Для российской науки и промышленности характерна высокая фрагментированность в самых различных аспектах. Если говорить о передовых разработках, то зачастую Россия значительно отстает от мирового уровня. Однако в некоторых сегментах отечественные достижения на годы вперед превосходят зарубежные (например, в атомной энергетике) или находятся с ними на одном уровне. Промышленные накопители электрической энергии, создаваемые Челябинским научно-техническим центром «Приводная техника», как-раз относятся к таким разработкам.

Челябинцы занимаются разработкой и производством систем для накопления и хранения электроэнергии уже порядка 10 лет. Самые актуальные проекты с применением таких систем — гибридные тепловозы и электротранспорт. Но все эти проекты были разовыми, и несколько лет назад компанией было принято решение пойти в серийный продукт.
Компания очень много работает с буровыми установками. Все они запитаны либо от дизель-генераторных установок (ДГУ), либо от длинных линий. У обоих вариантов есть определенные проблемы с качеством и стабильностью электроэнергии. Накопленный опыт говорит о том, что именно таким заказчикам, — имеющим удаленные объекты с резко-переменной нагрузкой запитанных от ДГУ, — и нужны накопительные системы.
Евгений ЧУПИН, директор по маркетингу ООО «НТЦ «Приводная техника», на научно-практической конференции «Территория энергетического диалога», прошедшей в октябре прошлого года в Москве, рассказал:
– Мы обслуживаем порядка 800 буровых установок по всей стране в разных компаниях. Полтора года собирали статистику. Испытания своих установок проводили на действующих объектах «Роснефти». Создали модуль СНЭ — систему накопления энергии в контейнерном исполнении. Нашей задачей было создать все электрооборудование этой системы — систему автоматизации, систему управления преобразовательной техникой (как выяснилось после 24 февраля, преобразовательная техника в России практически никем не производится). Изначально мы разрабатывали этот проект за свой счет, это был внутренний НИОКР. Гибридная схема: литий-ионная АКБ и суперконденсатор.

Основная идея — заместить вращающийся резерв (либо снизить количество генерирующих объектов) на буровых установках, питающихся либо от ДГУ, либо от ГТУ (газотурбинной установки). С этой идеей НТЦ справился: количество аварий-ных отключений снизилось до нуля (с трех за 30 дней), коэффициент мощности повысился с 0,93 до 0,98, снизились отклонения напряжения и частоты сети, экономия по моточасам составила 20%, топлива — 3,2%. Как следствие — значительно сократился простой буровой установки (каждый час простоя стоит колоссальных денег). Даже самые простые подсчеты показывают, что установка СНЭ окупается за полтора года.
Компания заключила договоры, уже в 2024 году будут поставлены в отрасль первые 10 установок (заказчик — «Роснефть»). Кроме энергетической отрасли системы накопления от «Приводной техники» также целесообразно применять в горной промышленности (шахты, карьеры). Везде, где есть генерация электроэнергии на удаленных объектах, у компаний есть заинтересованность в таких СНЭ-установках.

От зарубежных аналогов (Siemens, General Electric) разработка отстает совсем немного, на-пример, Siemens запустил свою накопительную систему в серию только три года назад, Россия — в 2022-м. Причем все компоненты, кроме бата-рей и промышленных контроллеров, российские. Батареи со временем тоже будут отечественные — от компании «Рэнера», а вот с контроллерами ситуация пока что печальная — единственное российское предприятие, производящее промышленные процессоры, загружено на десятилетие вперед военными заказами. К счастью, российская электроника в последнее время стала активно развиваться, и со временем все компоненты будут полностью своими.