряжение 1990 В (пуск на «горячий» греющий кабель):
О) Но через несколько секунд войдя в режим стабилизации тока регулятор уменьшит напряжение — также как и в случае К)

Вывод: моделирование показывает, что задача стабилизации тока погружного электродвигателя ЭЦН решаема с помощью тиристорного регулятора ТРМ-3-С-160 производства ООО «Звезда-Электроника».

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Кабельные скобы для огнестойких кабельных линии OSTEC

«Остек» — отечественный производитель кабеленесущих систем с 25-летним опытом работы на рынке России и стран СНГ. Продукция компании обеспечивает комплексные решения для электромонтажа проектов любой сложности в энергетической, строительной, нефтегазовой отраслях и на промышленных объектах. Большой научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал компании позволяет выпускать актуальную продукцию, качественно и оперативно замещать изделия иностранного производства. «Остек» традиционно обеспечивает своим клиентам и партнёрам надёжную техническую и маркетинговую поддержку.
Департамент продаж · ОСТЕК · 15 апреля · Россия · Московская обл
Кабельные скобы для огнестойких кабельных линии OSTEC

ПРОДАМ: Огнестойкие кабельные линии OSTEC

«Остек» — отечественный производитель кабеленесущих систем с 25-летним опытом работы на рынке России и стран СНГ. Продукция компании обеспечивает комплексные решения для электромонтажа проектов любой сложности в энергетической, строительной, нефтегазовой отраслях и на промышленных объектах. Большой научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал компании позволяет выпускать актуальную продукцию, качественно и оперативно замещать изделия иностранного производства. «Остек» традиционно обеспечивает своим клиентам и партнёрам надёжную техническую и маркетинговую поддержку.
Департамент продаж · ОСТЕК · 15 апреля · Россия · Московская обл
Огнестойкие кабельные линии OSTEC

ПРОДАМ: Гидравлическая кабельная траншейная лебедка ЛГT-50Т дизельная

Собственное Производство и Продажа гидравлического оборудования. Лебедки для прокладки и протяжки кабеля в траншее, ЛЭП, люке, кабельных лотках и т. д. различного усилия. Лебедки полностью автономны и не требуют подключения дополнительных источников питания. Так же возможно производство лебедки по вашему техническому заданию. Для производства используем только комплектующие производства Италии, Германии и Болгарии, поэтому наше оборудование высококачественное, практичное и простое в эксплуатации. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛГТ-50Т: Габариты лебедки — 3,5×1.75×1.8 Масса лебедки — 1950кг Мощность дизельного двигателя — 30 кВт Ёмкость топливного бака — 30л Ёмкость гидравлического бака — 80л Максимальное усилие при максимальной скорости — 50кН Скорость протяжки кабеля — 0…12м/мин Диаметр троса — 12 мм Трос — нескручивающийся с мягким сердечником Длина троса в комплекте — 1000 м Вертлюг в комплекте — да  Рабочая жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ Температура эксплуатации — -15… +40°С Система фильтрации — 10мкм Система автоматической подтяжки троса при размотке — да  Система автоматической подтяжки троса при намотке — да  Ограничение максимального усилия тяжения — да  Настройка усилия тяжения — да  Предварительная настройка ограничения усилия (отсечка) — да  Автоматическое охлаждение масла — да  Можно также расширить возможности лебедки дополнительными функциями. Звоните уточняйте…
Иванова Анна · HT · 7 апреля · Россия · г Москва
Гидравлическая кабельная траншейная лебедка ЛГT-50Т дизельная

ПРОДАМ: АО «НП «ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ» предлагает качественные силовые кабели и другую кабельную продукцию

Силовой кабель электрический применяется в самых разных областях — от устройства домашней проводки до прокладки линий высоковольтных передач. Производство силового кабеля предполагает широкий модельный ряд продукции — от обычного электрического кабеля для бытовых электроприборов до бронированного кабеля с повышенными огнестойкими свойствами для атомных станций и линий метро. Так, например, силовой кабель ВБбШв прокладывается в траншеях, туннелях, каналах и шахтах, силовой кабель ВВГ предназначен для прокладки в воздухе, а силовой кабель ППГнг-HF используется в производственных и офисных помещениях с большим количеством компьютеров и другой микропроцессорной техники. Новое поколение кабелей FR, LS и HF Один из главных критериев, которым должен отвечать силовой кабель, контрольный кабель и любой другой — пожаробезопасность. Поэтому мы освоили производство кабеля разных марок с повышенными защитными свойствами. Индекс «А» в названиях силовых, контрольных и других кабелей означает, что кабель соответствует категории А по нераспространению горения по ГОСТ 31565. Огнестойкий кабель FR (Fire Resistance) устойчив к высоким температурам. Кабель с маркировкой LS (Low Smoke) отличается низким дымогазовыделением, а индекс HF (Halogen Free) означает, что кабель не содержит галогенов. Безгалогенные силовые, контрольные и другие кабели не выделяют токсичные газы, обладают свойством самозатухания и могут работать в условиях пожара 30-90 минут. Кроме того, в производстве безгалогенного кабеля используются современные полимерные материалы, что позволяет уменьшить массу и диаметр кабеля и увеличить допустимую токовую нагрузку. Наконец, безгалогенный кабель совершенно безопасен в экологическом отношении — никаких специальных требований по его утилизации не предусмотрено. Производство кабеля, не содержащего галогенов, позволяет решать задачу пожарной безопасности коммуникаций, с которой не всегда справляются традиционные системы автоматического пожаротушения. Безгалогенный...
Бюро информации · ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ · Вчера · Россия · Московская обл
НП ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ, АО

ПРОДАМ: Шахтный кабель Tratos TRATOSMART MTO-(N)SHTOU-J (JK)

TRATOS CAVI – европейский поставщик кабельной продукции мирового класса, огромная производственная мощь, передовые технологии и инновационный подход в создании самых надежных и прогрессивных предложений. ООО «Центр обеспечения» является генеральным дистрибьютором TRATOS CAVI в СНГ. Данная марка разработала надежную линейку моделей электрических кабелей питания для оборудования шахтной и горнодобывающей промышленности, они подходят для эксплуатации даже в самых суровых горно-проходческих средах. Силовые шахтные кабели низкого напряжения (в диапазоне от 0, 6 до 1 кВ) серии MTO - (N)SHT2U-J (JK) уменьшенных габаритов для наземной укладки и наматывания в одном направлении на цилиндрические и односпиральные катушки, также могут применяться для фестонной подвески. Экологичная версия кабеля под маркой TRATOSGREEN MTO имеет минимальные значения токсичности и содержания галогенов. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШАХТНОГО КАБЕЛЯ TRATOSMART MTO - (N)SHT2U-J (JK) - Количество токопроводящих жил: до 5; - Сечение жилы: до 240 мм2; - Диаметр проводника: до 20, 7 мм; - Проводник: луженый, гибкий; - Конфигурация: класс 5 DIN VDЕ 0295 (IЕС 60228 тип 5); - Изоляционный слой: специальный материал Tratosmart-I, превосходит по качеству аналоги с этиленпропиленовым каучуком (тип 3GI3); - Внутренняя оболочка: специальный материал Tratosmart-IS, превосходит по качеству аналоги типа GM1B; - Защитный слой: оплетка против кручения; - Внешняя оболочка: специальный материал Tratosmart-OS; превосходит по качеству аналоги типа 5GM3 (или 5GM5), черный цвет; - Разметка жил: черный, серый и коричневый; - Максимальная рабочая скорость (метров/мин): 240; - Максимальная температура для проводника: 90 °C; - Температура неподвижно: -40 °C... +80 °C (модификация K -60 °C ... +60 °C); - Температура подвижно: -30 °C ... +80 °C (модификация K -60 °C ... +60 °C); - Типоразмеры: FSA401, FSA402, FSA404 FSA406, FSA410, FSA416, FSA425, FSA435, FSA350, FSA370, FSA395, FSA30A, FSA30B, FSA30C,...
Отдел Развития · Центр обеспечения · 9 апреля · Россия · Ярославская обл
Шахтный кабель Tratos TRATOSMART MTO-(N)SHTOU-J (JK)
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.