Передача, распределение и накопление электроэнергии

Мягкий пускатель — устройство и применение

2 мая 2015 г. в 14:29

При словах «мягкий пускатель» у человека далёкого от электроники возникает ассоциация — что-то мягкое, набитое поролоном или ватой.

Но давайте серьезно рассмотрим это замечательное устройство и выясним, что у него внутри и с какой стороны к нему подходить.

Понятие «мягкий» относится не к самому пускателю, а к пуску двигателя, который подключается через такой пускатель. Имеется ввиду, как правило, асинхронный электрический двигатель с короткозамкнутым ротором. Это самый распространенный тип двигателей. По моим наблюдениям, в 95% случаев в промышленном оборудовании применяются именно асинхронные двигатели.

Я уже писал в статье про подключение электродвигателей, что двигателя можно подключать различными способами — прямой подачей напряжения через контактор, через твердотельное реле, через схему «звезда-треугольник», через частотный преобразователь. По приведенным ссылкам рекомендую перейти, если эта тема интересует, там много интересного.

Так вот, если контактор и твердотельное реле включают двигатель «жёстко» (БАХ! — и поехали), то мягкий пускатель позволяет запустить двигатель плавно. Поэтому его ещё называют плавным пускателем или soft starter.

Причём, пускатель на то и пускатель, что он полностью обеспечивает все потребности двигателя в пуске, стопе и защите.

Ещё раз призываю не путать контактор и пускатель, вот моя статья, в которой я подробно объяснил различия.

Где используются мягкие пускатели

Мягкие пускатели целесообразно применять там, где существует большая нагрузка на валу в момент включения двигателя.

Большая нагрузка может быть за счет большой инерции ротора двигателя, а также за счет собственно нагрузки (потребителя). Имеется ввиду такая нагрузка как конвейера, имеющие большую протяженность и перемещающие хрупкие предметы, вентиляторы, имеющие массивную крыльчатку, а также различные насосы и компрессора.

Кроме того, иногда очень важно обеспечить не только мягкий пуск, но и мягкий останов. Например, при питании тех же конвейеров, чтобы предметы не попадали или не сместились. Либо в насосном оборудовании для предотвращения гидроудара при выключении.

Мягкий старт двигателей при помощи мягких пускателей и преобразователей частоты успешно решает все эти проблемы, а также даёт другие преимущества, предоставляя полную свободу в управлении двигателем.

Пару десятков лет назад до развития электронных устройств пуска при необходимости управления приводом применялись двигатели постоянного тока, управлять которыми проще. Однако, и стоят они дороже асинхронных.

Выбор

При выборе мягкого пускателя вполне логично руководствоваться прежде всего мощностью подключаемого электромотора.

Однако, если мотор имеет тяжелые условия пуска, а также при частом включении/выключении, необходим запас по мощности.

Дело в том, что мягкий пускатель устроен так, что не может долго тянуть двигатель на напряжении ниже номинального. Поскольку для этого применяются тиристоры, а они греются. И им нужно время, чтобы остыть и подготовиться «морально» для очередного пуска или останова. Во время нормальной работы, когда двигатель работает на номинале, тиристоры полностью открыты, напряжение на них стремится к нулю, и они практически не греются.

В мощных плавных пускателях, чтобы не напрягать тиристоры при выходе двигателя на номинал, используют шунтирующий контактор (байпас), который может быть как встроенным, так и внешним.

Основные параметры

1. Время разгона (передняя рампа). Название говорит за себя. Чем меньше время разгона, тем труднее двигателю и тем меньше смысла использовать мягкий пускатель. Обычное время разгона — 10...20 сек. Чем больше это время, тем труднее мягкому пускателю — тиристоры не могут работать в таком режиме длительное время, греются. Другое название параметра — наклон характеристики разгона.

2. Время торможения (замедления), задняя рампа. То же самое, но напряжение плавно понижается. Другое название — наклон характеристики торможения.

3. Начальное напряжение. Если это значение выставить малым, то двигатель будет плавно набирать обороты. Если очень малым — может вообще не тронуться. Оптимально — выставить такой минимальный уровень, при котором мотор гарантированно начнет вращаться при включении.

4. Ограничения тока. Тут принцип такой же, как и у теплового реле, которое защищает двигатель от перегрузки. Только реле не может долго терпеть, и отключает цепь пуска, а мягкий пускатель ограничивает ток двигателя на установленном уровне. Например, при разгоне ток некоторое время может составлять 120-140% от номинала, это нормально. Ток будет сохраняться на уровне ограничения, затем напряжение продолжит увеличиваться до номинала.

5. Номинальный ток. Этот параметр используется для защиты двигателя в процессе работы, и аналогичен работе теплового реле — отключает двигатель, если ток превысил уставку.

Схема включения

Схемы включения софт стартеров могут отличаться для разных моделей, но смысл один.

Выделю основные тезисы.

1. Три фазы на входе, три фазы — на выходе.

2. Система управления пуском/стопом — двухпроводная (переключатель) либо трехпроводная (две кнопки, Пуск и Стоп):

Схема управления мягкого пускателя

3. Внутреннее реле аварии, которое говорит о ошибке (например, перегрев или перегрузка) и размыкает соответствующую контрольную цепь.

Схема включения мягкого пускателя

Настройка параметров

Рассмотри подробно для примера переднюю панель Плавного пускателя Toshiba TMC7, внешний вид которого показан в самом начале этой статьи.

Плавный пускатель (SoftStarter) Toshiba TMC7 — передняя панель

Reset — сброс ошибок.

Trip codes — коды ошибок, которые индицируются в определенном количестве миганий светодиода Ready.

Вот количество миганий и соответствующая ошибка:

  1. Проблема с силовой частью
  2. Превышено время старта
  3. Перегрузка двигателя
  4. Перегрев двигателя
  5. Дисбаланс по фазам
  6. Частота на входе вышла за пределы 40...72 Гц
  7. Ошибка чередования фаз
  8. Ошибка связи (в случае применения дополнительного модуля)

Current Ramp — Нарастание тока при запуске, в процентах и в секундах.

Motor FLC — ток двигателя, в процентах от номинала мягкого пускателя. Параметр защиты двигателя.

Current limit — ограничение тока во время старта

Soft Stop — время мягкого останова. 0 — выбег двигателя (отключение питания, вращение по инерции)

Motor Trip Class — Класс термозащиты двигателя. Чем выше значение, тем медленнее сработает тепловая защита двигателя при перегрузке

AUX relay, Phase rotatoin — функция внутреннего реле, защита от смены фаз от неправильного вращения

Excess Start Time — Превышение времени старта. Двигатель за данное время не смог развить номинальную скорость. Требуется увеличить уровень ограничения тока.

По контактам управления.

С1, С2 — клеммы подключения термистора двигателя. Если термистора нет, устанавливается перемычка.

R33...R44 — выходы функциональных реле

02, 01 — подключение кнопок управления

А2, А1, А3 — выходы для питания цепей управления и контрольных цепей схемы софт стартера.

Защита

Поскольку Soft Starter — это электронное силовое устройство, то для его защиты по входу требуются быстродействующие предохранители. На крайний случай — быстродействующие защитные автоматы с характеристикой В. Я об этом много распространяюсь в статье про твердотельные реле.

С другой стороны (по выходу Мягкого пускателя) надо защитить пускатель и двигатель от длительного перегруза. Это определяется классом срабатывания защиты. Класс срабатывания защиты определяет время пуска при заданном токе двигателя до того, как сработает защита. Существует несколько классов защиты — 10, 20, 30. Чем больше класс, тем большая инерция у системы защиты.

Пояснения — на графике:

Гpафики сpабатывания электpонной системы защиты от пеpегpузки

Устройство

Небольшой бонус — фотографии разобранного мягкого пускателя Toshiba TMC7 на 45 кВт.

SoftStarter-13-view

Сделано для Австралийского филиала Toshiba в Новой Зеландии в 2007 году...

SoftStarter — плата управления

SoftStarter — плата управления с силовыми контактами

SoftStarter-front, передняя панель

Источник: Александр/СамЭлектрик.ру

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Муфта соединительная эластичная

На нашем сайте adkom ru осуществляется продажа муфт соединительных мягких, представлены марки соединительных муфт. В зависимости от производителя электростанции муфты имеют разный тип соединения: - на большинстве отечественных генераторах используется принцип из 2-х полумуфт - полумуфты втулочно пальцевые, такие как на генераторах ГС от 8 до 315 кВт. Так же для ремонта муфт генераторов предлагаем запчасти: соединительные пальцы муфты. - на генераторах импортного производства, таких как MeccAlte и др.: используются диски стыковочные генератора.
Чуев Владимир · Энергетика · 21 апреля · Россия · Ярославская обл
Муфта соединительная эластичная

ПРОДАМ: Конденсаторы

Конденсатор — это устройство, используемое для накопления заряда и энергии электрического поля. Характеристики конденсатора определяются его конструкцией и свойствами используемых в ней материалов. В упрощенном виде конструкция устройства состоит из двух пластин (обкладок), выполняющих роль электродов, и разделяющего их диэлектрика (вещество, которое не проводит электрический ток), толщина которого меньше пластин. Основной характеристикой конденсатора является его емкость, то есть то количество заряда электрической энергии, которое он может накопить. Данная характеристика увеличивается пропорционально увеличению площади обкладок и уменьшается пропорционально уменьшению расстояния между ними. Также важной характеристикой работы конденсатора является рабочее напряжение, то есть то, при котором устройство может работать с сохранением параметров в допустимых пределах. Кроме того, у конденсаторов есть допустимое отклонение (допуск) величины его реальной емкости от того параметра, который указан на его корпусе. Существуют различные критерии дифференциации конденсаторов: — по назначению (различают конденсаторы общего и специального назначения); — по критерию изменения емкости (выделяют конденсаторы постоянной емкости, переменной емкости и подстроечные); — по свойствам материала, используемого в качестве диэлектрика (воздух, слюда, металлизированная бумага и т. д.); — по способу монтажа (для печатного монтажа или, например, для навесного монтажа); — по характеру защиты от внешней среды (конденсаторы бывают защищенные и незащищенные, изолированные и неизолированные).
Коваль Юлия · ПРОТЕХ · Вчера · Россия · г Москва

ПРОДАМ: Лепестки из латуни

Лепестки для электромонтажа элементов пайкой Лепестки предназначены для монтажа элементов пайкой и применяется в различной электронной радиоаппаратуре. В зависимости от конструкции оборудования, лепестки крепятся винтом или заклёпкой. Материал: латунь Покрытие: никелированное, без покрытия Толщина: 0,5 мм (по запросу толщина может быть 0,3; 0,4 мм) Конструкция: лепестка делится на несколько типов (одно-, двух- и четырёхсторонние) В основу ассортимента положены стандарты ГОСТ 22375-77, ГОСТ 22376-77, ГОСТ 23921-79. По запросу готовы изготовить лепестки по Вашим размерам.
Мошков Игорь · ПРОМСВЯЗЬ · Сегодня · Россия · Свердловская обл
Лепестки из латуни

ПРОДАМ: Толщиномеры

Посредством подобных приборов удается производить неразрушающий контроль толщины стенок или отдельных частей каких-то конструкций из металла, стекла, керамики, пластмасс и т. п. Кроме того, возможно измерение толщины покрытий любого рода: краска, лак, грунт, шпатлёвка, ржавчина и пр. Сфера применения приборов широка — от машиностроения и авиации до ювелирного дела и окраски автомобилей. Ультразвуковые толщиномеры Измерения производятся посредством ультразвукового зондирующего датчика, излучающего пакет импульсов, свободно проникающих через анализируемый предмет. На границе среды происходит отражение, после чего сигнал возвращается обратно, где и улавливается соответствующим датчиком-приемником. Зная скорость распространения ультразвука в среде несложно вычислить толщину покрытия, причем погрешность, как правило, не превышает 3 процентов. Магнитные и электромагнитные толщиномеры В процессе работы производится прямое измерение силы притяжения между магнитом, который входит в состав прибора и плоскостью металлического основания. Особенно часто устройство применяется для определения толщины лакокрасочных, гальванических и защитных покрытий на ферромагнитном основании. Электромагнитные системы работают либо за счет измерения величины магнитной индукции, либо с использованием датчиков Холла контролирующих плотность магнитного поля.
Коваль Юлия · ПРОТЕХ · Вчера · Россия · г Москва
Толщиномеры

ПРОДАМ: Крышка торцевая (торцовая) 8БГ.317.211, 8БГ.313.025, 8БГ.313.026, 8БС.313.025, 8БГ.313.038, 8БС.313.059, 8БС.313.060

ООО «ПромЭнергоМаш» имеет возможность поставить в Ваш адрес следующее оборудование и запасные части: — вкладыши подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей (СДН (З), СДМ (З), СДС (З), ДС, ДСП, СДВ, 2СДР, СДРЗ, ДСК, СДК (П)), электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б) (ПК и КПК 120×140, 130×130, 130×140, 140×150, 150×150, 160×160, 180×180, 200×200, 220×220, 250×250, 300×300, 350×350, 400×400, 500×500, по чертежам 5БС, 5БГ, 5БЩ, 5ДВ, 5ВК) — маслоподъемные (смазочные) кольца для подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б) — подшипниковые стояки и лабиринтные уплотнения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД — вкладыши подшипников и другие запасные части для электродвигателей 4АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ) и 2АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ, АДО), СТД — пусковые устройства УПР для высоковольтных электродвигателей — тиристорные возбудители BTE — пусковые устройства УПРФ, УПТФ.
Михайлов Денис · ООО "ПромЭнергоМаш" · Вчера · Россия · г Санкт-Петербург
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.