Возможно, где-то ещё сохранились ретро-кинотеатры, в которых показывают старые фильмы при помощи изобретённого братьями Люмьер аппарата «Синематограф, но даже и там, скорее всего, понадобится хотя бы немного электричества, чтобы обеспечить работу источника света. Современным кинозалам электричества нужно гораздо больше, и любое его отключение означает не только прекращение просмотра и возврат билетов, но и возможное повреждение оборудования. То есть — прямой убыток.

Фильм не досмотрен, билеты не куплены
В 2013 году отключилось электропитание ростовского кинотеатра сети «Киномакс». В результате зрители не смогли досмотреть фильм «Оз: Великий и Ужасный». Один из ростовчан обратился в суд, требуя с компании компенсацию в размере 10 тыс. рублей. Суд оказался в непростой ситуации. С одной стороны, он не нашёл вины кинотеатра в случившемся. С другой — был вынужден признать, что услуга, за которую было заплачено 150 рублей, надлежащим образом оказана не была. В результате неудачливый зритель всё-таки получил компенсацию. Но сумма была уменьшена до 200 рублей, что совсем немного превышает стоимость билета. Конечно, ущерб для бизнеса получился символическим. Но что будет, если на принцип пойдёт не один зритель, а все? Убыток будет значительно серьёзней.
Надеяться на стабильную работу городской сети — решение крайне опрометчивое. Увы, даже в современных благополучных городах аварии случаются значительно чаще, чем ожидается. Так, из-за масштабного отключения электричества в Сочи, которое произошло в октябре 2019 года, кинотеатр «Луч» был вынужден остановить показ фильмов на несколько часов.
В самом начале 2020 году из-за аварии на распределительной подстанции без электроэнергии остался центр Твери. Расположенный в этом районе кинотеатр «Звезда» прекратил работу на 5 часов.
Отключение электропитания — не только разочарованные зрители, но и некупленные билеты на будущие сеансы, так как кассы и электронные терминалы — тоже электроприборы. Следовательно, пропало электричество — разошлись покупатели. И значительная их часть вряд ли вернётся, поскольку предложений на рынке сколько угодно.

Впрочем, речь, к сожалению, идёт не только о внезапном прекращении сеанса и разочаровании зрителей: в апреле 2019 года во время калининградского блэкаута выяснилось, что посетители кинотеатра в ТРЦ «Плаза» испытывали определённые затруднения с эвакуацией из помещения. Дело закончилось прокурорской проверкой всех развлекательных заведений города на готовность их к подобным чрезвычайным происшествиям.
Заметим, что приоритетным пунктом безопасной эвакуации зрителей при отключении электроснабжения выступает наличие аварийного освещения. Требования к системе достаточно строго изложены в различных тематических сводах правил и ГОСТах. Одно из обязательных условий нормального функционирования аварийного освещения — обеспечение его бесперебойного питания.
Причины перебоев энергоснабжения
Все описанные выше случаи в российских кинотеатрах произошли из-за неполадок на линии, причём повлиять на неё руководство кинопрокатного заведения практически не может. По крайней мере, напрямую. Безусловно, качество городских линий постоянно улучшается, но в значительной части городов России оно пока оставляет желать лучшего. Считать вероятность блэкаута близкой к нулю оснований нет.
Обесточивание кинозала возможно и из-за внутренних проблем электросетевого комплекса здания — это короткие замыкания, дуговые пробои, замыкания на землю и прочие присущие сетям электропитания угрозы. Посредством грамотного проектирования системы электроснабжения их можно минимизировать, но не исключить полностью. Таким образом, отключение электропитания может случиться в любом кинотеатре. С учётом этого обстоятельства и следует создавать надёжную систему энергоснабжения.
Резервирование обязательно
Поскольку современные кинотеатры всё чаще размещаются в крупных торгово-развлекательных центрах, вопросы резервирования линий электропитания чаще всего решаются автоматически. Две независимых линии — это уже, скорее, правило, а не исключение.
Однако подключение по нескольким независимым линиям — не всегда панацея. Если для переключения между источниками используются пружинно-моторные приводы, то перерыв электропитания может достигать 15 секунд. За это время проекторы и терминалы продажи билетов отключатся. Восстановление их работоспособности занимает более 10 минут, что для потребителя неприемлемо. И хорошо ещё, если не произойдёт повреждение оборудования и потеря данных, грозящие куда бо́льшими убытками, чем возврат денег за билеты!

Эта проблема решается применением специальных ускоренных моторных приводов. Они способны сократить время переключения до 0,3 секунд — ни зрители, ни покупатели этого даже не заметят.
ИБП — последняя линия обороны
Применение источников бесперебойного питания позволяет избежать практически всех негативных последствий перебоев электроснабжения. ИБП могут поддерживать работу основного оборудования в течение достаточно продолжительного периода времени. А если станет понятно, что авария серьёзная и восстановления подачи энергии с городской линии ждать слишком долго, ИБП обеспечит функционирование системы аварийного освещения, требуемой для эвакуации зрителей и штатное отключение оборудования, в частности, проекторов.
Для защиты установленных в кинотеатрах электроприборов подходят ИБП, выполненные по линейно-интерактивной технологии, имеющие возможность увеличения времени работы от батарей и обладающие высоким КПД — до 99 %. Этим условиям, в частности, удовлетворяют ИБП Eaton 5PX. Эффективность ИБП Eaton 5PX подтверждена практикой. Опыт внедрения в сети кинотеатров CINESA Cinemas показал, что два таких источника обеспечивают работу бэк-офиса современного кинотеатра в течение 19 минут.
Таким образом, подключение по двум независимым линиям в сочетании с использованием мощного современного ИБП гарантирует эффективную защиту кинотеатров от перепадов напряжения. В результате зрители получат удовольствие от просмотра фильма, а бизнес — прибыль от качественно оказанной услуги.
