Кабели для метрополитена в Осло должны выдерживать экстремальные условия. LAPP установила для разводки силовой кабель, который остается гибким даже при норвежских морозах, но в то же время защищает от огня и грызунов.
Holmenkollbakken считается самым первым лыжным трамплином в мире. Если вы хотите посетить самую популярную туристическую достопримечательность в Осло, лучше всего добираться до нее на метро. Так называемая, T-Bane едет также в жилой район Холменколлен, который находится у подножия местной горы высотой 371 метр на северо-западе города. Слово T-Bane («Т» обозначает туннель) давно укоренилась в норвежском словаре.
T-Bane следует норвежской традиции: защита окружающей среды и безопасность имеют первостепенное значение. Метро Осло, к примеру, потребляет значительно меньше энергии, чем другие метрополитены, хотя оно непрерывно отапливается в долгую и холодную норвежскую зиму и ездит на практически полностью перерабатываемых машинах. Поскольку инфраструктура должна выдерживать значительные нагрузки, здесь, на севере, оператор предъявляет высокие требования не только к своему подвижному составу. Это особенно важно для кабелей в выпрямительных станциях, которые преобразуют переменный ток от сети в постоянный ток в силовые передачи. Эти кабели оснащены двойной изоляцией и пожаробезопасны.
«Если произойдет какой-либо инцидент, жизненно важно, чтобы сначала мы вытащили вагоны из туннеля», — говорит Ларс Нильсен, менеджер по продукции в LAPP Норвегия. — Полностью надежное решение было главной заботой клиента, а следовательно, и нашей тоже«.
Специальные кабели от LAPP гарантируют пассажирам не только экологичность, но и безопасность на дороге. Хорошие новости для 268 000 пассажиров, которые используют его каждый день. Основная ветка местного общественного транспорта в Осло имеет длину 86 километров, распределенную по шести путям. Большинство из 101 станции находятся над землей и только 17 — под землей.
Специальный кабель с противопожарной защитой
Результатом стал кабель со сложной конструкцией, сочетающий в себе несколько положительных свойств. Медный сердечник имеет поперечное сечение 400 мм2. В зависимости от кабеля, в нем может одновременно проходить до 1270 А. Проводник заключен в два слоя слюдяной ленты в качестве меры пожарной безопасности. Два слоя изоляции между собой сшиты, что делает их пригодными для более широкого диапазона температур. Для предотвращения выхода электромагнитных импульсов изоляция покрыта экранирующим слоем с поперечным сечением 30 мм2. Сверху расположена сшитая полимерная оболочка из ЭВА. Толщина кабеля составляет около 44 мм, а 4730 кг на километр — реальный тяжелый вес.
Кабель должен быть огнеупорным, чтобы железнодорожные вагоны могли по-прежнему снабжаться электричеством для выхода из туннеля. Кабель не содержит галогенов и предотвращает выброс дыма. Он не производит токсичных газов и прошел испытания на токсичность NES 02-713 и NFC 20-454. Это важно, если путь заблокирован, и поезд не может покинуть туннель. Если это произойдет, пассажиры должны быть эвакуированы из туннеля, не вдыхая дым или ядовитые пары.
Чтобы придумать такое решение, не нужно было заново изобретать кабель. Соединение также требовало переосмысления. Огнестойкий кабельный соединитель для этого применения был разработан на заказ с использованием технологии из морского сектора. Это означает, что как кабели, так и кабельные соединения могут противостоять пожару при питании поездов.
Минусовые температуры, гравий, песок и крысы
Все эти свойства нелегко получить, но есть дополнительная трудность: кабель должен быть очень гибким. В конце концов, норвежский холод не только замораживает воду и морозит пальцы — он также делает пластик жестким и ломким.
«Если вы разворачиваете очень жесткий кабель на холоде, его нужно предварительно подогреть, что усложняет монтаж», — объясняет Ларс Нильсен, менеджер по продукции в LAPP в Норвегии. — Поэтому потребовался кабель, который можно согнуть даже в морозную погоду. Этот кабель гарантированно гибкий при температурах до −20 °C с небольшим радиусом изгиба, всего в шесть раз превышающим внешний диаметр кабеля без тонких поперечных трещин, появляющихся в оболочке на внешней стороне кривой. Кабель рассчитан на использование при температуре от −40 до +90 °С.
Ситуацию усложняет то, что кабели часто протягиваются через старые трубы, которые могут содержать гравий и песок. Это может повредить кабель и затруднить его протягивание, так как создается трение с оболочкой. Таким образом, кабель для T-Bane очень гладкий и имеет низкий коэффициент трения, что позволяет минимизировать нагрузку на кабель.
Как только кабель окончательно проложен, он становится невосприимчивым к другим повреждениям. В конце концов, в трубах могут жить крысы, которые относятся к отряду грызунов. Крысы считают, что пластиковые оболочки кабеля очень вкусные, поэтому кабели должны быть защищены от грызунов. В связи с этим под оболочку добавляется слой стекловолоконной ленты, чтобы они не добрались до кабеля.
Все линии T-Bane проходят через центр города Fellestunnelen («Общий туннель»). Но из 101 станции в сети T-Bane только 17 из них находятся в туннеле — остальные находятся над землей. Если кабель проложен снаружи, он подвергается воздействию ультрафиолетового излучения. Для материала оболочки — это не проблема, так как он также устойчив к озону.
Внимание LAPP Norway к качеству не осталось незамеченным для клиента: недавно было подписано второе рамочное соглашение с оператором Sporveien Oslo. Для Ларса Нильсена это является как подтверждением, так и стимулом: «Мы должны хорошо выполнять свою работу». И под этим он подразумевает также возможности доставки. В LAPP в Драммене этот кабель всегда есть в наличии на складе.
«В конце концов, T-Bane — это спасательный круг для здешних людей. Это наш долг, чтобы он продолжал работать». Ларс Нильсен.