Несмотря на широкое распространение литий-ионных аккумуляторов, накопители энергии на основе свинцово-кислотной технологии все так же остаются «рабочими лошадками», используемыми практически повсюду. Одним из лидеров российского рынка аккумуляторов данного типа (включая такие их разновидности, как AGM и гелевые) является сеть ENERGON. В общем ассортименте поставляемых ею аккумуляторов свинцово-кислотные составляют 70 % от общего числа позиций. Мы побеседовали с продакт-менеджером по направлению свинцово-кислотных аккумуляторных батарей Андреем Бабкиным о перспективах различных видов аккумуляторов и особенностях ведения бизнеса в условиях санкций.
— С чем связана такая сфокусированность вашей сети именно на свинцово-кислотных аккумуляторах и их разновидностях?
— Наша сеть образовалась в конце 90-х годов. Тогда о литий-ионных аккумуляторах еще мало кто знал. Изначально сформировался круг за-казчиков, которым нужны именно свинцово-кислотные аккумуляторы. И среди них до сих пор большой спрос на такие изделия. Думаю, что высокий спрос на них сохранится еще 5–10 лет. А вообще, полная замена свинцово-кислотных аккумуляторов на литий-ионные или другие типы — это вопрос нескольких десятилетий. При этом мы верим в будущее Li-Ion и LiFePo4, но понимаем, что есть применения, где они заменить старые добрые типы аккумуляторов пока не могут.
— Приходилось слышать мнения разных экспертов, что запасы лития в земной коре ограничены и это не позволит полностью перейти к повсеместному использованию аккумуляторов на его основе...
— Да, я слышал такого рода суждения. Если не будет хватать лития, то, по моему мнению, перспективными будут аккумуляторы на основе натрия, который близок к литию по многим свойствам, но есть буквально повсюду. Также в массовых аккумуляторах будущего должно быть сведено к минимуму использование редкоземельных металлов, количество которых на Земле также ограничено.
— На какую из разновидностей свинцово-кислотных аккумуляторов вы делаете ставку?
— На AGM. В этих аккумуляторах электролит абсорбирован в стекловолокне. Мы поставляем и гелевые аккумуляторы, но надо отметить, что они пока не так распространены.
— С какими ИБП могут работать поставляемые вами аккумуляторы?
— Мы очень тесно сотрудничаем с компанией Schneider Electric, наши аккумуляторы без проблем подходят для замещения штатных аккумуляторов в ИБП их производства. Причем речь идет о полной линейке — от бытовых и офисных ИБП до оборудования для центров обработки данных. Также в числе партнеров могу упомянуть производителя ИБП Eaton.
— Занимаетесь ли вы утилизацией поставляемых вами аккумуляторов по завершении их срока службы?
— Мы не занимаемся сами утилизацией аккумуляторов, но рекомендуем клиентам, в какие уполномоченные организации они могут обращаться по данному вопросу. Кстати, с точки зрения экологии свинцово-кислотные батареи по-прежнему лучше литиевых. 90 % свинца из аккумуляторов можно повторно использовать. А вот технологии вторичной переработки лития из аккумуляторов, пригодной для массового применения, до сих пор не создано. Поэтому литиевые отходы захоранивают примерно так же, как и радиоактивные, — помещают в специальные хранилища, откуда не утекает литий, с надеждой, что когда-нибудь удастся эти отходы переработать.
Работа в условиях санкций
— Вы поставляете продукцию из Германии, Великобритании, Китая и Вьетнама. С Германией и Великобританией понятно, она ввели против России санкции, Китай к ним не присоединился (беседа шла 14 марта 2022 г. — А. В.), а вот про позицию Вьетнама широкой публике пока неизвестно. Как строится ваш бизнес применительно к этой стране?
— Мы не получали официального уведомления от поставщиков из Германии и Великобритании о прекращении поставок. Но мы, конечно, понимаем, что разрыв с ними возможен. Тем не менее следует отметить, что аккумуляторы немецкого и британского производства занимали всего 2–3 % от общего объема продаж. Это не катастрофично для нас, скорее всего, мы компенсируем это увеличением продаж продукции под брендом DELTA Battery. Что же касается Вьетнама, то мы работаем с этой страной точно так же, как и раньше, никаких изменений нет. Мало того, сейчас с Вьетнамом работать даже легче, чем в последние два года, из-за спада там эпидемии коронавируса.
— В обойме ваших поставщиков есть и Тюменский аккумуляторный завод. Его аккумуляторы имеют довольно простую конструкцию, электролит в них жидкий и ничем не связан. Безусловно, есть отрасли, где такие аккумуляторы очень востребованы. Тем не менее, можем ли мы ожидать расширение ассортимента этого завода в новых условиях?
— Аккумуляторы с жидким электролитом производит, например, такая известная немецкая компания Hoppike, и они также есть в нашем ассортименте. Несмотря на то, что такая конструкция была придумана достаточно давно, эти аккумуляторы справляются со своими задачами и востребованы на рынке. Как правило, такие АКБ устанавливают на энергетических подстанциях, они применяются для устранения бросковых токов. Причем для данного применения литиевые аккумуляторы до сих пор не подходят. Продукция Тюменского аккумуляторного завода может частично заместить батареи Hoppike. Что же до новых моделей, то в начале марта этого года завод в Тюмени начал выпуск AGM-аккумуляторов. По цене они вполне способны конкурировать с китайскими аналогами. Что же касается технических характеристик, то нужно посмотреть, как новинка поведет себя в эксплуатации. Мы взяли на тестирование образцы батарей AGM-типа из Тюмени. По итогам испытаний можно будет делать выводы о их применимости.
— Есть ли в России еще производители AGM-аккумуляторов?
— По имеющимся у меня данным, еще несколько заводов в России несколько лет тому назад привлекли государственные инвестиции и сейчас осваивают это производство. Но что у них в итоге получится и сможем ли мы заместить их продукцией аккумуляторы, производимые в Юго-Восточной Азии, — покажет время. Тем не менее, перспективы развития производства аккумуляторов в нашей стране, безусловно, есть.
— Зачастую под импортозамещением у нас подразумевают сборку устройства на территории России, но из импортных комплектующих. Но сейчас складывается такая ситуация, что некоторых комплектующих, поставлявшихся из США и Евросоюза, у нас просто не будет. Насколько производство аккумуляторов в России зависит от импорта?
— Необходимость в переходе на отечественные компоненты была и ранее, поскольку наиболее привлекательные покупатели аккумуляторов — крупные компании с государственным участием — ставят жесткие требования по российскому происхождению продукции. Например, «Газпром» сейчас требует 95 % локализации производства, им нужны сертификаты СТ-1 и «Газпромсерт». Применительно к свинцово-кислотным АКБ должен быть реализован полный цикл производства в России. Из правила могут быть сделаны исключения только в случае, если товар в принципе не производится в РФ. Именно возможность поставки крупнейшим компаниям является сейчас основным стимулом, из-за которого компании развертывают полный цикл производства в нашей стране. Технологических же препятствий для производства всех комплектующих для батарей в нашей стране нет.
Проект бесперебойного питания для сети «Ашан»
— Где был реализован данный проект? Для каких потребителей обеспечивается бесперебойное питание?
— Проект был реализован в Москве. От наших аккумуляторов обеспечивается резервное питание охранно-пожарной сигнализации, офисного оборудования, аварийного освещения, центров обработки данных. В тендере мы участвовали через партнера.
— Каким образом вам удалось выиграть столь высококонкурентный тендер?
— Выиграли, потому что предложили поставку полной линейки АКБ для нужд заказчика. Использовались батареи DELTA Battery различных серий.
— Предъявляются ли какие-либо особые требования к аккумуляторам с учетом, что торговый центр — это место скопления людей?
— Нет, требования связаны не с помещением, в котором размещаются батареи, а с функциями, которые они выполняют.
— Некоторые образцы DELTA Battery имеют возможность однократного продления ресурса путем долива электролита. Применялись ли такие аккумуляторы в «Ашане»?
— Нет, мы их в данном проекте не использовали. Вообще, АКБ с доливом электролита — это решение для небольших объектов вроде загородного дома. При обеспечении бесперебойного питания гипермаркета в одном зале может находиться, например, около 400 аккумуляторов, причем располагаются они в шкафах и стойках. Организовать для них всех долив нереально. Поэтому для крупных проектов вроде «Ашана» используются батареи с улучшенными характеристиками, обеспечивающими необходимый срок службы без доли-ва электролита.
Проект Ковыктинского месторождения («Газпром»)
— Где именно на месторождении используются ваши аккумуляторы?
— Они применены в системах бесперебойного питания контейнерного типа. От этого оборудования получают питание системы автоматики и запорная арматура. В 20-футовом контейнере установлена небольшая электростанция, работающая на газе, которая является резервным источником энергоснабжения. Аккумуляторы там необходимы, чтобы питать потребителей в случае поломки генератора, работающего на газе. Как правило, на месторождениях устанавливают несколько генераторов. Например, стоят 10 генераторов, из них 8 работают, а 2 находятся в резерве.
Питание от АКБ необходимо на время переключения с одного генератора на другой. Также батареи применяются и при запуске генераторов.
— Какие аккумуляторы применены в проекте? В каких условиях они работают?
— Батареи DELTA Battery Xpert, модель фронт-терминального типа Front-X. Выбрали именно их, потому что они способны питать нагрузку, которая имеется в проекте, на протяжении 3–4 часов. За это время можно даже отремонтировать электрогенератор. Кроме этого, фронт-терминальные батареи в большом количестве умещаются в узкую стойку, параметры которой заданы оборудованием у заказчика. Установлены аккумуляторы в отапливаемых помещениях.
— Можете ли вы сказать о каких-либо требованиях, которые специфичны именно для «Газпрома»? Сказываются ли как-либо на требованиях суровые климатические условия на месторождениях?
— Условия работы аккумуляторов на месторождениях вполне стандартные. Но у «Газпрома» есть собственные экспертные службы, осуществляющие тестирование поставляемой для нужд компании продукции. Если вы ведете речь о поставках батарей «Газпрому», вам нужно предоставить им несколько образцов на тестирование.
Перспективы
— Мы сейчас говорили о проектах, реализованных для крупной торговой сети и газовой компании. Безусловно, эти направления — торговля и сырьевые отрасли — были на пике актуальности еще совсем недавно. Но сейчас, по моему мнению, на первый план выходит производство. Будет ли как-либо ENERGON менять ассортимент в связи с переменами?
— Я бы не сказал, что добыча энергоносителей стала неактуальной. Это то, что нужно в любых условиях. Вряд ли сейчас наш ассортимент сильно изменится. Свинцово-кислотные аккумуляторы отлично работают на производствах и в дата-центрах. Применение их же для сглаживания бросковых токов на подстанциях электропитания будет актуально еще много лет. Да, у батарей на основе лития много преимуществ, но если мы говорим, что нам нужен аккумулятор, который способен работать даже на пожаре, то выбор пока что один — свинцово-кислотные АКБ. Причина не только в свойствах химических элементов. Литиевые аккумуляторы при одинаковой емкости примерно в три раза дороже свинцово-кислотных. Соответственно, для более дорогого решения предусмотрена защитная электроника, которая отключает батарею при возникновении угрозы ее выхода из строя. Вот почему отключаются литиевые аккумуляторы в экстремальных ситуациях. Дешевизна свинцово-кислотных батарей делает возможной их более частую замену, соответственно, защитную электронику на них не устанавливают. Такой аккумулятор в экстремальных ситуациях постепенно будет выходить из строя, но давать электроэнергию в нагрузку. Задача обеспечения безопасности актуальна для любого более-менее сложного производства. И поэтому для заводов свинцово-кислотные батареи ещё долгое время будут актуальны.
ENERGON — федеральная дистрибьюторская сеть, поставляющая аккумуляторы и оборудование солнечной энергетики. Основана в 1998 г. Сеть присутствует в 80 регионах РФ, а так-же в Белоруссии и Казахстане. Среди клиентов ENERGON есть в том числе такие знаковые для нашей страны организации, как «Мегафон», «Ростелеком», «Газпром», «Роснефть», Московский метрополитен и многие другие.
Флагманский бренд сети по направлению аккумуляторов — DELTA Battery. Он зарегистрирован в России, а также имеет международную регистрацию по Мадридской системе и правовую охрану в ряде других стран, производство данных аккумуляторов осуществляется в Юго-Восточной Азии. Также ENERGON поставляет на рынок и аккумуляторы полностью российского производства.