Промышленное оборудование

Устройство плавного пуска электродвигателя. Пример применения

2 мая 2016 г. в 19:43

Сегодня будет статья, в которой показан реальный пример использования устройства плавного пуска (мягкого пускателя) на практике.

Что это за устройство, я ранее подробно рассказывал в статье про мягкий пускатель. Напоминаю, что мягкий пускатель и устройство плавного пуска — суть одно и то же устройство. Названия эти происходят от английского Soft Starter. В статье я буду называть этот блок и так, и эдак, привыкайте;)

Моё мнение по пуску асинхронных двигателей, подтвержденное многолетними наблюдениями и практикой. При мощности двигателя более 4 кВт стоит подумать, чтобы обеспечить плавный разгон двигателя. Это нужно при тяжелой инерционной нагрузке, которая как раз и подключается на вал такого двигателя. Если двигатель используется с редуктором, то ситуация полегче.

Простейший и самый дешевый вариант — вариант с включением двигателя через схему «звезда-треугольник». Более «плавные» и гибкие варианты — устройство плавного пуска и преобразователь частоты (в народе — «частотник»). Есть ещё древний способ, который уже не применяется — двухскоростные двигатели.

Кстати, верный признак того, что двигатель питается через частотник — хорошо слышимый писк с частотой около 8 кГц.

Итак, проблема — на котельной есть насосы подпитки котла водой. Всего два насоса, и включаются они по команде от системы слежения за уровнем воды в котле. Одновременно может работать только один насос, выбор насоса осуществляет оператор котельной путем переключения водяных кранов и электрических переключателей.

Насосы приводятся в действие обычными асинхронными двигателями. Асинхронные двигатели 7,5 кВт включаются через обычные контакторы. А поскольку мощность большая, то пуск очень жесткий. Каждый раз при пуске возникает ощутимый гидроудар. Портятся и сами двигатели, и насосы, и гидросистема. Иногда такое ощущение, что трубы и краны сейчас разлетятся вдребезги.

Кроме того, когда котёл остывший, и в него резко подается горячая вода (так надо по технологии, около 95°С), то происходят неприятные явления, напоминающие взрывообразное бурление.

Всего на котельной два идентичных котла, но во втором установлены частотники на насосы. Котлы (точнее, парогенераторы) вырабатывают пар с температурой более 115 °С и давлением до 14 кгс/см2.

Жаль, что конструкцией котла в электросхеме не предусмотрено было плавное включение двигателей насоса. Хотя котлы итальянские, на этом было решено сэкономить…

Повторюсь, что для плавного включения асинхронных двигателей мы имеем на выбор такие варианты:

  • схема «звезда-треугольник»;
  • система плавного пуска (мягкий пуск);
  • частотный преобразователь (инвертор).

В данном случае необходимо было выбрать тот вариант, при котором бы было минимальное вмешательство в рабочую схему управления котлом.

Дело в том, что любые изменения в работе котла должны быть обязательно согласованы с производителем котла (либо сертифицированной организацией) и с надзорной организацией. Поэтому изменения должны быть внесены незаметно и без лишнего шума. Хотя, в систему безопасности я не вмешиваюсь, поэтому тут не так строго.

Выбор устройства плавного пуска

Для начала посмотрим на шильдик двигателя:

Двигатель насоса, который подключается к устройству мягкого пуска

Двигатель насоса, который подключается к устройству мягкого пуска

Мощность двигателя — 7,5 кВт, обмотки соединены в схему «треугольник», номинальный потребляемый при этом ток — 14,7А.

Вот как выглядела система пуска («жёсткая»):

Система прямого пуска двигателей нососов

Система прямого пуска двигателей насосов

Напоминаю, что у нас два двигателя, и запускаются они контакторами 07КМ1 и 07КМ2. Контакторы снабжены блоками дополнительных контактов — для индикации и контроля включения.

В качестве альтернативы было выбрано устройство плавного пуска ABB PSR-25-600. Его максимальный ток — 25 Ампер, так что запас у нас хороший. Особенно, если учесть, что работать придётся в тяжелых условиях — количество пусков/стопов, высокая температура.

Вот наклейка на софтстартере с параметрами:

ABB PSR-25-600 - параметры

Soft Starter ABB PSR-25-600 — параметры

  • FLA — значение силы тока при полной нагрузке — почти 25А,
  • Uc — рабочее напряжение,
  • Us — напряжение цепи управления.

Установка софтстартера

Примерил для начала:

Пробная установка блока плавного пуска

Пробная установка блока плавного пуска

По высоте подходит один в один, по ширине тоже, только длина чуть больше, но место есть.

Теперь вопрос по цепям управления. Контакторы в исходной схеме включались напряжением 24 VAC, а наши АББ управляются напряжением минимум 100 VAC. Налицо необходимость промежуточного реле либо изменения напряжения питания цепи управления.

Однако, на официальном сайте ABB я нашёл схему, где показано, что это устройство способно работать и при 24 VAC. Попытал счастья — не получилось, не запускается…

Что же, ставим промежуточное реле, которое приводит напряжение к нужному уровню:

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Вот с другого ракурса:

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Вот и всё. Промежуточные реле обозвал 07КМ11 и 07КМ21. Кстати, они также нужны и для дополнительных цепей. Через них включаются индикаторы, и сухие контакты для внешнего устройства (пока не используются, в старой схеме — оранжевые провода).

Когда хотел управление использовать напрямую, без реле (24 VAC), планировал индикаторы включения пустить через контакты Com — Run, которые теперь остались неиспользованные.

Схемы плавного пуска

Вот исходная схема.

Схема жесткого пуска двигателей, через контакторы (исходная)

Схема жесткого пуска двигателей, через контакторы (исходная)

А вот как нехитро я изменил схему:

Схема с плавным пуском двигателей на софтстартерах

Схема с плавным пуском двигателей на софтстартерах

По настройкам — коротко. Тут три регулировки — время разгона, время замедления, и начальное напряжение.

Можно было бы использовать одно устройство плавного пуска, и контакторы выбора двигателя (переключать одно устройство на два двигателя). Но это усложнит и сильно изменит схему, и понизит надежность. Что для такого стратегического объекта, как котельная, очень важно.

Осциллограммы напряжения

Орешек знанья твёрд, но всё же
мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
киножурнал «Хочу всё знать!»

Собрать схему отверткой всякий может. А для тех, кто хочет увидеть напряжение и понять, какие реальные процессы происходят, без осциллографа не обойтись. Публикую осциллограммы на выходе 2Т1 устройства плавного пуска.

Двигатель выключен. Чистый синус.

Двигатель выключен. Чистый синус.

Не правда ли, логическая нестыковка — двигатель выключен, а напряжение на нём есть?! Это особенность устройств мягкого пуска. Неприятная и опасная. Да, на двигателе есть напряжение 220В, даже когда он стоит.

Дело в том, что управление происходит только по двум фазам, а третья (L3 — T3) подключена к двигателю напрямую. А так как тока нет, то на всех выходах устройства действует напряжение фазы L3, которое проходит через обмотки двигателя. Та же ерунда бывает и в трехфазных твердотельных реле.

Будьте осторожны! При обслуживании двигателя, подключенного к устройству мягкого пуска, отключайте вводные автоматы, и проверяйте отсутствие напряжения!

Запуск. Тиристоры режут фазу нещадно.

Запуск. Тиристоры режут фазу нещадно.

Поскольку нагрузка индуктивная, то синусоида не только режется на куски, но и сильно искажается.

Кстати, рекомендую ознакомиться с осциллограммами на выходе источника бесперебойного питания. Там тоже не всё так однозначно.

Помеха прёт, и это надо учитывать — возможны сбои в работе контроллеров и другой слаботочки. Чтобы это влияние уменьшить, надо разносить и экранировать цепи, устанавливать дроссели на входе, и др.

Двигатель почти включен. Около 90% от энергии синуса.

Двигатель почти включен. Около 90% от энергии синуса.

Фото сделано да пару секунд до того, как включился внутренний контактор (байпас), который подал полное напряжение на двигатель.

Фото корпуса

Ещё небольшой бонус — несколько фото внешнего вида устройства плавного пуска ABB PSR-25-600.

ABB PSR-25-600 - вид снизу

ABB PSR-25-600 — вид снизу

Опция - подключение вентилятора для охлаждения, в случае больших нагрузок

Опция — разъем и крепления для подключения вентилятора охлаждения, в случае больших нагрузок

ABB PSR-25-600 - входные силовые клеммы и клеммы питания и управления.

ABB PSR-25-600 — входные силовые клеммы и клеммы питания и управления

Крепёж на ДИН-рейку. Надежный и качественный, как и вся продукция ABB.

Крепёж на ДИН-рейку. Надежный и качественный, как и вся продукция ABB

Источник: Александр/СамЭлектрик.ру

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Устройства плавного пуска (УПП). Устройства плавного пуска в Челябинске.

ООО "Весталин" поставляет устройства плавного пуска серии PRS2: Устройства плавного пуска серии PRS2 предназначены для плавного запуска асинхронных короткозамкнутых электродвигателей путем постепенного повышения напряжения на статоре двигателя. Силовая часть устройства выполнена на тиристорах, система управления - цифровая, микропроцессорная. УПП этой серии предназначены для работы с электродвигателями, мощностью от 11 до 500 кВт. Устройства плавного пуска PRS2 с успехом выполняют следующие основные функции: Контролируемый запуск электродвигателя; Контролируемая остановка электродвигателя; Электронная защита электродвигателя как в процессе запуска, так и в длительном режиме. УПП позволяет реализовать 5 различных режимов запуска и два режима останова. Использование устройств плавного пуска серии PRS2 позволит уменьшить пусковые токи, снизить вероятность перегрева и повысить срок службы двигателя, устранить рывки в механической части привода или гидравлические удары в трубах и задвижках в момент пуска и останова электродвигателей. В отличии от множества других УПП, устройства этой серии оснащены силовыми модулями – тиристорами по всем трем фазам, включенными по встречно - параллельной схеме, что обеспечивает управление всеми тремя фазами на протяжении полного периода. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: Питающее напряжение U (3ф) - 380 В ± 15% Частота - 50 Гц Применяемые моторы - Асинхронные с коротко замкнутым ротором Диапазон подключаемых электродвигателей - 11 – 500 кВт Частота пусков - Не более 20 раз в час Степень защиты - IP20 Стойкость к вибрациям - Высота до 3000м, вибрационное усилие до 0.5g Температура эксплуатации -15...+40 без потери мощности +40…+60 при повышении на 1 градус снижение тока на 1,2% Окружающая влажность воздуха - 95% без образования конденсата Максимальная рабочая высота - Без потерь мощности на высоте до 1000 м (выше 1000 м, падение тока 0.5% на каждые 100 м) Система охлаждения - Естественное Модельный ряд: PRS2 015 (электродвигатель 15 кВт, 28А); PRS2...
Давыдов Андрей · ООО «Весталин» · 3 апреля · Россия · Челябинская обл
Устройства плавного пуска (УПП). Устройства плавного пуска в Челябинске.

ПРОДАМ: Предлагаем устройства плавного пуска Fairford (производства Англия)

Предлагаем Вашему вниманию устройства плавного пуска Fairford: Устройство плавного пуска двигателя Synergy – инновационное. SYNERGY – цифровые устройства со встроенной сенсорной панелью управления 3,5'' для асинхронных двигателей. Встроенный байпасный контактор. Полная защита электродвигателя с памятью. Диапазон мощностей 7,5 – 110 кВт Устройство плавного пуска электродвигателя PFE - простое и компактное в пластмассовом корпусе PFE – простые софтстартеры для асинхронных двигателей. Встроенный байпасный контактор. Пластиковый корпус. Защита электродвигателя от превышения тока. Диапазон мощностей 2.2 – 22 кВт Устройство плавного пуска DFE – простое и компактное в металлическом корпусе DFE – простые устройства для асинхронных двигателей. Встроенный байпасный контактор. Металлический корпус. Защита электродвигателя от превышения тока. Диапазон мощностей 2,2 – 280 кВт Устройство плавного пуска двигателя XFE – с оптимизацией энергии. Цифровые УПП со строенным двустрочным 32-сегментным ЖК-дисплеем для асинхронных двигателей. Металлический корпус. Полная защита электродвигателя. Диапазон мощностей 2,2 – 1000 кВт Устройство плавного пуска HFE - для однофазных электродвигателей. УПП для однофазных асинхронных двигателей с возможностью оптимизации энергопотребления. Защита электродвигателя от превышения тока. Металлический корпус. Диапазон мощностей 1,1 кВт/10А; 4кВт/30А Цифровое устройство плавного пуска двигателя Centris – высоковольтное. Цифровые УПП для асинхронных двигателей. Шкафное исполнение. IP55. Диапазон мощности: 250 кВт-11МВт. Надеемся, что наше оборудование Вас заинтересует!
Предлагаем устройства плавного пуска Fairford (производства Англия)

ПРОДАМ: Устройства плавного пуска INSTART (Инстарт) серии SBI с байпасом

Применение УПП позволяет: снизить пусковые нагрузки не только непосредственно на электродвигатель и на другие исполнительные механизмы, но также и на электросеть (что, например, весьма актуально, если двигатель работает от автономной электростанции); значительно повысить срок эксплуатации механизма. Затягивание же времени пуска ведет к: перегреву обмоток и быстрому разрушению их изоляции; повышению пусковых нагрузок исполнительных механизмов (иногда до 500 процентов) и, вследствие этого, увеличению нагрузок на зубья шестеренок, скручиванию валов и срезанию шпонок; т.е. к быстрому износу двигателя в целом. ООО «СВ-Техноэлектро» в настоящее время является официальным дилером следующих заводов - производителей оборудования для частотно-регулируемых электроприводов: ООО «Компания Веспер», ООО «INSTART», ООО «Лидер». Кроме того, ООО «СВ-Техноэлектро» является торговым партнером ООО «Интехникс» - официального дистрибьютера в России Invertek Drives (Великобритания), Delta Electronics (Тайвань), AuCom (Новая Зеландия), ABB (Швеция, Швейцария) специализирующихся в выпуске оборудования в сфере промышленной автоматизации, специализирующихся в выпуске оборудования в сфере промышленной автоматизации.  Оборудование сертифицировано, с гарантией от производителя. Отгружается со склада производителя. Доставка осуществляется в любой регион России. Предоставляется техническая поддержка. Возникли вопросы - напишите нам по электронной почте или позвоните. Мы будем рады сотрудничеству и гарантируем полное соблюдение нами взятых обязательств перед Вами.
Журавель Валерий · СВ-ТЕХНОЭЛЕКТРО · 8 апреля · Россия · г Москва
Устройства плавного пуска INSTART (Инстарт) серии SBI с байпасом

ПРОДАМ: Крышка торцевая (торцовая) 8БГ.317.211, 8БГ.313.025, 8БГ.313.026, 8БС.313.025, 8БГ.313.038, 8БС.313.059, 8БС.313.060

ООО «ПромЭнергоМаш» имеет возможность поставить в Ваш адрес следующее оборудование и запасные части: — вкладыши подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей (СДН (З), СДМ (З), СДС (З), ДС, ДСП, СДВ, 2СДР, СДРЗ, ДСК, СДК (П)), электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б) (ПК и КПК 120×140, 130×130, 130×140, 140×150, 150×150, 160×160, 180×180, 200×200, 220×220, 250×250, 300×300, 350×350, 400×400, 500×500, по чертежам 5БС, 5БГ, 5БЩ, 5ДВ, 5ВК) — маслоподъемные (смазочные) кольца для подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б) — подшипниковые стояки и лабиринтные уплотнения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД — вкладыши подшипников и другие запасные части для электродвигателей 4АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ) и 2АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ, АДО), СТД — пусковые устройства УПР для высоковольтных электродвигателей — тиристорные возбудители BTE — пусковые устройства УПРФ, УПТФ.
Михайлов Денис · ООО "ПромЭнергоМаш" · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург

ПРОДАМ: Лабиринтное уплотнение 8БС.272.008, 8БС.272.009, 8БС.272.010, 8БС.272.011, 8БС.272.012, 5БС.272.016, 5БС.372.234

ООО «ПромЭнергоМаш» имеет возможность поставить в Ваш адрес следующее оборудование и запасные части: — вкладыши подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей (СДН (З), СДМ (З), СДС (З), ДС, ДСП, СДВ, 2СДР, СДРЗ, ДСК, СДК (П)), электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б), как с баббитовым покрытием, так и с фторопластовым покрытием (ПК и КПК 120×140, 130×130, 130×140, 140×150, 150×150, 160×160, 180×180, 200×200, 220×220, 250×250, 300×300, 350×350, 400×400, 500×500, по чертежам 5БС, 5БГ, 5БЩ, 5ДВ, 5ВК) — маслоподъемные (смазочные) кольца для подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б) — подшипниковые стояки и лабиринтные уплотнения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД — вкладыши подшипников и другие запасные части для электродвигателей 4АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ) и 2АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ, АДО), СТД — пусковые устройства УПР для высоковольтных электродвигателей — тиристорные возбудители BTE — пусковые устройства УПРФ, УПТФ.
Михайлов Денис · ООО «ПромЭнергоМаш» · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.