Одним из изделий, получающих все более широкое применение при строительстве, расширении и реконструкции распредустройств (РУ) на напряжение 35 кВ и выше, является жесткая ошиновка. Ее рациональное применение позволяет сократить площадь, занимаемую РУ, расход металла на изготовление несущих конструкций и объемы земляных работ, а в конечном счете — снизить стоимость строительства объекта и улучшить условия его эксплуатации.
Производственной фирмой «КТП-Урал» (Группа компаний «ЭнТерра») разработана документация и освоено производство модулей жесткой ошиновки для РУ 35 — 110 кВ на номинальные токи до 2 кА и на номинальные токи до 3,15 кА — для РУ 220 кВ. Основными элементами таких модулей являются шины трубчатого сечения, выполненные из алюминиевого сплава, а также соединительные узлы с шинодержателями и контактными связями.
При расстоянии между опорными изоляторами не более 9 м шины в пролетах выполняются без стыков, из заготовок соответствующей длины; в остальных случаях шины в пролетах имеют сварные соединения.
Шинодержатели для жесткой ошиновки разработаны в нескольких вариантах (фото 1), позволяющих быстро собрать на объекте, в точном соответствии с условиями поставки, прочную трехфазную систему токоведущих частей, обеспечивающую компенсацию температурных деформаций шин в процессе эксплуатации (фото 2).
Для создания надежных электрических контактов между соединяемыми токоведущими частями предназначены гибкие контактные связи из алюминиевого провода, запрессованного по концам в кабельные гильзы. При изготовлении гибких связей для шин на номинальный ток не более 2 кА выполняется приварка гильз к хомутам со стяжными болтами для последующей установки связей на соединяемых участках РУ (фото 3); при больших значениях номинальных токов шин гильзы приваривают непосредственно к соединяемым участкам при изготовлении ошиновки (фото 4).
Число проводов в составе гибкой связи и число связей в составе соединительного узла определяются параметрами конкретного модуля ошиновки.
На торцах шин устанавливаются заглушки, препятствующие гнездованию птиц; для гашения ветровых резонансных колебаний шины снабжаются виброгасителями.
Каждый шинный модуль при изготовлении обеспечивается цветовым обозначением фаз, регламентированным Правилами устройства электроустановок. Такое обозначение может быть выполнено или с помощью маркировочных колец с высокопрочной заводской окраской, устанавливаемых на шинах при монтаже (фото 5), или посредством покраски шин по всей длине (фото 6), что может оказаться необходимым для более интенсивного охлаждения шин или их защиты от химической коррозии на объекте.
Выбор способа электрических соединений на участках между аппаратами в пределах одной ячейки РУ — жесткой ошиновкой или гибкими проводами — определяется в каждом конкретном случае конструктивными соображениями и технико-экономическими показателями.
Специалистами Группы компаний «ЭнТерра», с целью дальнейшего сокращения строительно-монтажных затрат, разработана документация, предусматривающая для РУ с типовыми схемами и компоновками наиболее рациональное применение жесткой ошиновки совместно с блочно-модульными конструкциями БМК «Исеть» производства ГК «ЭнТерра», предназначенными для установки основного и вспомогательного оборудования подстанций.
Поставка жесткой ошиновки может осуществляться как в виде законченных комплектных модулей, прошедших контрольную сборку перед упаковкой и отправкой на объект (фото 7), так и отдельными элементами.
Заключением аттестационной комиссии ОАО «ФСК ЕЭС № 09-56 от 11.11.2009 г. по результатам проведенных испытаний комплектная жесткая ошиновка типа ОЖК-15,4-220/3150 на токи от 1000 до 3150 А, выпускаемая ЗАО ПФ «КТП-Урал», рекомендована для применения на объектах ОАО «ФСК ЕЭС».
Владислав Тамбовский, канд. тех. наук,
Технический директор ЗАО УК «ЭнТерра»