Главным событием в мире высоких технологий ноября 2019 г. стала презентация нового электромобиля Tesla Cybertrack. Она прошла 22 ноября в США, недалеко от завода, где производится другое детище Илона Маска — ракета SpaceX.
Пользователи интернета сразу после презентации прошлись и по необычному дизайну автомобиля, и по самому факту того, что «какой-то пикап» преподносится как революционное событие в автомобилестроении. Но, на самом деле, не все так просто.
Авторынок США до недавнего времени был крупнейшим в мире, сейчас он уступил это место китайскому, но все равно, стратегически, очень важен для любого производителя. Пикапы являются непременным элементом образа жизни людей в «одноэтажной Америке». Самый популярный автомобиль в США — пикап Toyota Tacoma. В 2018 г. было продано 246 тыс. таких автомобилей. В среднем, это составляет 20,5 тыс. автомобилей в месяц. Запуск производства Cybertruck — попытка Tesla выйти на самый массовый сегмент автомобильного рынка США. И, если на данном сегменте электромобили одержат победу, это откроет путь к их повсеместному использованию в Америке. В свою очередь, подтянется инфраструктура — станет выгодно устанавливать зарядные станции даже в глубинке. Следует отметить, что Илон Маск решил привлечь внимание к электромобилям, использовав инновацию, не имеющую прямого отношения к электрической тяге. Кузов Cybertruck выполнен из нержавеющей стали, что особенно актуально для пикапов, обычно эксплуатирующихся в сложных условиях.
Безусловно, презентация Cybertruck стала наиболее эффектным событием месяца, но с Tesla связано и еще одно важное событие. Доля компании в текущих продажах электромобилей в США достигла в ноябре 77 %. Это позволяет говорить о том, что Tesla стала монополистом на американском рынке электротранспорта. Но что означает это в абсолютных цифрах? В ассортименте продукции Tesla самым популярным электромобилем является Model X. За успешный для Tesla ноябрь было продано всего 1700 таких электрокаров. То есть, ни о какой окончательной победе электромобилей над обычными пока речи идти не может. Но появление электрического пикапа может изменить ситуацию.
Ford наносит ответный удар
Пока Tesla пытается повторить успех Toyota на рынке грузовых внедорожников, компания Ford представила тогда же, в ноябре, новый автомобиль Mustang Mach-E, аналогичный по своим характеристикам Tesla Model X. Марка Ford Mustang очень популярна в США, занимая первое место в категории спортивных купе. Возможно, именно поэтому такой бренд был выбран Ford для флагманского электромобиля. Хотя электрический Mustang к одноименным моделям с двигателями внутреннего сгорания ничего общего по конструкции не имеет. Конкурировать с Tesla компания Ford намерена за счет ценовой политики, известного бренда и несколько консервативного «пользовательского интерфейса» электромобиля — управление им больше похоже на управление обычным авто.
Появление Mustang Mach-E значимо не с точки зрения каких-то особых инноваций, а с точки зрения передела рынка аккумуляторов для электромобилей. До 2019 г. лидером была компания Panasonic, монопольно поставлявшая аккумуляторы для Tesla. В США был построен завод Gigafactory специально для поставки данному производителю электромобилей. Но в апреле 2019 г. Panasonic заморозила инвестиции в развитие Gigafactory, в результате Tesla стала закупать АКБ для своих машин, производящихся в Китае, у компании LG Chem.
В 2018 г. компания LG Chem построила аккумуляторный завод в Польше. Он является крупнейшим европейским заводом аккумуляторов. В Mustang Mach-E используются литий-ионные энергоносители, произведенные именно на этом заводе. Аккумуляторы LG Chem для электромобилей Tesla производятся на заводе в Китае.
Использование батарей LG Chem в продукции известных фирм привело к тому, что и некоторые другие ведущие автопроизводители стали заказывать их на заводе в Польше.
Помимо презентации нового электромобиля, в ноябре компания Ford анонсировала создание самой большой в Северной Америке сети зарядных станций для электрокаров. Предполагается построить 12 тыс. новых станций на 35 тыс. мест. Все это происходит в рамках стратегии Ford по полному переходу на производство транспорта на электрической тяге. Предполагается, что все ЗС будут оборудованы одинаковыми устройствами Ford Mobile Charger. В них каждый час зарядки электромобиля соответствует 22 милям (35 км) его пробега. Зарядка осуществляется на переменном токе, так как такой метод стоит гораздо дешевле более быстродействующего — на постоянном токе. Это важно для столь массового проекта. Тем не менее, при необходимости клиент может воспользоваться быстрой зарядкой в сети зарядных станций, с которой установлены партнерские отношения. Для оплаты зарядки используется специальная карта FordPass. Ею же можно оплатить ускоренную зарядку и в сети Electrify America.
Гигантская HDVC сеть для ветрогенерации
Электромобили принесут пользу экологии только при развитии альтернативной генерации. Иначе их внедрение будет просто переносом сжигания топлива из одного места в другое.
В ноябре был анонсирован европейский мегапроект создания электрической сети, объединяющей ветрогенераторы, установленные в Северном море на территории разных стран. Эта сеть будет работать на постоянном токе (HDVC), что позволит не синхронизировать между собой энергосистемы разных стран. Тем не менее, реализация проекта потребует выработки единых стандартов для производителей электроэнергетического оборудования из 33 стран, а также гармонизации законодательства по электроэнергетике ряда европейских стран.
Построение единой сети позволит решить проблему, характерную для ветрогенерации и альтернативной энергетики вообще — нестабильность выработки электроэнергии. В разных местах Северного моря в определенный момент времени скорости ветра различаются. По гигантской электросети излишки энергии будут перетекать туда, где ее не хватает. В итоге стабильность поставок электроэнергии будет достигаться с минимальным использованием дорогостоящих накопителей.
От HDVC — к UHDVC
Дальнейшим развитием систем на постоянном токе HDVC стали системы UDVC, работающие на напряжении выше 500 кВ. Такие линии предназначены для передачи больших объемов энергии, от них может зависеть в значительной степени снабжение электричеством крупных регионов. Поэтому требуется обеспечить большую надежность таких линий по сравнению с обычными.
В настоящее время для передачи постоянного тока на большие расстояния применяются однополярные (один провод+земля, в основном для подводных кабелей) или двухполярные (два провода под высоким напряжением относительно земли) системы.
Повысить надежность передачи электроэнергии на постоянном токе можно, добавив к двум высоковольтным проводам, имеющим положительный и отрицательный потенциалы, еще и нулевой провод. Тогда при обрыве одного из высоковольтных проводов система продолжит работу в однопроводном режиме, а при обрыве нулевого провода — в двухпроводном режиме. При этом по линии из трех проводов можно передать объем электроэнергии, сопоставимый с двумя двухпроводными. Использование нейтрального провода на постоянном токе известно давно, но долгое время не выходило за стены научных лабораторий.
В ноябре был анонсирован проект первой в мире воздушной линии электропередач Чампа-Курушкетра, основанный на таком принципе. Компания GE спроектировала линию, связывающую два крупных региона в Индии. Она будет работать на напряжении +/- 800 кВ, по ней передается мощность 4500 МВт. ВЛЭП станет частью глобального проекта правительства Индии по снижению энергодефицита в стране.
Практический смысл UHVDC для альтернативной энергетики заключается в появлении возможности передавать энергию с минимальными потерями на расстояния в несколько тысяч километров. Следующий этап — разработка линий мощностью 6000 МВт. Благодаря таким линиям можно передавать электроэнергию, вырабатываемую солнечными панелями на юге, в северные регионы. Не случайно, что проект GE планируется реализовать в Индии, где активно развивается солнечная генерация.