Впервые для Российской электроэнергетики Закрытым акционерным обществом «Завод электротехнического оборудования» (ЗАО «ЗЭТО») совместно с ОАО Институт «Нижегородскэнергосетьпроект» разработаны комплекты жесткой ошиновки для открытых распределительных устройств (ОРУ) 110 кВ полной заводской готовности со сложными схемами присоединений. Номинальный ток сборных шин — 2000 А, электродинамическая стойкость — 102 кА. ОРУ рассчитаны на применение в районах с I и II СЗА при высоте установки не более 1000 м над уровнем моря и для климатического исполнения УХЛ1. ОРУ с жесткой ошиновкой могут применяться на всех подстанциях 110 кВ с трансформаторами до 80 МВА и подстанциях 220/110 кВ с автотрансформаторами до 125 МВА включительно. Исполнения комплектов жесткой ошиновки — с установкой на сваях для следующих схем ОРУ 110 кВ (согласованных с РАО «ЕЭС России» и институтом ОАО «Энергосетьпроект», г. Москва):
- одна рабочая, секционированная выключателем, и одна обходная системы шин;
- две рабочие секции и обходная системы шин с подключением каждого из двух трансформаторов через два выключателя;
- две рабочие и одна обходная системы шин;
- две рабочие, секционированные выключателями, и одна обходная системы шин с двумя обходными и двумя шиносоединительными выключателями.
Взаимное расположение оборудования и строительных конструкций ОРУ учитывает возможность расширения ОРУ как в пределах первоначально принятой схемы, так и при переходе к более сложной схеме.
Для крепления жесткой и гибкой ошиновки предусмотрены опорные изоляторы на 110 кВ двух типов — фарфоровые типа ИОС с разрушающей нагрузкой на изгиб не менее 12,5 кН и полимерные типа ИОСПК с разрушающей нагрузкой на изгиб 20 кН. Применение полимерных изоляторов обеспечивает более надежную работу при динамических нагрузках, возникающих при коротких замыканиях, и может расширить область применения в части сейсмостойкости всей ошиновки.
Ошиновка сборных шин ОРУ выполнена из прессованных трубчатых шин алюминиевого сплава 1915Т. Сплав относится к группе сплавов системы Аl-Zn-Мg, имеет высокую прочность, обладает высокой коррозионной стойкостью и хорошей свариваемостью.
Каждая фаза сборных шин представляет собой конструкцию, выполненную из ряда однопролетных шин, опирающихся своими концами на опорные изоляторы. Расстояние между осями изоляторов в пролете — 9 мм и равно шагу ячейки ОРУ 110 кВ.
Присоединение гибких спусков, ответвлений к сборным шинам (для присоединения оборудования или верхних ячейковых связей) предусматривается опрессовкой на месте монтажа с использованием прессуемых зажимов (приваренных к шине) инструментом, поставляемым вместе с комплектами жесткой ошиновки.
Экономические преимущества применения жесткой ошиновки по сравнению с гибкой ошиновкой (для ОРУ из 10 ячеек): экономия металла 30 т., экономия ж/бетона 12 куб.м., экономия площади 15%, экономия кабеля 15%, снижение трудозатрат на 200 человеко-дней.
В комплект поставки будут входить: трубчатые шины, токовые компенсаторы, шинодержатели, инструмент для опрессовки.
Комплексно, по желанию заказчика, могут быть поставлены: опорные изоляторы (фарфоровые либо полимерные), металлоконструкции под опорную изоляцию.