Передача, распределение и накопление электроэнергии

Андрей Бабкин: «Возможность поставки крупнейшим компаниям является сейчас основным стимулом импортозамещения»

8 апреля 2022 г. в 09:37

Несмотря на широкое распространение литий-ионных аккумуляторов, накопители энергии на основе свинцово-кислотной технологии все так же остаются «рабочими лошадками», используемыми практически повсюду. Одним из лидеров российского рынка аккумуляторов данного типа (включая такие их разновидности, как AGM и гелевые) является сеть ENERGON. В общем ассортименте поставляемых ею аккумуляторов свинцово-кислотные составляют 70 % от общего числа позиций. Мы побеседовали с продакт-менеджером по направлению свинцово-кислотных аккумуляторных батарей Андреем Бабкиным о перспективах различных видов аккумуляторов и особенностях ведения бизнеса в условиях санкций.

Андрей БАБКИН, продакт-менеджер сети ENERGON
Андрей БАБКИН, продакт-менеджер сети ENERGON

— С чем связана такая сфокусированность вашей сети именно на свинцово-кислотных аккумуляторах и их разновидностях?

— Наша сеть образовалась в конце 90-х годов. Тогда о литий-ионных аккумуляторах еще мало кто знал. Изначально сформировался круг за-казчиков, которым нужны именно свинцово-кислотные аккумуляторы. И среди них до сих пор большой спрос на такие изделия. Думаю, что высокий спрос на них сохранится еще 5–10 лет. А вообще, полная замена свинцово-кислотных аккумуляторов на литий-ионные или другие типы — это вопрос нескольких десятилетий. При этом мы верим в будущее Li-Ion и LiFePo4, но понимаем, что есть применения, где они заменить старые добрые типы аккумуляторов пока не могут.

— Приходилось слышать мнения разных экспертов, что запасы лития в земной коре ограничены и это не позволит полностью перейти к повсеместному использованию аккумуляторов на его основе...

— Да, я слышал такого рода суждения. Если не будет хватать лития, то, по моему мнению, перспективными будут аккумуляторы на основе натрия, который близок к литию по многим свойствам, но есть буквально повсюду. Также в массовых аккумуляторах будущего должно быть сведено к минимуму использование редкоземельных металлов, количество которых на Земле также ограничено.

— На какую из разновидностей свинцово-кислотных аккумуляторов вы делаете ставку?

— На AGM. В этих аккумуляторах электролит абсорбирован в стекловолокне. Мы поставляем и гелевые аккумуляторы, но надо отметить, что они пока не так распространены.

Для организации резервного питания в офисах часто применяют AGM-аккумуляторы
Для организации резервного питания в офисах часто применяют AGM-аккумуляторы

— С какими ИБП могут работать поставляемые вами аккумуляторы?

— Мы очень тесно сотрудничаем с компанией Schneider Electric, наши аккумуляторы без проблем подходят для замещения штатных аккумуляторов в ИБП их производства. Причем речь идет о полной линейке — от бытовых и офисных ИБП до оборудования для центров обработки данных. Также в числе партнеров могу упомянуть производителя ИБП Eaton.

— Занимаетесь ли вы утилизацией поставляемых вами аккумуляторов по завершении их срока службы?

— Мы не занимаемся сами утилизацией аккумуляторов, но рекомендуем клиентам, в какие уполномоченные организации они могут обращаться по данному вопросу. Кстати, с точки зрения экологии свинцово-кислотные батареи по-прежнему лучше литиевых. 90 % свинца из аккумуляторов можно повторно использовать. А вот технологии вторичной переработки лития из аккумуляторов, пригодной для массового применения, до сих пор не создано. Поэтому литиевые отходы захоранивают примерно так же, как и радиоактивные, — помещают в специальные хранилища, откуда не утекает литий, с надеждой, что когда-нибудь удастся эти отходы переработать.

Свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом
Свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом широко применяются на подстанциях электропитания для сглаживания бросков тока

Работа в условиях санкций

— Вы поставляете продукцию из Германии, Великобритании, Китая и Вьетнама. С Германией и Великобританией понятно, она ввели против России санкции, Китай к ним не присоединился (беседа шла 14 марта 2022 г. — А. В.), а вот про позицию Вьетнама широкой публике пока неизвестно. Как строится ваш бизнес применительно к этой стране?

— Мы не получали официального уведомления от поставщиков из Германии и Великобритании о прекращении поставок. Но мы, конечно, понимаем, что разрыв с ними возможен. Тем не менее следует отметить, что аккумуляторы немецкого и британского производства занимали всего 2–3 % от общего объема продаж. Это не катастрофично для нас, скорее всего, мы компенсируем это увеличением продаж продукции под брендом DELTA Battery. Что же касается Вьетнама, то мы работаем с этой страной точно так же, как и раньше, никаких изменений нет. Мало того, сейчас с Вьетнамом работать даже легче, чем в последние два года, из-за спада там эпидемии коронавируса.

— В обойме ваших поставщиков есть и Тюменский аккумуляторный завод. Его аккумуляторы имеют довольно простую конструкцию, электролит в них жидкий и ничем не связан. Безусловно, есть отрасли, где такие аккумуляторы очень востребованы. Тем не менее, можем ли мы ожидать расширение ассортимента этого завода в новых условиях?

— Аккумуляторы с жидким электролитом производит, например, такая известная немецкая компания Hoppike, и они также есть в нашем ассортименте. Несмотря на то, что такая конструкция была придумана достаточно давно, эти аккумуляторы справляются со своими задачами и востребованы на рынке. Как правило, такие АКБ устанавливают на энергетических подстанциях, они применяются для устранения бросковых токов. Причем для данного применения литиевые аккумуляторы до сих пор не подходят. Продукция Тюменского аккумуляторного завода может частично заместить батареи Hoppike. Что же до новых моделей, то в начале марта этого года завод в Тюмени начал выпуск AGM-аккумуляторов. По цене они вполне способны конкурировать с китайскими аналогами. Что же касается технических характеристик, то нужно посмотреть, как новинка поведет себя в эксплуатации. Мы взяли на тестирование образцы батарей AGM-типа из Тюмени. По итогам испытаний можно будет делать выводы о их применимости.

— Есть ли в России еще производители AGM-аккумуляторов?

— По имеющимся у меня данным, еще несколько заводов в России несколько лет тому назад привлекли государственные инвестиции и сейчас осваивают это производство. Но что у них в итоге получится и сможем ли мы заместить их продукцией аккумуляторы, производимые в Юго-Восточной Азии, — покажет время. Тем не менее, перспективы развития производства аккумуляторов в нашей стране, безусловно, есть.

— Зачастую под импортозамещением у нас подразумевают сборку устройства на территории России, но из импортных комплектующих. Но сейчас складывается такая ситуация, что некоторых комплектующих, поставлявшихся из США и Евросоюза, у нас просто не будет. Насколько производство аккумуляторов в России зависит от импорта?

— Необходимость в переходе на отечественные компоненты была и ранее, поскольку наиболее привлекательные покупатели аккумуляторов — крупные компании с государственным участием — ставят жесткие требования по российскому происхождению продукции. Например, «Газпром» сейчас требует 95 % локализации производства, им нужны сертификаты СТ-1 и «Газпромсерт». Применительно к свинцово-кислотным АКБ должен быть реализован полный цикл производства в России. Из правила могут быть сделаны исключения только в случае, если товар в принципе не производится в РФ. Именно возможность поставки крупнейшим компаниям является сейчас основным стимулом, из-за которого компании развертывают полный цикл производства в нашей стране. Технологических же препятствий для производства всех комплектующих для батарей в нашей стране нет.

AGM-аккумулятор DELTA DTM 1265 L
AGM-аккумулятор DELTA DTM 1265 L, предназначенный для работы в источниках бесперебойного питания

Проект бесперебойного питания для сети «Ашан»

— Где был реализован данный проект? Для каких потребителей обеспечивается бесперебойное питание?

— Проект был реализован в Москве. От наших аккумуляторов обеспечивается резервное питание охранно-пожарной сигнализации, офисного оборудования, аварийного освещения, центров обработки данных. В тендере мы участвовали через партнера.

— Каким образом вам удалось выиграть столь высококонкурентный тендер?

— Выиграли, потому что предложили поставку полной линейки АКБ для нужд заказчика. Использовались батареи DELTA Battery различных серий.

— Предъявляются ли какие-либо особые требования к аккумуляторам с учетом, что торговый центр — это место скопления людей?

— Нет, требования связаны не с помещением, в котором размещаются батареи, а с функциями, которые они выполняют.

— Некоторые образцы DELTA Battery имеют возможность однократного продления ресурса путем долива электролита. Применялись ли такие аккумуляторы в «Ашане»?

— Нет, мы их в данном проекте не использовали. Вообще, АКБ с доливом электролита — это решение для небольших объектов вроде загородного дома. При обеспечении бесперебойного питания гипермаркета в одном зале может находиться, например, около 400 аккумуляторов, причем располагаются они в шкафах и стойках. Организовать для них всех долив нереально. Поэтому для крупных проектов вроде «Ашана» используются батареи с улучшенными характеристиками, обеспечивающими необходимый срок службы без доли-ва электролита.

Проект Ковыктинского месторождения («Газпром»)

— Где именно на месторождении используются ваши аккумуляторы?

— Они применены в системах бесперебойного питания контейнерного типа. От этого оборудования получают питание системы автоматики и запорная арматура. В 20-футовом контейнере установлена небольшая электростанция, работающая на газе, которая является резервным источником энергоснабжения. Аккумуляторы там необходимы, чтобы питать потребителей в случае поломки генератора, работающего на газе. Как правило, на месторождениях устанавливают несколько генераторов. Например, стоят 10 генераторов, из них 8 работают, а 2 находятся в резерве.

Питание от АКБ необходимо на время переключения с одного генератора на другой. Также батареи применяются и при запуске генераторов.

— Какие аккумуляторы применены в проекте? В каких условиях они работают?

— Батареи DELTA Battery Xpert, модель фронт-терминального типа Front-X. Выбрали именно их, потому что они способны питать нагрузку, которая имеется в проекте, на протяжении 3–4 часов. За это время можно даже отремонтировать электрогенератор. Кроме этого, фронт-терминальные батареи в большом количестве умещаются в узкую стойку, параметры которой заданы оборудованием у заказчика. Установлены аккумуляторы в отапливаемых помещениях.

— Можете ли вы сказать о каких-либо требованиях, которые специфичны именно для «Газпрома»? Сказываются ли как-либо на требованиях суровые климатические условия на месторождениях?

— Условия работы аккумуляторов на месторождениях вполне стандартные. Но у «Газпрома» есть собственные экспертные службы, осуществляющие тестирование поставляемой для нужд компании продукции. Если вы ведете речь о поставках батарей «Газпрому», вам нужно предоставить им несколько образцов на тестирование.

Перспективы

— Мы сейчас говорили о проектах, реализованных для крупной торговой сети и газовой компании. Безусловно, эти направления — торговля и сырьевые отрасли — были на пике актуальности еще совсем недавно. Но сейчас, по моему мнению, на первый план выходит производство. Будет ли как-либо ENERGON менять ассортимент в связи с переменами?

— Я бы не сказал, что добыча энергоносителей стала неактуальной. Это то, что нужно в любых условиях. Вряд ли сейчас наш ассортимент сильно изменится. Свинцово-кислотные аккумуляторы отлично работают на производствах и в дата-центрах. Применение их же для сглаживания бросковых токов на подстанциях электропитания будет актуально еще много лет. Да, у батарей на основе лития много преимуществ, но если мы говорим, что нам нужен аккумулятор, который способен работать даже на пожаре, то выбор пока что один — свинцово-кислотные АКБ. Причина не только в свойствах химических элементов. Литиевые аккумуляторы при одинаковой емкости примерно в три раза дороже свинцово-кислотных. Соответственно, для более дорогого решения предусмотрена защитная электроника, которая отключает батарею при возникновении угрозы ее выхода из строя. Вот почему отключаются литиевые аккумуляторы в экстремальных ситуациях. Дешевизна свинцово-кислотных батарей делает возможной их более частую замену, соответственно, защитную электронику на них не устанавливают. Такой аккумулятор в экстремальных ситуациях постепенно будет выходить из строя, но давать электроэнергию в нагрузку. Задача обеспечения безопасности актуальна для любого более-менее сложного производства. И поэтому для заводов свинцово-кислотные батареи ещё долгое время будут актуальны.

ENERGON — федеральная дистрибьюторская сеть, поставляющая аккумуляторы и оборудование солнечной энергетики. Основана в 1998 г. Сеть присутствует в 80 регионах РФ, а так-же в Белоруссии и Казахстане. Среди клиентов ENERGON есть в том числе такие знаковые для нашей страны организации, как «Мегафон», «Ростелеком», «Газпром», «Роснефть», Московский метрополитен и многие другие.
Флагманский бренд сети по направлению аккумуляторов — DELTA Battery. Он зарегистрирован в России, а также имеет международную регистрацию по Мадридской системе и правовую охрану в ряде других стран, производство данных аккумуляторов осуществляется в Юго-Восточной Азии. Также ENERGON поставляет на рынок и аккумуляторы полностью российского производства.

#AGM #импортозамещение #интервью #ИБП #ЭР

Источник: Федеральная дистрибьюторская сеть ENERGON, опубликовано в журнале «Электротехнический рынок» № 2 (104), 2022 год

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

С 1998 года компания ENERGON предоставляет комплексные решения по накоплению электрической энергии. Продукция собственного бренда DELTA продемонстрировала свою надежность и высокое качество на крупнейших промышленных, спортивных и критически важных инфраструктурных объектах. Каждый день мы реализовываем проекты разных уровней сложности — от частных солнечных электростанций до масштабных энергонезависимых источников питания для ЦОД и телекома. В настоящее время продукция ENERGON представлена в 22 странах.
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Аккумуляторные батареи Delta для ИБП HR

Батареи DELTA серии HR являются свинцово-кислотными, герметизированными, необслуживаемыми аккумуляторами с системой рекомбинации газов (VRLA). Произведены по технологии AGM (электролит, абсорбированный в стекловолоконном сепараторе). Благодаря данной технологии аккумуляторы не требуют долива дистиллята на протяжении всего срока службы. Особенности: — Технология AGM позволяет рекомбинировать до 99% выделяемого газа; — Нет ограничений на воздушные перевозки; — Соответствие требованиям UL, IEC, Гост Р; — Легированные кальцием свинцовые пластины обеспечивают низкий саморазряд, высокую конструктивную прочность решетки; — Необслуживаемые. Не требует долива воды; — Высокая плотность энергии; — Корпус аккумулятора выполнен из пластика ABS,не поддерживающего горение. Срок службы — До 26Ач включительно – 8 лет. — Delta HR 12-40, HR 12-65, HR 12-100 – 10-12 лет. — Метод заряда: Заряд постоянным напряжением (25°С); — Циклический режим 2,35 – 2,4 В/эл; — Буферный режим 2,25 – 2,3 В/эл ПРИМЕНЕНИЕ — Источники бесперебойного питания; — Источники резервного энергоснабжения; — Медицинское оборудование; — Различные области приборостроения; — Системы солнечной и ветроэнергетики
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · 22 марта · Россия · г Москва
Аккумуляторные батареи Delta для ИБП HR

ПРОДАМ: Аккумулятор GS 7.2-12

Полная линейка ёмкостей аккумуляторов GENERAL SECURITY (Китай). Герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы GENERAL SECURITY (Sealed Lead Acid Battery = SLA battery) технологии AGM (Adsorbtion Glass Mat) предназначены для широкого использования в качестве источника электропитания как в портативных устройствах и приборах, так и в стационарных системах различного назначения.
Кауров Владимир · ЭЛМИКС · 27 февраля · Россия · г Москва
Аккумулятор GS 7.2-12

ПРОДАМ: Аккумуляторные батареи Delta для ИБП HRL

Свинцово-кислотные аккумуляторы DELTA серии HRL являются герметизированными, необслуживаемыми с системой рекомбинации газов (VRLA). Изготавливаются по технологии AGM (электролит, абсорбированный в сепараторе). Благодаря данной технологии аккумуляторы являются непроливаемыми и имеют превосходные разрядные характеристики на коротких временах разряда.Серия HRL относится к линейке DELTA UPS series, разработанной специально для использования в источниках бесперебойного питания ЦОД, систем связи и другого оборудования. Особенности — Технология AGM позволяет рекомбинировать до 99% выделяемого газа; — Нет ограничений на воздушные перевозки; — Соответствие требованиям UL, IEC, Гост Р; — Легированные кальцием свинцовые пластины обеспечивают низкий саморазряд, высокую конструктивную прочность решетки; — Необслуживаемые. Не требует долива воды; — Высокая плотность энергии; — Корпус аккумулятора выполнен из пластика ABS,не поддерживающего горение; — Срок службы: 10-12 лет; — Метод заряда: Заряд постоянным напряжением (25°С); — Циклический режим 2,3 – 2,35 В/эл; — Буферный режим 2,23 – 2,27 В/эл ПРИМЕНЕНИЕ — Источники бесперебойного питания; — Источники резервного энергоснабжения; — Объекты связи; — Объекты энергетики; — Системы солнечной и ветроэнергетики
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · 22 марта · Россия · г Москва
Аккумуляторные батареи Delta для ИБП HRL

ПРОДАМ: Аккумуляторы для систем питания в ассортименте

Компания ЭЛМИКС поставляет герметичные, необслуживаемые аккумуляторные батареи: Sonnenschein A400 (A412/65, A412/85, A412/100). Sonnenschein A400FT (A412/120 FT). Sonnenschein A500 (A512/65, A512/115, A512/200). Sonnenschein A600 (7 OPzV 490, 6 OPzV 420, 10 OPzV 1000). Sonnenschein A700. Marathon: L6V160, L12V80, L12V55FT, M12V155 FT, M12V125 FT, M12V105 FT, M12V90 FT, M12V60 FT, M12V50 FT, M12V35 FT, M06V200 FT, M12V90, M12V70. Sprinter серии P: P12V2130, P12V1575, P12V1220, P12V875, P12V600. Sprinter серии S: S12V370, S12V300, S12V500. CSB серии GP: GP12650 GP12400 GP12260. CSB серии GPL: GPL12750 GPL12880 GPL121000. CSB серии HR: HR1234 HR1251 HR1221. CSB серии HRL: HRL1234. Yuasa серии NP: NP38-12, NP65-12, NP24-12. Yuasa серии NPL: NPL200-6, NPL65-12 I, NPL100-12, NPL78-12 I, NPL38-12 I. Coslight GFM: 6-GFM-200c, 6-GFM-100c, 6-GFM-150c, 6-GFM-65c, 6-GFM-38c. Coslight GFMG: GFMG-420, GFMG-490, GFMG-1000, Coslight GFMX: 3-GFM-200X, 6-GFM-100X, 6-GFM-65X, 6-GFM-38X, 6-GFM-120X, 6-GFM-150X Fiamm FG: FG27004, FG2A007, FG2M009, FG2F009, FG24204, FG26504. Fiamm FGH: FGH20902, FGH21202. Fiamm FGHL20902. Fiamm FLB: 12 FLB 280, 12 FLB 200, 12 FLB 400, 12 FLB 350, 12 FLB 250. Fiamm XLB: 12XLB 490, 12 XLB 420. Fiamm UMBT: 12 UMTB 105, 12 UMTB 92, 12 UMTB 100 S, 12 UMTB 60. Fiamm SLA: 6 SLA 180, 6 SLA 160, 2 SLA 500. Oerlikon Rackline. Oerlikon Blockline. Oerlikon Towerline. Leoch DJ, Leoch DJM, Leoch DJW, Leoch FT, Leoch LHR, Leoch LP, Leoch LPC, Leoch LPF, Leoch LPG, Leoch LPL, Leoch LPX. Tudor TD, Tudor UPS, Tudor FT. HAZE, серий: HZB 6, 12V Моноблок, HZB FA 12V Моноблок, HZS 4, 6 & 12V Моноблок, HZB 2V Аккумулятор, HZY 6, 12V Моноблок, HZY FA 12V Моноблок, HZY 2V Аккумулятор. Powerman серия MICRO: от 6V 0.5AH до 6V12AH и 12V0.8AH до 12V26AH; Powerman стационарные батареи: серия MEDIUM (12V): от 12V26AH до 12V200AH; серия MACRO (2V) : от 2V120AH до 2V3000AH. Power Battery серии PRC. Гарантия на все товары. Отгрузка в кратчайшие сроки. Доставка по...
Кауров Владимир · ЭЛМИКС · 27 февраля · Россия · г Москва
Аккумуляторы для систем питания в ассортименте

ПРОДАМ: Аккумулятор MNB MM 100-12

Компания ЭЛМИКС поставляет аккумуляторные батареи свинцово-кислотные MNB. Герметизированная не обслуживаемая аккумуляторная батарея. Произведенная по технологии AGM. Срок службы: 10-12 лет. Напряжение, В: 12 Емкость, Ач: 100 Вес, кг: 30,80 Тип клеммы: B5(M6) Длина: 330 Ширина: 173 Высота: 217
Кауров Владимир · ЭЛМИКС · 27 февраля · Россия · г Москва
Аккумулятор MNB MM 100-12
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.