Передача, распределение и накопление электроэнергии

Решить проблему доступности лития можно за счет его извлечения из океана и подземных соленых озер

26 июля 2021 г. в 12:45

Как увеличить объем энергии, который способны хранить литий-ионные батареи? Можно ли использовать аккумуляторы для передачи электричества в сеть? Каким будет накопитель будущего? Об этом в интервью Софье Морган, представляющей «Глобальную энергию», рассказал И Цуй, профессор материаловедения и инженерии Стэнфордского университета, недавно вошедший в шорт-лист премии ассоциации.

И Цуй
И Цуй, профессор материаловедения и инженерии Стэнфордского университета

— В нынешнем году вы были номинированы на премию «Глобальная энергия» за исключительный вклад в разработку наноматериалов и новации в области аккумуляторных батарей. Эта область знаний сильно изменила как отрасль накопления энергии, так и повседневную жизнь: литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы используются в мобильных телефонах, а литий-титановые — в электромобилях. Какой, по вашему мнению, будет «батарея будущего»?

— На сегодняшний день литий-ионные аккумуляторы доминируют в бытовой электронике и электротранспорте. Думаю, что системы на основе лития будут и дальше преобладать в производстве электро-автомобилей, автобусов и других машин. Однако уже сейчас мы задаемся вопросом: «Как можно увеличить объём энергии?».

В последние десять лет я изучал использование новых материалов и нанотехнологий для удвоения плотности энергии углеродных литий-ионных батарей. Анализы показывают, что батареи также могут использоваться для хранения солнечной энергии и последующей передачи электричества в сеть. Пока не ясно, под силу ли эта задача литий-ионным батареям: может быть, да, а, может быть, и нет. Нельзя исключать, что в будущем для этого будут использоваться иные виды батарей, с гораздо лучшими характеристиками, чем литий-ионные. Для их появления потребуются новации в химии батарей, которые обеспечат хранение энергии с гораздо меньшими затратами и гораздо более длительным сроком службы — этой областью исследований я также занимался в последние годы.

— Расскажите подробнее, пожалуйста, как вам удалось совершить революцию в области аккумуляторных батарей с помощью новых материалов, позволивших десятикратно увеличить емкость хранения заряда.

— Как работают литий-ионные батареи? Чтобы накапливать энергию, необходимо накапливать заряды, то есть накапливать литий. В существующих литий-ионных батареях графит используется в качестве анода (это отрицательный электрод, оксид кобальта лития), а фосфат иона лития — в качестве катода.

Чтобы накапливать кратно больше энергии, необходимо накапливать кратно больше зарядов, то есть ионов лития и электронов. С этой задачей справляются новые материалы на основе твердого графика (к примеру, кремний), которые могут использовать в 10 раз больше зарядов, нежели углерод графита, используемый в качестве анода. Соответственно, если вы замените графит в качестве анода, то вы увеличите удельное количество зарядов на стороне анода в 10 раз.

Безусловно, нужно позаботиться и о стороне катода. Если вы сможете увеличить количество зарядов в 10 раз, например, используя серу в качестве катода, то вы значительно увеличите плотность энергии батарей. Но вам все равно будет необходимо учитывать напряжение. С помощью кремния, металлического литиевого анода и серного катода вы можете увеличить плотность энергии углеродных батарей в три и более раз. Вот так с помощью новых материалов и нанотехнологий можно разрешить некоторые дилеммы материаловедения.

— Если говорить о литии, ощутили ли вы какие-либо последствия недавних политических потрясений в Боливии, которая является основным производителем этого металла?

— Доступность лития, конечно, вызывает беспокойство — то же самое можно сказать и в отношении кобальта, как с точки зрения цен, так и вопросов геополитики. Запасы лития есть в ограниченном количестве стран, и мировому сообществу необходимо понять, как взаимодействовать, чтобы литий был доступен для революции в области чистой энергии и борьбы с изменением климата. Человечеству также необходимо изучить нетрадиционные источники лития: речь идет как о подземных соленых озерах, в которых вода содержит литий, так и мировом океане, содержащем бесконечное количество лития (правда, его концентрация мала). В последние пять лет наша лаборатория работала над извлечением лития из океана, эта технология выглядит многообещающей.

— Помимо доступности лития, другой болевой точкой отрасли является экология: сюда относится и производство графена, которое не всегда может быть экологически чистым, и проблема утилизации аккумуляторов в целом. В этой связи, насколько оптимальным решением может быть использование анода из нержавеющей стали, покрытого, к примеру, кремниевыми нанопроволоками.

— В целом, это вопрос экономики замкнутого цикла, начиная от производства батареи и ее первичного использования до переработки и повторного применения. Для энергетики масштаб выгоды от «замкнутых» решений стол велик, что всем участникам производственной цепочки стоит подумать об их применении.

— Насколько эффективными могут быть аккумуляторы будущего? Сможем ли мы, например, отправлять небольшие коробки, содержащие сотни мегаватт или даже гигаватт энергии (своего рода power-банки), в отдаленные регионы планеты?

— Это интересный вопрос. В случае батарей невозможно знать, достигли ли мы уже фундаментального предела, и какая химия батарей — на основе химический или электрохимической реакции — является предпочтительным. Для развития электрического наземного транспорта технологическая база уже есть. Иная ситуация — в воздушном транспорте: для совершения межконтинентального авиаперелета потребуется в 100 раз больше энергии, чем тот объем, который способны хранить современные батареи.

— Будущее непредсказуемо. Я надеюсь, что однажды, может быть, мы увидим такую технологию.

— Да, я в восторге от этого. Был бы рад, если бы эту технологию кто-нибудь мог изобрести.

— Насколько мне известно, Стэнфордский университет изобрел самовосстанавливающуюся батарею. Расскажите о ней.

— Эта разработка — плод моей совместной работы с профессором Чжэнь Ань Бао. Нашей задачей было создание самовосстанавливающегося полимера — полимерной цепи, которая при низкой температуре может перемещаться, образуя водородную связь: будучи обратимой, водородная связь после разрыва может формироваться вновь. Точно так же и с батареями: если раньше при растрескивании батареи ждала неизбежная смерть, то теперь, благодаря созданному нами полимеру, их можно использовать вновь. Это действительно захватывающе: чем-то поминает человеческое тело, которое обладает способностью самоисцеления.

— Все лучшее мы берем из природы, как, например, искусственные листья или все та же самовосстанавливающаяся батарея. Нужна ли для описанной вами полимерной цепи какая-то определенная температура?

— Проектирование полимерной цепи может быть очень захватывающим, поскольку это можно делать как для низкой температуры, так и для диапазона температур, а точнее, «заложить» изменение температуры при движении полимерной цепи.

— Звучит действительно захватывающе!

Источник: Ассоциация «Глобальная энергия»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Литиевая батарея для зонда-излучателя

Литиевая батарея SuperCell производство США. Используется в локационных передатчиках (зондах-излучателях) ГНБ. Используется на сложных и глубоких проколах. Подходит ко всем передатчикам. Производство США, новые, оригинальные батареи для локационных систем. Предоставляем сервисное обслуживание, ремонт локационных систем и передатчиков. Выкупаем локационные системы и передатчики (зонды-излучатели) в любом состоянии. Компания «ГЛОБАЛ ТРЕЙД» член МАС ГНБ работает на всей территории РФ
Мельников Михаил · ГЛОБАЛ ТРЕЙД · 22 апреля · Россия · Липецкая обл
Литиевая батарея для зонда-излучателя

ПРОДАМ: Аккумуляторные батареи Sonnensсhein PowerCycle

Sonnenschein PowerCycle идеально подходит для регионов с тяжелыми климатическими условиями, особенно в ситуации ненадежного энергоснабжения, когда решающее значение имеет наличие резервной аккумуляторной батареи. Благодаря последним достижениям гелевой технологии (технология dryfit), используемой при производстве аккумуляторов PowerCycle, существенно сокращаются текущие расходы на замену батарей, выезды на объекты, а также снижаются расходы на электроэнергию. Особенности: — Улучшенные характеристики решеток пластин для увеличения срока службы при высоких температурах: 20 лет при 20°C в режиме постоянного подзаряда; — Быстрый заряд – высокая степень готовности к работе; — Высокая цикличность: 1600 циклов (при степени разряда 60%); — Широкий диапазон рабочих температур: от -40°C до +55°C; — Отличные характеристики при работе в режиме частичного заряда и тяжелых условиях эксплуатации; — Прочный полипропиленовый корпус; — Конструкция с фронтальным расположением выводов — легкий монтаж и обслуживание — Длительный срок хранения: до 2 лет при 20°C без подзарядки; — Низкое энергопотребление в режиме постоянного подзаряда; — Необслуживаемые – без долива воды; — Устойчивость к глубокому разряду ПРИМЕНЕНИЕ — телекоммуникация и связь; — источники бесперебойного питания (UPS); — производство и распределение электроэнергии; — солнечная и ветроэнергетика; — железная дорога.
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · 19 апреля · Россия · г Москва
Аккумуляторные батареи Sonnensсhein PowerCycle

ПРОДАМ: Аккумулятор Leoch DJM 12100

Компания ЭЛМИКС поставляет герметичные, необслуживаемые аккумуляторные батареи Leoch: Leoch DJ, Leoch DJM, Leoch DJW, Leoch FT, Leoch LHR, Leoch LP, Leoch LPC, Leoch LPF, Leoch LPG, Leoch LPL, Leoch LPX. Также реализуем аккумуляторы других популярных марок, стабилизаторы, источники бесперебойного питания, инверторы, электрогенераторы, зарядные устройства и тестеры, аккумуляторные стеллажи и шкафы. Гарантия на все товары. Отгрузка в кратчайшие сроки. Доставка по Москве, отгрузка по России осуществляется с помощью транспортных компаний: железнодорожным или автотранспортом, либо любым другим удобным для Вас способом. Будем рады сотрудничать с Вами! C каталогом продукции можно познакомиться на нашем сайте.
Кауров Владимир · ЭЛМИКС · 1 апреля · Россия · г Москва
Аккумулятор Leoch DJM 12100

ПРОДАМ: Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

Дизельные Генераторы, электростанции АД-12, АД-16, АД-20, АД-30, АД-60, АД-100, АД-150, АД-200, АД-250, АД-315, другие дизель генераторные установки до 3000 кВт, CUMMINS, SDMO, DENYO, FG Wilson, дизель и бензо генераторы , ММЗ, ЯМЗ. ТМЗ, VOLVO, DOOSAN, MTU и др., 1,2,3 степень автоматизации, стационарные и передвижные, кунг, шасси, контейнер Север, в наличии и под заказ. Новые, б/у, консервация Доставка авто и ж/д транспортом. Поставки в Атырау, Актобе, Костанай, Рудный, Петропавловск, Кокшетау, Павлодар , Астана, Караганда и др.
Насонова Виктория · ООО ПК НАВИГАТОР · 15 апреля · Россия · Челябинская обл
Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

ПРОДАМ: АВТОМАТИКА, МОНТАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭЛЕКТРИКА

ООО «Лайт Креатив» поставляет: -Электрику и автоматику: ABB, Legrand, Schneider Electric, Merten, Gira, Gewiss, Fede, Fontini, Bticino, Jung, Berker, T&J; , Moller, Wessen, AVE, LLinas,. — Монтажное оборудование: электрические шкафы, щиты, кабель-каналы, лотки (лестничные, перфорированные), напольные лючки, плинтус-каналы. Труба гофрированная, монтажные коробки, клеммники WAGO и др. Минимальные сроки поставки, хорошие цены. Техническая поддержка.
Кисель Ольга · Лайт Креатив · Вчера · Россия · г Москва
АВТОМАТИКА, МОНТАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭЛЕКТРИКА
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.