Генеральный директор ООО «НГ-Энерго» Андрей Рудской рассказывает о преимуществах использования тяжелого топлива на электростанциях.
Недавно довелось отвечать на вопросы журналиста из «Делового Петербурга» относительно нашей работы по переоборудованию энергокомплекса на Ломоносовском ГОКе в Архангельской области. И один из вопросов был о том, зачем вообще переходить с дизельного топлива на тяжелое — мазут, или нефть. Ответ, на самом деле очень прост и понятен: для того, чтобы сократить операционные затраты.
Судите сами. Мазут стоит, как минимум, в два раза дешевле дизельного топлива. Учитывая, что стоимость топлива при эксплуатации электростанции достигает 80% от всего объема затрат, переход на тяжелое топливо — шаг более чем логичный. Мало того, в сегодняшнем технологическом цикле нефтепереработки он представляет собой, по факту, отходы производства. Многие НПЗ предпочитают его просто сжигать, чтобы не тратить время и ресурсы на его реализацию. А это значит, что при условии определенных договоренностей, цену можно снизить еще больше.
Ну, а если отвлечься от таких крупных наших проектов, как энергокомплексы на Ломоносовском ГОКе, или на Верхнемунском месторождении, и посмотреть на вопрос шире, станет понятно, что перевод электростанций на тяжелое топливо сегодня является мерой практически необходимой. У нас есть территории — особенно на Дальнем Востоке, — где себестоимость электроэнергии зашкаливает за 70 рублей за киловатт/час. Там в работают старые, еще советские военные дизельные генераторные установки, которые все уже, как говорится, дышат на ладан, латаются буквально на ходу. Эффективность у них невысокая, степень износа — уже запредельная, постоянно происходят утечки топлива, что сказывается самым пагубным образом на экологии и приводит к безумной себестоимости киловатт/часа. Разумеется, государство значительную часть затрат берет на себя, компенсируя цену электроэнергии для конечного потребителя, но ведь это — дополнительная и никому не нужная нагрузка на бюджет! Что же делать?
Необходимо изучить возможность использования местных энергоресурсов. Очень часто оказывается, что где-нибудь рядом есть действующее нефтяное месторождение. Во-вторых, запланировать перевод ТЭС на тяжелое топливо. На нефть или мазут. Имея дизельную инфраструктуру, мы можем с уверенностью говорить о таком переходе. Современное оборудование это позволяет. В результате же можно уменьшить нагрузку на государственный бюджет и повысить уровень жизни граждан. Мазут, в отличие от дизельного топлива, не проливается, не испаряется, его невозможно (а, точнее, незачем) украсть для личных нужд. То же — и с нефтью.
Нет, разумеется, изначальные капиталовложения в мазутную станцию раза в два выше, чем в дизельную: тяжелое топливо нуждается в особых условиях хранения, подогреве и пр. Но если учесть, что нормальный современный двигатель-мегаваттник «съедает» пять тонн солярки в сутки, можете посчитать, с какой скоростью все затраты окупятся. В зависимости от логистики, от региона, от удаленности населенного пункта от транспортных магистралей срок окупаемости будет порядка двух лет. А в дальнейшем можно будет подсчитывать чистую выгоду.
Короче говоря, переход на тяжелое топливо — это способ значительно облегчить жизнь людям. И предприятиям, разумеется, тоже.